Консалтинг и обучение некредитных финансовых организаций

Особенности системы внутреннего контроля некредитной финансовой организации

В связи с упразднением Федеральной службы по финансовым рынкам полномочия ФСФР по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков были переданы в 2013 году Центральному банку Российской Федерации. Таким образом, Банк России получил статус мега регулятора на российском финансовом рынке с возможностью регулировать деятельность некредитных финансовых организаций в соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 г. №251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков». Получение Банком России соответствующих полномочий по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков было нацелено в первую очередь на защиту потребителей финансовых услуг.

Однако, данное решение послужило причиной масштабных преобразований на российском финансовом рынке, которые затронули, в первую очередь, микрофинансовые организации, КПК (СКПК), НПФ, управляющие компании ПИФами, страховые компании, страховых брокеров, профессиональных участников рынка ценных бумаг. То есть некредитные финансовые организации, которые являются субъектами Федерального закона от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Банк России как мега регулятор финансового рынка изменил требования к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций, квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, формат отчетности в Федеральную службу по финансовому мониторингу, правила идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев клиентов, приостановления операций клиентов, замораживания (блокирования) денежных средств и иного имущества клиентов, отказа в распоряжении клиента о совершении операции клиента. Методологической основой разработки новых требований в сфере ПОД/ФТ для некредитных финансовых организаций послужили рекомендации ФАТФ.

В 2015 году вступила в силу целая группа нормативных актов Банка России в сфере ПОД/ФТ:

  1. Положение Банка России от 15 декабря 2014 г. №445-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
  2. Положение Банка России от 12 декабря 2014 г. №444-П "Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
  3. Указание Банка России от 5 декабря 2014 г. №3470-У "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в некредитных финансовых организациях";
  4. Указание Банка России от 5 декабря 2014 г. №3471-У "О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях";
  5. Указание Банка России от 15 декабря 2014 г. № 3484-У "О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

После этого, в положение Банка России от 15 декабря 2014 г. №445-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее – Положение №445-П) были внесены изменения в 2016, 2017 и 2018 годах (четыре раза):

  • 3 сентября 2016 г. были внесены изменения и дополнения Указанием Банка России от 28 июля 2016 г. №4086-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 15 декабря 2014 г. №445-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
  • 18 ноября 2017 г. - Указанием Банка России от 5 октября 2017 г. №4568-У "О внесении изменения в главу 3 Положения Банка России от 15 декабря 2014 г. №445-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
  • 27 апреля 2018 г. - Указанием Банка России от 29 января 2018 г. №4708-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 15 декабря 2014 г. №445-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
  • 6 мая 2018 г. - Указанием Банка России от 30 марта 2018 г. №4759-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 15 декабря 2014 г. №445-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

В положение Банка России от 12 декабря 2014 г. №444-П "Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее – Положение №444-П) изменения вносились один раз – 15 октября 2016 года Указанием Банка России от 18 августа 2016 г. №4105-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 12 декабря 2014 г. №444-П "Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Рассматриваемые нормативные акты почти приравняли систему внутреннего контроля некредитных финансовых организаций к системе кредитных организаций.