Базовые стандарты микрофинансовых организаций

27 января 2018 года вступил в силу Базовый стандарт по управлению рисками микрофинансовых организаций утвержденный Банком РФ от 27.07.2017 г. Специалисты компании Ю-Питер Консалтинг разработали для каждого вида микрофинансовой организации (МКК и МФК) методические пособия в соответствии с требованиями указанного базового стандарта.

Методического пособие для микрофинансовой компании (МФК) составлено с учетом формирования подразделения риск-менежмента и включают в себя положение о подразделелении риск-менеджмента и две должностные инструкции (начальника и специалиста). Методическое пособие для микрокредитной компании (МКК) составлено с учетом назначения единственного риск-менеджмента (специалиста по рискам).

Каждое из методических пособий представляет собой комплект шаблонов документов по управлению рисками:

  1. Положение об управлении рисками.
  2. Приказ об утверждении положения об управления рисками.
  3. Внутренняя отчетность риск-менеджера о системе управления рисками.
  4. Реестр рисков.
  5. Карта рисков.
  6. Паспорт кредитного риска.
  7. Паспорт операционного риска.
  8. Паспорт риска потери деловой репутации.
  9. Паспорт стратегического риска.
  10. Паспорт рыночного риска.
  11. Паспорт правового риска.
  12. Паспорт риска ликвидности.
  13. Паспорт процентного риска.
  14. Паспорт регуляторного риска.
  15. Приказ о назначении риск-менеджера.
  16. Должностная инструкция риск-менеджера.
  17. Положение о кредитном риске.
  18. Положение о риске ликвидности.
  19. Положение об операционном риске.
  20. Положение о правовом риске.
  21. Положение о риск потери репутации (репутационном риске).
  22. Положение о регуляторном риске.
  23. Программа обучения сотрудников микрофинансовой организации по риск-менеджменту.
  24. Ежегодный план реализации программы обучения сотрудников микрофинансовой организации методам и инструментам управления рисками
  25. Приказ об утверждении перечня сотрудников, обязанных проходить обучение по риск-менеджменту.
  26. Свидетельство о прохождении сотрудником микрофинансовой организации обучения по риск-менеджменту.
  27. Аттестационный лист о результатах проверки знаний сотрудников микрофинансовой организации по риск-менеджменту.
  28. Тесты для проверки знаний сотрудников микрофинансовой организации в области риск-менеджмента
  29. Ежегодный план проверки знаний сотрудников микрофинансовой организации в области риск-менеджмента (методы и инструменты управления рисками).
  30. Учебно-методический материал по риск-менеджменту.
  31. Дополнительное соглашение к трудовому договору с сотрудниками микрофинансовой организации.
  32. Изменения и дополнения в должностные инструкции об обязанности информировать риск-менеджера о рисках, возникающих в процессе выполнения их должностных обязанностей, и о привлечении к ответственности сотрудников за нарушение внутренних документов микрофинансовой организации.
  33. Изменения и дополнения в положения структурных подразделений об обязанности информировать риск-менеджера о рисках, возникающих в процессе выполнения их должностных обязанностей, и о привлечении к ответственности сотрудников за нарушение внутренних документов микрофинансовой организации.

В реестре рисков описаны основные риски микрофинансовых организаций: кредитный риск, стратегический риск, операционный риск, правовой риск, регуляторный риск, рыночный риск, процентный риск, риск потери деловой репутации МФО (репутационный риск), риск ликвидности. А также раскрываются внешние и внутренние источники (факторы) указанных рисков, последствия реализации каждого риска (сценарии развития событий) и оценка их влияния на микрофинансовую деятельность.  

Образец положения об управлении рисками в МФО

БЗ2-10

Образец положения об управлении операционным риском в МФО

БЗ2-2

Образец программы обучения работников МФО по риск-менеджменту 

БЗ1-3

Подробнее узнать о стоимости методического пособия Вы можете по телефонам 8(843) 265-52-32, 209-05-31 или направьте Ваш запрос на электронную почту info@law115.ru

Все вышеперечисленные документы разработаны на основании российских и зарубежных стандартов по риск-менеджменту:

  • Базовый стандарт по управлению рисками микрофинансовых организаций (утв. Банком России (Протокол N КФНП-26 от 27 июля 2017 г.)) (согласован Комитетом по стандартам микрофинансовых организаций при Банке России (Протокол N 3 от 19 июля 2017 г.));
  • A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBoK);
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009 "Менеджмент риска. Термины и определения" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 ноября 2011 г. N 548-ст);
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р МСО 31000-2010 "Менеджмент риска. Принципы и руководство"(утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 декабря 2010 г. N 883-ст);
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 "Менеджмент риска. Методы оценки риска" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 декабря 2011 г. N 680-ст);
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51901.21-2012 "Менеджмент риска. Реестр риска. Общие положения" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1285-ст);
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51901.22-2012 "Менеджмент риска. Реестр риска. Правила построения" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1285-ст)»;
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51901.23-2012 "Менеджмент риска. Реестр риска. Руководство по оценке риска опасных событий для включения в реестр риска" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1285-ст)».

Следует отметить, что в систему управления рисками микрофинансовой организации рекомендуется организационно интегрировать обеспечение непрерывности деятельности микрофинансовой организации в соответствии с методическими рекомендациями Банка России от 18 августа 2016 г. N 28-МР "По обеспечению непрерывности деятельности некредитных финансовых организаций". Поэтому рекомендуем Вам дополнительно приобрести  комплект документов в целях обеспечения непрерывности деятельности МФО.

Базовый стандарт по управлению рисками микрофинансовой организации

Во исполнение Федерального закона от 13.07.2015 №223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» и Указания Банка РФ от 30.05.2016 №4027-У «О перечне обязательных для разработки саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка» 27 июля 2017 года Банком России был утвержден Базовый стандарт по управлению рисками для микрофинансовых организаций, который вступит в силу через 180 дней со дня его размещения на официальном сайте Банка России и подлежит обязательному применению каждой микрофинансовой организацией (МКК и МФК).

Данный нормативный акт помимо основного текста, где, в частности, даются определения таким важным терминам, как риск, источник риска, рисковое событие, последствия риска, управление рисками, включает в себя три Приложения к Стандарту, в которых приведена классификация возможных рисков (Приложение №1), карта риска, отражающая виды рисков по степени их значимости и вероятности, а также риски внешней и внутриорганизационной среды (Приложение №2), и типовая форма отчетности о системе управления рисками (далее – СУР) (Приложение №3) .

С вступлением в силу рассматриваемого стандарта рекомендация по оценке риска станет теперь обязанностью для всех микрофинансовых организаций, что позволит обеспечить устойчивость финансового состояния и предотвратить возможные потери. Эта обязанность реализуется с помощью организации СУР, которая включает в себя такие процессы, как идентификация рисков, организация управления рисками, измерение и оценка рисков, контроль за соответствием рисков установленным лимитам. Ответственным за указанную деятельность назначается лицо, обладающее специальной квалификацией (риск-менеджер) или же создается подразделение риск-менеджмента (по усмотрению МФО). Также данная должность должна предусматриваться в каждой дочерней компании (либо назначается риск-менеджер (формируется подразделение риск-менеджмента), либо обязанности по договору выполняет риск-менеджер головной организации). Однако если МКК имеет задолженность по основному долгу на 31 декабря предыдущего года не менее одного миллиарда рублей, тогда возникает обязанность сформировать именно подразделение риск-менеджмента. Следует отметить, что допускается передача части функций риск-менеджера по аутсорсингу, но это не освобождает его от ответственности в области СУР.

Управление рисками осуществляется непрерывно, по всем видам деятельности, на всех уровнях управления, и в соответствии с принципом документирования. Наиболее важным в этой области документом является Положение об управлении рисками (гл.5 Стандарта), которое обязательно к составлению и должно пересматриваться не реже одного раза в год. В п.5.1 Стандарта указаны аспекты, необходимые к отражению в Положении. Рассмотрим их более подробнее. 

Разграничение обязанности уполномоченных органов МФО и риск-менеджера. 

Так, к компетенции органов МФО относится утверждение правил и методов оценки рисков и формирования внутренней отчетности, разработка Положения и иных связанных с ним документов, организация обучения работников (в том числе в части соблюдения Положения). В круг обязанностей риск-менеджера входит разработка и внедрение методик идентификации, оценки и контроля уровня рисков, подготовка внутренней отчетности, разработка программ обучения, анализ рисков.

Определение порядка ведения реестра рисков. 

В реестр рисков включаются идентифицированные риски и результаты их оценок. Он должен пересматриваться не реже одного раза в год. 

Принципы и порядок раскрытия информации. 

Работники МФО обязаны информировать риск-менеджера о рисках, возникающих в процессе осуществления производственных операций. Риск-менеджер обязан не реже одного раза в год предоставлять органам МФО информацию, касающуюся управления рисками. 

Сроки и порядок предоставления внутренней отчетности. 

Внутренняя отчетность составляется в соответствии с Приложением №3 и включает в себя реестр рисков, паспорт риска (каждого рискового события) и карту рисков (Приложение №2).

Основные подходы к осуществлению процессов СУР.

Система управления рисками должна включать мероприятия по управлению наиболее опасными рисками и также следующими видами рисков: кредитным риском, риском ликвидности, операционным риском и правовым риском.

В добавление к вышеуказанному Стандарт содержит информацию о мониторинге, измерении и оценки рисков, мероприятиях по управлению рисками и контролю.