Правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ депозитария

Разработка, проверка и обновление правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ депозитария в соответствии с требованиями  Федерального закона №39-ФЗ от 22.04.1996 г. "О рынке ценных бумаг" и Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001 г. "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма":

Разработка правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма (ПВК по ПОД/ФТ)

Договорная 

Правила внутреннего контроля включают в себя следующие формы первичных документов:

  1. Анкета клиента – физического лица.
  2. Анкета клиента – юридического лица.
  3. Анкета клиента – индивидуального предпринимателя.
  4. Анкета клиента – иностранной структуры без образования юридического лица.
  5. Анкета выгодоприобретателя – физического лица.
  6. Анкета выгодоприобретателя – юридического лица.
  7. Анкета выгодоприобретателя – индивидуального предпринимателя.
  8. Анкета представителя клиента.
  9. Анкета бенефициарного владельца клиента.
  10. Мотивированное суждение о бенефициарном владельце.
  11. Опросный лист клиента о финансовом положении, деловой репутации и источниках происхождения денежных средств.
  12. Внутреннее сообщение о сделке (операции).

Актуализация (обновление) правил внутреннего контроля

от 1000 р.

Приведение правил внутреннего контроля в соответствие с действующим законодательством РФ. Окончательная стоимость определяется в зависимости от объема вносимых изменений.

Экспресс-анализ правил внутреннего контроля

Бесплатно

 

По результатам проведенного анализа будет подготовлено краткое заключение с описанием выявленных нарушений.

Полный анализ правил внутреннего контроля с выдачей письменного заключения

Договорная

По результатам анализа выдается письменное заключение на официальном бланке.

Разработчики: специалисты Центра финансового мониторинга компании Ю-Питер Консалтинг.

Срок подготовки документов: 5-7 рабочих дней. Возможна разработка документов в более короткие сроки, а также с учетом особенностей вида и масштаба Вашей деятельности, организационной структуры, характера продуктов (услуг), предоставляемых Вами клиентам, а также уровня риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, в этом случае стоимость увеличивается на 30% от обычной стоимости.

Форма предоставления документов: в электронном виде в формате Word. При получении документов на электронную почту Вам останется только их распечатать (пронумеровать и прошнуровать), подписать и поставить печать.

Дополнительно Вы можете заказать у нас разработку следующей документации по ПОД/ФТ:

1. Документы, подготовленные в соответствии Положением о требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утв. Банком России 15.12.2014 N 445-П:

  1. Приказ о назначении специального должностного лица.
  2. Должностная инструкция специального должностного лица.
  3. Трудовой договор со специальным должностным лицом.
  4. Ежегодный план проверок внутреннего контроля.
  5. Приказ об инициировании проверок внутреннего контроля.
  6. Отчет специального должностного лица о результатах проверки выполнения правил внутреннего контроля, требований Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и нормативных актов Банка России по ПОД/ФТ (образец заполнения).
  7. Положение о подразделении по ПОД/ФТ.
  8. Должностная инструкция специального должностного лица – Начальника подразделения по ПОД/ФТ.
  9. Трудовой договор с начальником подразделения по ПОД/ФТ.
  10. Должностная инструкция специалиста подразделения по ПОД/ФТ.
  11. Трудовой договор со специалистом подразделения по ПОД/ФТ.

2. Документы, разработанные в соответствии с Указанием Банка России от 05.12.2014 N 3471-У "О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях":

  1. Программа подготовки и обучения сотрудников в сфере ПОД/ФТ.
  2. Программа обучения сотрудников в целях ПОД/ФТ для проведения вводного (первичного) инструктажа.
  3. Свидетельство о прохождении сотрудником обучения в целях ПОД/ФТ.
  4. Аттестационный лист.
  5. Тесты для проверки знаний сотрудников в области ПОД/ФТ (25 штук), а также ответы на тест по подфт.
  6. Ежегодный план проверки знаний сотрудников в области ПОД/ФТ.
  7. Ежегодный план реализации программы обучения сотрудников в области ПОД/ФТ.
  8. Приказ об утверждении перечня сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ.

3. Документы, составленные в соответствии с Указанием Банка России от 15.12.2014 N 3484-У "О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма":

  1. Приказ о работе со списками Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма;
  2. Акт о результатах проверки по спискам лиц, имущество которых заморожено (заблокировано) решением Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма;
  3. Служебная записка о выгрузке нового решения Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма;
  4. Журнал регистрации входящей информации из Личного кабинета Росфинмониторинга;
  5. Журнал регистрации исходящей информации из Личного кабинета Росфинмониторинга;
  6. Приказ об утверждении графика проверки клиентов по Перечню;
  7. Отчет о результатах проверки среди клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества 
  8. Служебная записка о выгрузке новой редакции Перечня;
  9. Приказ о применении новой редакции Перечня;
  10. Инструкция по работе в Личном кабинете Росфинмониторинга;
  11. Приказ о передаче специальным должностным лицом на период его его командировки, отпуска ключей электронной подписи и кодов идентификации и аутентификации пользователя Личного кабинета Росфинмониторинга другому сотруднику (с указанием места хранений ключей в обычном режиме и во время отсутствия СДЛа).

Наши специалисты также могут разработать все вышеперечисленные документы за прошлые периоды в целях восстановления документооборота по ПОД/ФТ перед выездной/камеральной проверкой Банка России. Стоимость определяется индивидуально.

4. Обучение  по программе "Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма" с выдачей свидетельства установленного образца (онлайн-курс).

Правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего депозитарную деятельность (депозитарий)

Депозитарной деятельностью признается оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету и переходу прав на ценные бумаги.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность, именуется депозитарием.

Депозитарий, осуществляющий расчеты по результатам сделок, совершенных на торгах организаторов торговли по соглашению с такими организаторами торговли и (или) с клиринговыми организациями, осуществляющими клиринг таких сделок, именуется расчетным депозитарием.

Центральный депозитарий – это депозитарий, который осуществляет депозитарную деятельность, в том числе деятельность расчетного депозитария для владельцев ценных бумаг эмитента, обязанного осуществлять раскрытие (предоставление) информации.

Кастодиальный депозитарий - депозитарий, депонентами которого, как правило, являются инвесторы, не осуществляющие брокерской и дилерской деятельности и не обслуживающие организованные рынки ценных бумаг (торговые системы); законодательно не введен; противопоставляется расчетному депозитарию.

Специализированный депозитарий акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов – это депозитарий, который осуществляет учет имущества, принадлежащего акционерному инвестиционному фонду, имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, а также имущества, в которое размещены пенсионные резервы негосударственного пенсионного фонда, а также хранение этого имущества (в том числе ценных бумаг).

Специализированный депозитарий ипотечного покрытия - депозитарий, который осуществляет учет имущества, составляющего ипотечное покрытие, путем ведения реестра; осуществляет учет прав на бездокументарные ценные бумаги, составляющие ипотечное покрытие, и хранение документарных ценных бумаг, составляющих ипотечное покрытие, за исключением государственных ценных бумаг, для которых нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрен иной порядок учета прав (хранения).

Депозитарий накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих - депозитарий, который осуществляет хранение сертификатов документарных ценных бумаг, а также учет прав на бездокументарные ценные бумаги, в которые инвестированы накопления для жилищного обеспечения военнослужащих.

Лицо, пользующееся услугами депозитария по хранению ценных бумаг и/или учету прав на ценные бумаги, именуется депонентом.

Следует отметить, что в методических рекомендациях от 15 июля 2015 г. №16-МР Банк России обращает внимание депозитариев на отдельные операции клиентов. В преамбуле указанного документа ЦБ РФ пишет, что в результате осуществления Банком России надзорной деятельности выявляются случаи регулярного совершения недобросовестными хозяйствующими субъектами - клиентами депозитариев (далее - клиенты) операций с ценными бумагами, не имеющих очевидного экономического смысла, возможными действительными целями которых могут являться легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и другие противозаконные цели.

Так, в рамках указанных операций, как правило, осуществляется приобретение клиентом у нерезидента или у российской кредитной организации ценных бумаг, относящихся к категории внешних ценных бумаг (например, еврооблигаций), местом хранения сертификатов которых является иностранный депозитарий, и (или) внутренних ценных бумаг, при этом схема совершения указанных операций характеризуется одновременным наличием двух и более следующих признаков:

  • клиент может переводить принадлежащие ему ценные бумаги на свои счета в иностранном депозитарии (иностранных депозитариях);
  • операции по приобретению и последующему отчуждению клиентом ценных бумаг проводятся регулярно и в сравнительно короткие сроки (как правило, в течение пяти дней), при этом участниками данных операций являются одни и те же лица;
  • отчуждение ценных бумаг осуществляется клиентом, как правило, нерезиденту, на платежных условиях "поставка свободно от платежа" с их оформлением непосредственно на лицо, которому отчуждается ценная бумага, либо на номинального держателя. При этом вместо оплаты отчуждаемых ценных бумаг денежными средствами осуществляется встречное представление других активов, которыми преимущественно выступают товары, ввезенные в Российскую Федерацию из государств - членов Таможенного союза, зачет встречных требований по оплате выполненных работ, оказанных услуг, либо отчуждение ценных бумаг осуществляется путем их продажи в рассрочку либо с отсрочкой платежа, либо в предусмотренные условиями сделки сроки, при которых фактическая оплата ценных бумаг покупателем не производится;
  • операции клиента соответствуют критериям операций, указанным в графе "Описание признака" строки кода видов признака 3208, 3209, 3210, 3217, 3218, 3225, 3232 перечня признаков, указывающих на необычный характер сделки, содержащегося в приложении 3 к Положению Банка России от 15.12.2014 N 445-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение N 445-П), в том числе в части оснований проведения операций.

Клиенты, осуществляющие вышеуказанные операции, как правило, обладают одним или несколькими следующими признаками:

  • размер уставного капитала равен или незначительно превышает минимальный размер уставного капитала, необходимый для создания соответствующего юридического лица;
  • одно и то же физическое лицо является учредителем (участником) клиента и (или) его руководителем и (или) осуществляет ведение бухгалтерского учета клиента;
  • в качестве адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа клиента (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени клиента без доверенности) указан адрес, в отношении которого имеется информация Федеральной налоговой службы о расположении по такому адресу также иных юридических лиц;
  • постоянно действующий исполнительный орган клиента, иной орган или лицо, имеющее право действовать от имени клиента без доверенности, отсутствует по месту нахождения, сведения о котором содержатся в едином государственном реестре юридических лиц.

Банк России рекомендует депозитариям в рамках реализации программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также реализации полномочий агента валютного контроля, определенных статьей 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", при выявлении совершения или возникновении подозрений в совершении клиентами, соответствующими признаку (признакам), операций, обороты по которым превышают 1 млн рублей вдень:

  • запрашивать у клиента документы, являющиеся основанием отчуждения ценных бумаг нерезиденту или российской кредитной организации;
  • запрашивать у клиента сведения об условиях расчетов по сделкам с ценными бумагами;
  • запрашивать у клиента документы, подтверждающие факт зачисления денежных средств на банковский счет клиента по сделкам, связанным с отчуждением ценных бумаг нерезиденту;
  • при расчетах, предусматривающих зачет встречных требований по договорам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, запрашивать документы, подтверждающие происхождение товара (в частности, таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товара) и документы, подтверждающие передачу товара клиенту, а также акты об оказании услуг, выполнении работ;
  • обеспечить повышенное внимание всем операциям такого клиента;
  • направлять в уполномоченный орган информацию об операциях такого клиента на основании пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в том числе с использованием кодов видов признаков 3208, 3209, 3210, 3217, 3218, 3225, 3232 перечня признаков, указывающих на необычный характер сделки, содержащихся в приложении 3 к Положению N 445-П.

В случае непредставления клиентом документов, являющихся основанием для проведения вышеуказанных операций, либо если из документов следует, что операция соответствует указанным признакам, Банк России рекомендует депозитариям реализовывать право на отказ в совершении операции, предусмотренное пунктом 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.