Дистанционная торговля ювелирными изделиями

Интернет-торговля ювелирными изделиями регламентируется Правилами продажи товаров дистанционным способом, утв. постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 N 612. Однако, в силу того, что указанные правила не содержат специальных норм, регламентирующих дистанционную продажу ювелирных изделий, на практике возникают споры о правомерности розничной продажи ювелирных изделий в сети Интернет. Наши специалисты разработали оптимальную бизнес-модель ведения дистанционной торговли ювелирными изделиями в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, а также комплект документов для ведения дистанционной торговли.

Наши специалисты оказывают юридическое сопровождение создания Интернет-магазина ювелирными изделиями в следующем порядке:

1 этап. Постановка на специальный учет в Пробирную палату России с ОКВЭДами: розничная торговля ювелирными изделиями:

  1. Подбор ОКВЭДов.
  2. Подготовка документов в налоговые органы о добавлении необходимых ОКВЭДов.
  3. Составление заявления и карты специального учета в Пробирную палату России.

2 этап. Подготовка необходимых документов для Интернет-магазина ювелирными изделиями:

  1. Политики конфиденциальности.
  2. Пользовательское соглашение.
  3. Публичная оферта (составляется на основании рекомендаций Заказчика).
  4. Иные документы по согласованию с Заказчиком и разработчиками Интернет-магазина.

Консультации по приему платежей за ювелирные изделия через системы электронных платежей и применению контрольно-кассовой техники (онлайн-кассы), а также по доставке ювелирных изделий до покупателей.

При необходимости наши специалисты окажут Вам помощь в подготовке договора на разработку сайта в сети Интернет, договора на продвижение сайта в поисковых системах, договора на SEO продвижение, договора на обслуживание сайта и его продвижение или проведут проверку указанных документов, которые Вам предложат разработчики.

3 этап. Комплект документов в целях исполнения Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ "О персональных данных" необходимых для обработки персональных данных клиентов и работников включает в себя:  

  1. Политика в отношении обработки персональных данных
  2. Положение об обработке данных
  3. Положение о порядке доступа в помещения
  4. Положение об обработке данных без использования средств автоматизации
  5. Положение о ведении личных дел работников.
  6. Приказ о допуске к обработке данных
  7. Приказ о назначении ответственных лиц
  8. Приказ об определении границ контролируемой зоны
  9. Приказ об утверждении перечня данных
  10. Приказ об утверждении перечня информационных систем
  11. Приказ об утверждении перечня помещений
  12. Приказ о создании комиссии по уничтожению персональных данных
  13. Соглашение о неразглашении информации
  14. Согласие на обработку персональных данных
  15. Форма отзыва согласия на обработку персональных данных
  16. Акт определения уровня защищенности данных
  17. Акт оценки потенциального вреда субъектам
  18. Журнал регистрации нарушения и восстановления
  19. Журнал учета обращений субъектов
  20. Журнал учета прав доступа
  21. Журнал учета проверок государственными органами
  22. Журнал учета средств защиты
  23. Журнал учета передачи персональных данных
  24. Инструкция по антивирусной защите
  25. Инструкция по порядку уничтожения и обезличивания персональных данных
  26. Инструкция по проведению внутреннего контроля
  27. Инструкция по рассмотрению запросов субъектов
  28. Инструкция по резервному копированию и восстановлению
  29. Инструкция по учету и хранению съемных носителей
  30. Инструкция по учету лиц, допущенных к обработке
  31. Инструкция пользователя информационной системы
  32. Инструкция пользователя при нештатной ситуации
  33. Матрица доступа к информационной системе 

Консультации по разработке форм обратной связи на Интернет-сайте, размещения политики обработки персональных данных.

4 этап. Документация для исполнения требований Федерального закона №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» субъектами ювелирной отрасли входят следующие документы:

  1. Правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ
  2. Приказ об утверждении правил внутреннего контроля н
  3. Приказ о назначении специального должностного лица
  4. Должностная инструкция специального должностного лица
  5. Анкета (досье) клиента – физического лица
  6. Анкета (досье) клиента – юридического лица
  7. Анкета (досье) клиента – индивидуального предпринимателя
  8. Анкета (досье) клиента – иностранной структуры без образования юридического лица
  9. Анкета (досье) выгодоприобретателя – физического лица
  10. Анкета (досье) выгодоприобретателя – юридического лица
  11. Анкета (досье) выгодоприобретателя – индивидуального предпринимателя
  12. Анкета (досье) представителя
  13. Анкета (досье) бенефициарного владельца
  14. Мотивированное суждение о бенефициарном владельце
  15. Опросный лист клиента
  16. Журнал замораживания (блокирования) денежных средств или иного имущества
  17. Журнал регистрации распоряжений клиентов, операции которых приостановлены
  18. Журнал учета случаев отказа от выполнения распоряжения клиента
  19. Журнал регистрации исходящей информации в Личном кабинете Росфинмониторинга
  20. Внутреннее сообщение о сделке (операции)
  21. Программа подготовки и обучения сотрудников по вопросам ПОД/ФТ 
  22. Памятка по ПОД/ФТ сотруднику. 

5 этап. Подключение к Личному кабинету Федеральной службы по финансовому мониторингу, в т.ч. удаленная настройка Вашего компьютера и установка «АРМ-Организация» для составления отчетности в Росфинмониторинг:

  • подключение к личному кабинету Росфинмониторинга;
  • настройка рабочего места в личном кабинете Росфинмонитринга (предусматривает удаленное подключение нашего специалиста к Вашему компьютеру и выполнение необходимых настроек);
  • удаленная установка «АРМ-Организация»;
  • комплект документов по оформлению работы в Личном кабинете Росфинмонитринга, в который входят следующие документы: 
    1. Приказ о работе со списками Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма;
    2. Акт о результатах проверки по спискам лиц, имущество которых заморожено (заблокировано) решением Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма;
    3. Служебная записка о выгрузке нового решения Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма;
    4. Журнал регистрации входящей информации из Личного кабинета Росфинмониторинга;
    5. Журнал регистрации исходящей информации из Личного кабинета Росфинмониторинга;
    6. Приказ об утверждении графика проверки клиентов по Перечню;
    7. Отчет о результатах проверки среди клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества 
    8. Служебная записка о выгрузке новой редакции Перечня;
    9. Приказ о применении новой редакции Перечня;
    10. Инструкция по работе в Личном кабинете Росфинмониторинга;
    11. Приказ о передаче специальным должностным лицом  на период его его командировки, отпуска ключей электронной подписи и кодов идентификации и аутентификации пользователя Личного кабинета Росфинмониторинга другому сотруднику (с указанием места хранений ключей в обычном режиме и во время отсутствия СДЛа).

Перечисленные документы подготовлены в соответствии с требованиями приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу №110 от 22 апреля 2015 г. 

6 этап. Обучение по программе «Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» с выдачей свидетельства установленного образца.

Ваши сотрудники могут пройти обучение по программе «Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» в количестве 8 академических часов в нашей компании с выдачей свидетельства установленного образца. Компания Ю-Питер Консалтинг аккредитована в Международном учебном центре финансового мониторинга (г. Москва) и имеет право проводить целевые инструктажи и повышение уровня знаний по ПОД/ФТ.

7 этап. Ежемесячное юридическое сопровождение деятельности Интернет-магазина ювелирных изделий.

После подготовки  всех документов и передачи их по акту приема-передачи наши специалисты могут оказывать дальнейшее юридическое сопровождение деятельности Интернет-магазина ювелирных изделий. В рамках абонентского обслуживания наши специалисты будут вести документооборот по ПОД/ФТ, а также оказывать Вам консультации по ведению дистанционной торговли ювелирными изделиями. Перечень конкретных услуг, а также стоимость могут обсуждаться индивидуально с каждым заказчиком. 

Напоминаем Вам, что статьей 19.14 Кодекса об административных правонарушениях РФ установлена ответственность за нарушение правил торговли драгоценных металлов, жемчуга, драгоценных камней или изделий, их содержащих в виде административного штрафа на граждан в размере от 3 000 до 5 000 рублей; на должностных лиц организаций, совершающих операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими, - от 10 000 до 15 000 рублей; на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 рублей. Кроме этого, ответственность за нарушения Правил продажи отдельных товаров установлена статьей 14.15 КоАП РФв виде административного штрафа на граждан в размере 300 до 1 500 рублей; на должностных лиц - от 1 000 до 3 000 рублей; на юридических лиц - от 10 000 до 30 000 рублей.

Интернет-торговля ювелирными изделиями

Продажа ювелирных изделий через Интернет-магазин относится к дистанционному способу продажи товаров и регулируется Правилами продажи товаров дистанционным способом, утв. постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 №612. Дистанционный способ торговли привлекателен для предпринимателей, в силу того, что позволяет экономить на арендной плате. Предпосылками развития электронной торговли, телеторговли, торговли с использованием каталогов, телекоммуникационных и иных средств доведения до потребителя информации о реализуемых товарах, являются: доступ населения к Интернету, телевидению; развитая система почтовой и курьерской доставки (в зависимости от вида дистанционной торговли); развитая и надежная (безопасная) система электронных платежей.

Между тем, при продаже ювелирных изделий дистанционным способом предпринимателям необходимо обратить внимание на некоторые ограничения, установленные действующим законодательством Российской Федерации. В соответствии с Правилами продажи товаров дистанционным способом, утв. постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 №612 продажей такого рода признается продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

На основании пункта 5 данных Правил не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством РФ. Ограничение оборотоспособности в соответствии с п. 2 ст. 129 Гражданского кодекса РФ заключается в том, что отдельные объекты могут принадлежать лишь определенным участникам гражданского оборота либо их приобретение и (или) отчуждение допускается только на основании специальных разрешений. Виды таких объектов определяются в порядке, установленном законом. Это означает, что в законе должны предусматриваться конкретные критерии отнесения объектов к ограниченно оборотоспособным и указываться государственные органы, уполномоченные определять конкретные их виды.

Порядок обращения ювелирных изделий в России регулируется Федеральным законом от 26.03.1998 №41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее – Закон №41-ФЗ). Положения указанного Закона не предусматривают лицензирование деятельности по розничной продаже ювелирных изделий в сети Интернет. Однако Законом №41-ФЗ установлена обязанность каждого для каждого предпринимателя вставать на специальный учет в Пробирной палате России. После постановки на спецучет организация или ИП получаеттак называемую ювелирную лицензию, то есть уведомление о постановке на специальный учет, которое выдается бессрочно. На основании вышеизложенного драгоценные металлы и драгоценные камни можно отнести к объектам гражданских прав, ограниченным в обороте, поскольку на них распространен разрешительный порядок ведения деятельности по их реализации. Порядок ведения специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями установлен постановлением Правительства РФ от 01.10.2015 №1052.

30 октября 2015 года вступили в силу изменения в постановлении Правительства РФ от 19.01.1998 №55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации». Согласно указанным изменениям запрещена продажа ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли. В месте с тем, акцент установлен «на заключении договора купли-продажи в месте нахождения покупателя». Таким образом, правовой запрет установлен на место и способ заключения договора купли-продажи. Вместе с тем, ограничения, связанные с Интернет-торговлей ювелирными изделиями не установлены. Однако, продажа ювелирных изделий через интернет-магазины или социальные сети, когда договор будет заключаться без фактического ознакомления покупателя с изделием может квалифицироваться надзорными органами, как нарушение Правил дистанционной продажи товаров. Это также связано с тем, что в соответствии с пунктами 67 и 68 Правил продажи отдельных видов товаров, утв. постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 по требованию покупателя в его присутствии проводится взвешивание приобретенного ювелирного и другого изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней без ярлыка массой до 1 кг на весах, имеющих погрешность определения массы не более 0,01 г, и массой от 1 кг до 10 кг - на весах, имеющих погрешность определения не более 0,1 г. В случае, когда в целях проверки правильности маркировки изделия, в том числе массы, требуется снятие ярлыка, составляется акт с последующим указанием номера акта на ярлыке - дубликате магазина. Ярлык изготовителя сохраняется и навешивается на изделие вместе с дубликатом. Соответственно возникает вопрос как Интернет-магазину ювелирных изделий исполнить данную обязанность без нарушения прав покупателей ювелирных изделий.

Таким образом, в перечисленных нормативных актах отсутствует прямой запрет на дистанционную торговлю ювелирными изделиями. Однако, установлены права покупателей ювелирных изделий, для реализации которых продавцу ювелирных изделий необходимо создать соответствующие условия. Ответственность за нарушения Правил продажи отдельных товаров установлена статьей 14.15 в виде административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Примером, типового спора о правомерности Интернет-торговли ювелирными изделиями служит следующее судебное решение. 

Фабула дела заключается в том, что прокуратура Альменевского района Курганской области признала информацию о способах совершения публичных оферт изделий из драгоценных камней дистанционным способом, размещенной на сайтах трех ювелирных компаний в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Свои требования прокуратура обосновала следующим образом. Так, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" к драгоценным камням относятся природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. В п. 2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. N 612, под продажей товаров дистанционным способом понимается продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора. Пунктом 5 указанных Правил запрещена продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 22 февраля 1992 г. N 179 "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена" драгоценные камни и изделия включены в перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена. В связи с этим, ювелирные компании должны быть привлечены к административной ответственности по ст. ст. 14.15 и 19.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров, а также за нарушение правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, жемчуга, драгоценных камней или изделий, их содержащих. 

Но самое интересное, что кроме привлечения к административной ответственности прокурор обратился в суд Альменевского района Курганской области со ссылкой на Федеральный закон от 27 июля 2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" с требованием об ограничении доступа к сайтам ювелирных компаний в сети "Интернет", так как они  содержат информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В России создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено и прокурор потребовал у суда включить сайты ювелирных интернет-магазинов в указанный реестр.

Первая инстанция удовлетворила удовлетворила требования прокурара решением Альменевского районного суда Курганской области. Однако, апелляционным определением Курганского областного суда от 20.09.2016 по делу N 33-3027/2016 в решение первой инстанции было отменено и суд прислушался к доводам ювелиных компаний. 

В результате суд вынес решение в пользу ювелирных компаний и указал следующее. Указом Президента Российской Федерации от 22 февраля 1992 г. N 179 (в редакции от 30 декабря 2000 г.) определен перечень видов продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена, в который включены драгоценные и редкоземельные металлы и изделия из них, драгоценные камни и изделия из них. Пунктом 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации. Из буквального толкования приведенных норм права следует, что законодательный запрет установлен в отношении деятельности по свободной реализации драгоценных и редкоземельных металлов и изделий из них, драгоценных камней и изделий из них. Кроме этого, в статье 1 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ (в редакции от 3 июля 2016 г.) "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", которым регламентируется правовое положение и оборот драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации, приведены нормативные определения драгоценных металлов, драгоценных камней и ювелирных изделий. Таким образом, понятия драгоценных металлов, драгоценных камней, изделий из них и ювелирных изделий законодательно разграничены и имеют четкие определения.

Реклама ювелирных изделий в сети Интернет

Кроме вышесказанного следует отметить, что дистанционная торговля регулируется и другими нормативными актами. Например, статьей 8 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» установлены правила рекламы товаров при дистанционном способе их продажи: «В рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя».

Права потребителей при приобретении ювелирных изделий в Интернет-магазине

Статьей 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» установлены требования к дистанционной продаже товаров. Так, продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

Также установлены порядок и сроки отказа покупателя от товара приобретенного в Интернет-магазине. Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней. Если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.

Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.

Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем. 

При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.

В заключение нужно отметить, что согласно средствам массовой информации в начале 2017 года были опубликованы проекты нормативных актов, которые предполагают внесение изменений и дополнений в действующее законодательство в целях легализации правового статуса ювелирного интернет магазина.