МФО (МКК и МФК)

Специалисты компании Ю-Питер Консалтинг составили комплект документов для выдачи микрозаймов без обеспечения.

1. Документация, разработанная в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.07.2010 г. №151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", Федерального закона от 21.12.2013 г. №353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" и Указания Банка России от 23.04.2014 №3240-У "О табличной форме индивидуальных условий договора потребительского кредита (займа)"

Наименование услуги (документа)

Стоимость (рублей)

 

1

Правила предоставления микрозаймов

2000=00

2

Заявление на предоставление микрозайма

500=00

3

Информация о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления МФО

1000=00

4

Индивидуальные условия договора потребительского займа без обеспечения

2000=00

5

График платежей по договору потребительского займа без обеспечения

500=00

6.

Общие условия договора потребительского займа без обеспечения

2000=00

7

Информация об условиях предоставления, использования и возврата потребительского займа без обеспечения

2000=00

8

Информация о дате приема к рассмотрению заявления Заемщика (физического лица) о предоставлении потребительского займа

200=00

 

Итого

10200=00

2. Докуентация, подготовленная в соответствии с требованиями Федерального закона от 03.07.2016 №230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (вступил в силу 1 января 2017 г.): 

  1. Согласие должника на взаимодействие кредитора с третьими лицами в целях взыскания просроченной задолженности (форма)
  2. Согласие должника на обработку его персональных данных, в том числе согласие передавать (сообщать) третьим лицам или делать доступными для них сведения о должнике, просроченной задолженности и ее взыскании и любые другие персональные данные должника (форма)
  3. Соглашение между должником и кредитором о способах взаимодействия с должником кредитора (форма)
  4. Соглашение о частоте взаимодействия с должником по инициативе кредитора (форма)
  5. Журнал учета взаимодействия с должниками, в том числе учета их обращений (форма)
  6. Образец сообщения, направляемого должнику кредитором посредством почтовых отправлений в целях возврата прочроченной задолженности.
  7. Образец текстового СМС - сообщения, направляемого должнику кредитором посредством почтовых отправлений в целях возврата прочроченной задолженности.
  8. Инструкция по выдаче займов по новым правилам и возврату просроченной задолженности для сотрудников Кредитора

Обзор изменений законодательства о микрозаймах за 2017 год

1 января 2017 года – Новые правила возврата просроченной задолженности физических лиц (Федеральный закон от 03.07.2016 №230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»)

Новый закон регулирует деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц (совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц), возникшей из денежных обязательств.

1 января 2017 года – Изменения в Федеральном законе от 02.07.2010 №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (Федеральный закон от 03.07.2016 №230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»)

В Федеральный закон №151-ФЗ добавлена статья 12.1 о новых правилах начисления процентов и иных платежей при просрочке исполнения обязательств по займу.

Согласно ч. 1 ст. 12.1 Федерального закона №151-ФЗ после возникновения просрочки исполнения обязательства заемщика - физического лица по возврату суммы займа и (или) уплате причитающихся процентов микрофинансовая организация (МКК или МФК) по договору потребительского займа, срок возврата потребительского займа по которому не превышает одного года, вправе продолжать начислять заемщику - физическому лицу проценты только на не погашенную им часть суммы основного долга.

Проценты на не погашенную заемщиком часть суммы основного долга продолжают начисляться до достижения общей суммы подлежащих уплате процентов размера, составляющего двукратную сумму непогашенной части займа. Микрофинансовая организация не вправе осуществлять начисление процентов за период времени с момента достижения общей суммы подлежащих уплате процентов размера, составляющего двукратную сумму непогашенной части займа, до момента частичного погашения заемщиком суммы займа и (или) уплаты причитающихся процентов.

В соответствии с ч. 2 ст. 12.1 Федерального закона №151-ФЗ после возникновения просрочки исполнения обязательства заемщика - физического лица по возврату суммы займа и (или) уплате причитающихся процентов микрофинансовая организация по договору потребительского займа, срок возврата потребительского займа по которому не превышает один год, вправе начислять заемщику - физическому лицу неустойку (штрафы, пени) и иные меры ответственности только на не погашенную заемщиком часть суммы основного долга.

Перечисленные условия должны быть указаны микрофинансовой организацией на первой странице договора потребительского займа, срок возврата потребительского займа по которому не превышает один год, перед таблицей, содержащей индивидуальные условия договора потребительского займа. Напомним, что табличная форма индивидуальных условий договора потребительского кредита (займа) утверждена Указанием Банка России от 23.04.2014 №3240-У.

Кроме вышеуказанного изменения с 1 января 2017 года МФО не вправе начислять заемщику - физическому лицу проценты и иные платежи по договору потребительского займа, срок возврата потребительского займа по которому не превышает одного года, за исключением неустойки (штрафа, пени) и платежей за услуги, оказываемые заемщику за отдельную плату, в случае, если сумма начисленных по договору процентов и иных платежей достигнет трехкратного размера суммы займа.

Условие, содержащее данный запрет, должно быть указано МФО на первой странице договора потребительского займа, срок возврата потребительского займа по которому не превышает одного года, перед таблицей, содержащей индивидуальные условия договора потребительского займа. 

4 июля 2016 года – Федеральный закон от 03.07.2016 №292-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Было добавлено новое основание исключения сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций на основании решения Банка России - нарушение микрофинансовой организацией требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей микрофинансовые организации, установленного Федеральным законом и Федеральным законом от 13.07.2015 г. №223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» (пп. 6 п. 1.1 ст. 7 Федерального закона №151-ФЗ).

Кроме этого, была добавлена новая статья 7.2 « Саморегулируемая организация в сфере финансового рынка», которая регламентирует порядок вступления МФО в СРО.

МФО обязаны вступить  в СРО в течение девяноста дней, следующих за днем наступления одного из следующих событий:

  • получение некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка при отсутствии до указанного дня саморегулируемой организации в сфере финансового рынка (для микрофинансовых организаций, сведения о которых внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций на день получения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка);
  • прекращение своего членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка);
  • внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка).

СРО обязана применять меры за несоблюдение микрокредитными компаниями требований, установленных Федеральным законом №151-ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Банка России. Меры (включая размеры штрафов), применяемые саморегулируемой организацией в сфере финансового рынка за несоблюдение требований, установленных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, и установленные внутренним стандартом саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, должны соответствовать требованиям, установленным нормативным актом Банка России.

СРО осуществляет контроль за соблюдением микрофинансовыми организациями, являющимися членами этой саморегулируемой организации, требований настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России.

Банк России не осуществляет надзор за соблюдением микрокредитными компаниями требований Федерального закона №151-ФЗ и (или) принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России, за исключением следующих случаев:

  • микрокредитная компания не является членом саморегулируемой организации в сфере финансового рынка;
  • при наличии информации о возможном нарушении микрокредитной компанией Федерального закона №151-ФЗ и (или) принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России либо при возникновении необходимости проведения проверки микрокредитной компании Банком России, обусловленной проводимой проверкой деятельности саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, членом которой является такая микрокредитная компания. 

19 августа 2016 года - Указание Банка России от 07.07.2016 №4063-У «О порядке подачи микрофинансовой организацией заявления об исключении сведений о ней из государственного реестра микрофинансовых организаций»

Указание №4063-У установило порядок подачи МФО заявления об исключении сведений о ней из государственного реестра микрофинансовых организаций.

Заявление об исключении сведений об МФО из государственного реестра микрофинансовых организаций представляется в Банк России в форме электронного документа с усиленной квалифицированной электронной подписью посредством телекоммуникационных каналов связи, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", в соответствии с требованиями Указания Банка России от 21.12.2015 года №3906-У «О порядке взаимодействия Банка России с некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета, а также порядке и сроках направления другими участниками информационного обмена уведомления об использовании или уведомления об отказе от использования личного кабинета».

Вместе с заявлением микрофинансовой компании (МФК) об исключении сведений о ней из государственного реестра микрофинансовых организаций должны быть представлены отчет о микрофинансовой деятельности микрофинансовой организации (с заполненными разделом I и подразделеом 3 раздела II) и регистры бухгалтерского учета, подтверждающие факт отсутствия (погашения) обязательств по договорам займа перед физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, не являющимися учредителями (участниками, акционерами) микрофинансовой компании. Файлы с указанными регистрами бухгалтерского учета в отсканированном виде прикрепляются к заявлению микрофинансовой компании об исключении сведений о ней из государственного реестра микрофинансовых организаций. 

26 июля 2016 года – Указание Банка России от 28.03.2016 №3984-У «О порядке ведения Банком России государственного реестра микрофинансовых организаций» 

Указанием №3984-У утверждены следующие формы документов:

  • форма заявления о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций,
  • форма сведений об учредителях (участниках, акционерах) юридического лица,
  • форма свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций и порядке его переоформления,
  • форма заявлений об изменении вида микрофинансовой организации и осуществлении деятельности в виде микрофинансовой компании или осуществлении деятельности в виде микрокредитной компании,
  • форма и порядок представления документов и информации, подтверждающих наличие собственных средств (капитала) и источники происхождения средств, внесенных учредителями (участниками, акционерами)». 

10 апреля 2016 года – Указание Банка России от 11.03.2016 №3979-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о микрофинансовой деятельности и отчет о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации»

Указанием №3979-У утверждены формы, сроки и порядок составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о микрофинансовой деятельности микрофинансовой организации и отчет о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации.

Отчет о микрофинансовой деятельности микрофинансовой организации представляется:

  • за первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года не позднее 30 календарных дней по окончании отчетного периода;
  • за календарный год дважды: не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года и не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года;
  • при направлении в Банк России заявления об исключении сведений о микрофинансовой организации из государственного реестра микрофинансовых организаций.

При составлении отчета о микрофинансовой деятельности микрофинансовой организации за календарный год, представляемого не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года, заполняются разделы I и V.

При составлении отчета о микрофинансовой деятельности микрофинансовой организации за календарный год, представляемого не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года, заполняются разделы I-IV, VI-VIII.

Отчет о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации представляется по окончании календарного года, а также в случае изменения сведений, содержащихся в разделе II отчета о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации, не позднее 30 календарных дней после отчетного года или даты изменения сведений. 

9 февраля 2016 года - Федеральный закон от 13.07.2015 №231-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

В феврале 2016 года МФО обязаны были обеспечить возможность предоставления в Банк России электронных документов, а также возможность получения от Банка России электронных документов в порядке, установленном Банком России (п. 5.2 ч. 2 ст. 9 Федерального закона РФ от 02.07.2010 г. №151-ФЗ).

В отношении микрофинансовой организации Банк России направляет микрофинансовой организации предписания, обязательные для исполнения, а также запрашивает документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России. Предписания и запросы Банка России направляются посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном Банком России. При направлении предписаний и запросов Банка России в форме электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном Банком России, при условии, что Банк России получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке (п. 7.3 ч. 4 ст. 14 Федерального закона РФ от 02.07.2010 г. №151-ФЗ). 

29 марта 2016 года – Федеральный закон от 29.12.2015 №407-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». 

Деление МФО на МКК и МФК

С 29 марта 2016 года микрофинансовые организации осуществляют свою деятельность в виде микрофинансовой компании или микрокредитной компании.

Микрофинансовая компания (МФК) – это вид микрофинансовой организации, осуществляющей микрофинансовую деятельность, удовлетворяющей требованиям к собственным средствам (капиталу), и имеющей право привлекать для осуществления такой деятельности денежные средства физических лиц, в том числе не являющихся ее учредителями (участниками, акционерами), а также юридических лиц. Таким образом, расшифровка МКК - это микрокредитная компания.

В соответствии с пунктом 7 статьи 5 Закона №151-ФЗ минимальный размер собственных средств (капитала) микрофинансовой компании установлен в размере 70 миллионов рублей.

Микрокредитная компания (МКК) - вид микрофинансовой организации, осуществляющей микрофинансовую деятельность, имеющей право привлекать для осуществления такой деятельности денежные средства физических лиц, являющихся ее учредителями (участниками, акционерами), а также юридических лиц. Следовательно, расшифровка МФК - микрофинансовая компания.

Новые правила предоставления микрозаймов

С 29 марта 2016 года изменилось определение микрозайма. Микрозаем – это заем, предоставляемый займодавцем заемщику на условиях, предусмотренных договором займа, в сумме, не превышающей предельный размер обязательств заемщика перед займодавцем по основному долгу.

Аналогичным образом, изменяется определение договора микрозайма.  Договор микрозайма - договор займа, сумма которого не превышает предельный размер обязательств заемщика перед займодавцем по основному долгу.

МФО не вправе (в отношении заемщиков – физических лиц) в одностороннем порядке увеличивать размер процентных ставок и (или) изменять порядок их определения по договорам микрозайма, сокращать срок их действия, увеличивать или устанавливать комиссионное вознаграждение этих договоров с клиентами - физическими лицами;

МФО не вправе начислять заемщику - физическому лицу проценты и иные платежи по договору потребительского займа, срок возврата потребительского займа по которому не превышает одного года, за исключением неустойки (штрафа, пени) и платежей за услуги, оказываемые заемщику за отдельную плату, в случае, если сумма начисленных по договору процентов и иных платежей достигнет четырехкратного размера суммы займа.

Условие, содержащее данный запрет, должно быть указано МФО на первой странице договора потребительского займа, срок возврата потребительского займа по которому не превышает одного года, перед таблицей, содержащей индивидуальные условия договора потребительского займа.

МФО не вправе (в отношении заемщиков – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей):

  • в одностороннем порядке изменять размер процентных ставоки (или) порядок их определения по договорам микрозайма, комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров с клиентами - индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами;
  • выдавать заемщику - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю микрозаем (микрозаймы), если сумма основного долга заемщика - юридического лица или индивидуального предпринимателя перед этой микрофинансовой организацией по договорам микрозайма в случае предоставления такого микрозайма (микрозаймов) превысит три миллиона рублей;

МФК не вправе:

  • привлекать денежные средства физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей. Данное ограничение не распространяется на привлечение денежных средств физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей:
    •  являющихся учредителями (участниками, акционерами) МФК;
    • предоставляющих денежные средства в рамках заключенного одним займодавцем с МФК договора займа на сумму один миллион пятьсот тысяч рублей и более, при условии, что сумма основного долга МФК перед таким займодавцем не должна составлять менее одного миллиона пятисот тысяч рублей в течение всего срока действия указанного договора;
    • приобретающих облигации МФК, выпуск (дополнительный выпуск) которых прошел государственную регистрацию и сопровождался регистрацией проспекта ценных бумаг, а также биржевые облигации МФК, выпущенные в соответствии со ст. 27.5-2 Федерального закона от 22.04.1996 года №39-ФЗ "О рынке ценных бумаг";
    • приобретающих облигации МФК,  номинальной стоимостью более одного миллиона пятисот тысяч рублей каждая, или предназначенные для квалифицированных инвесторов;
  • выдавать заемщику - физическому лицу микрозаем (микрозаймы), если сумма основного долга заемщика перед МФК по договорам микрозайма в случае предоставления такого микрозайма (микрозаймов) превысит один миллион рублей;
  • в рамках иной деятельности, осуществлять производственную и (или) торговую деятельность, а также указывать на возможность заниматься производственной и (или) торговой деятельностью в учредительных документах;
  • в одностороннем порядке уменьшать размер процентных ставок и (или) изменять порядок их определения по договорам займа, сокращать или увеличивать срок действия этих договоров, увеличивать или устанавливать комиссионное вознаграждение этих договоров с клиентами - физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, предоставившими денежные средства МФК, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

МКК не вправе:

  • привлекать денежные средства физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, за исключением денежных средств физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, являющихся учредителями (участниками, акционерами);
  • выдавать заемщику - физическому лицу микрозаем (микрозаймы), если сумма основного долга заемщика перед МКК по договорам микрозайма в случае предоставления такого микрозайма (микрозаймов) превысит пятьсот тысяч рублей;
  • поручать кредитной организации на основании договора проведение идентификации или упрощенной идентификации клиента - физического лица;
  • выпускать и размещать облигации. 

Новые требования к наименованию МФО

Ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением юридических лиц, сведения о которых внесены в государственный реестр МФО, и юридических лиц, создаваемых для осуществления микрофинансовой деятельности и приобретения статуса МФО, не может использовать в своем наименовании словосочетание "микрофинансовая компания" или "микрокредитная компания" либо иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление микрофинансовой деятельности.

Соответственно, наименование микрофинансовой компании должно содержать словосочетание "микрофинансовая компания" и указание на ее организационно-правовую форму. Наименование микрокредитной компании должно содержать словосочетание "микрокредитная компания" и указание на ее организационно-правовую форму.

Юридическое лицо, создаваемое для осуществления микрофинансовой деятельности и приобретения статуса МФО, вправе использовать в своем наименовании словосочетание "микрофинансовая компания" или "микрокредитная компания" в течение девяноста календарных дней со дня государственной регистрации в качестве юридического лица.

В случае утраты юридическим лицом, в наименовании которого содержится словосочетание "микрофинансовая компания" или "микрокредитная компания", статуса МФО данное юридическое лицо обязано исключить из своего наименования словосочетание "микрофинансовая компания" или "микрокредитная компания" в течение тридцати рабочих дней со дня исключения сведений о данном юридическом лице из государственного реестра МФО.

Ни одно юридическое лицо в Российской Федерации не может использовать в своем наименовании словосочетание "микрофинансовая организация", а также сочетание букв "мфо".

Юридическое лицо, сведения о котором внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций, обязано информировать Банк России об изменениях адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица в течение тридцати календарных дней со дня соответствующих изменений, а также об изменениях, внесенных в его учредительные документы, в течение тридцати календарных дней со дня государственной регистрации этих изменений в установленном порядке.

Коме вышесказанного, следует подчеркнуть, что МФО не вправе использовать полное и (или) сокращенное наименование, в том числе полное и (или) сокращенное фирменное наименование, совпадающее или сходное до степени смешения с полным и (или) сокращенным наименованием, в том числе с полным и (или) сокращенным фирменным наименованием, микрофинансовой организации или иной финансовой организации, сведения о которой были внесены в единый государственный реестр юридических лиц ранее государственной регистрации соответствующей микрофинансовой организации. Данный запрет не распространяется на микрофинансовые организации, использующие полное и (или) сокращенное наименование, в том числе полное и (или) сокращенное фирменное наименование, совпадающее или сходное до степени смешения с полным и (или) сокращенным наименованием, в том числе полным и (или) сокращенным фирменным наименованием, аффилированных с ними микрофинансовых или иных финансовых организаций. 

Переходные положения в период с 29.03.2016 по 29.03.2017 гг.

Микрофинансовые организации, сведения о которых внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций до 29 марта 2015 года, признаются микрокредитными компаниями независимо от отсутствия в их наименовании словосочетания "микрофинансовая компания". Кроме этого МФО сведения о которых внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций до 29.03.2016 г. обязаны до 29 марта 2017 года привести свое наименование в соответствие с новыми требованиями. То есть формулировка наименований действующих МФО должна выглядеть следующим образом: ООО «Микрофинансовая компания «Микрозаем» или ООО «Микрокредитная компания «Микрозаем».

После 29 марта 2017 года Банк России исключает из государственного реестра микрофинансовых организаций сведения о микрофинансовых организациях, которые не привели свое наименование в соответствие с новыми требованиями. Исключение сведений о микрофинансовой организации из государственного реестра МФО является основанием для отказа займодавца - физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, от исполнения требований соответствующего договора займа с данным юридическим лицом в соответствии со ст. 450.1 Гражданского кодекса РФ и возврата займодавцу - физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, суммы займа вместе с причитающимися процентами. Соответственно юридическое лицо, сведения о котором были исключены из государственного реестра МФО, обязано в течение одного месяца с даты исключения сведений о нем из государственного реестра МФО направить займодавцам - физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, уведомление о наличии оснований для расторжения договоров займа в течение оставшегося срока их действия без штрафных санкций за досрочное расторжение. Если юридическое лицо не направило указанное уведомление в установленные сроки, на сумму займа по договору подлежат уплате проценты в размере, предусмотренном п. 1 ст. 395 Гражданского кодекса РФ, со дня, когда уведомление должно было быть направлено, до дня возврата займодавцу всей суммы займа независимо от уплаты иных процентов и неустойки (штрафов, пеней).

До 29 марта 2017 года МФО, не осуществившие приведения своего наименования в соответствие с новыми требованиями, вправе на основании договора займа привлекать денежные средства физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, не являющихся их учредителями (участниками, акционерами), а также вправе вносить изменения в ранее заключенные договоры займа по привлечению денежных средств физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в части увеличения сроков действия этих договоров при условии, что обязательства таких микрофинансовых организаций по указанным договорам, в том числе с учетом изменений, должны быть исполнены до 29 марта 2017 г.

После 29 марта 2017 года юридические лица, не осуществившие приведения своего наименования в соответствие с новыми требованиями, не вправе вносить изменения в договоры, заключенные до 29 марта 2016 года, по привлечению денежных средств физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в части увеличения сроков исполнения обязательств по данным договорам. 

Новый порядок внесения сведений в государственный реестр микрофинансовых организаций

С 29 марта 2016 года в государственный реестр микрофинансовых организаций вносятся сведения о микрофинансовых компаниях и микрокредитных компаниях. Приобрести статус микрофинансовой организации вправе юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, хозяйственного общества или товарищества. Юридическое лицо приобретает права и обязанности микрофинансовой компании или микрокредитной компании со дня приобретения им статуса микрофинансовой организации. Юридическое лицо приобретает статус МФО со дня внесения сведений о нем в государственный реестр микрофинансовых организаций и утрачивает статус микрофинансовой организации со дня исключения указанных сведений из этого реестра.

Таким образом, с 29.03.2016 г. наименование юридического лица, «соискателя» в реестр МФО, должно быть сформулировано следующим образом:  ООО «Микрофинансовая компания «Микрозаем» или ООО «Микрокредитная компания «Микрозаем».

Кроме этого увеличивается срок внесений сведений в гос. реестр МФО с 14 до 30 рабочих дней. Так, согласно п. 4 ст. 5 Закона №151-ФЗ в новой редакции сведения о юридическом лице вносятся в государственный реестр микрофинансовых организаций в течение тридцати рабочих дней со дня представления юридическим лицом в Банк России необходимых документов.

В состав документов и сведений представляемых в Банк России в целях внесения сведений в реестр МФО добавили три новых документа:

  • оригинал справки о наличии (отсутствии) судимости у членов совета директоров (наблюдательного совета), членов коллегиального исполнительного органа, единоличного исполнительного органа юридического лица, учредителей (участников, акционеров), имеющих право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал юридического лица, которая выдана уполномоченным органом государственной власти и дата выдачи которой не превышает три месяца до даты ее представления;
  • правила внутреннего контроля, разработанных в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 г. №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
  • копия документа о назначении специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля по противодействию отмыванию доходов и финансированию терроризма.

В пункте 1.1 статьи 7 Закона №151-ФЗ с 29 марта 2016 года установлено новое основание отказа во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций. Так, во внесении сведений в государственный реестр МФО в виде микрофинансовой компании отказывается в случае несоблюдения данным юридическим лицом требований к собственным средствам (капиталу). Также во внесении сведений в государственный реестр МФО о юридическом лице, целью которого является осуществление деятельности в виде микрокредитной компании, не может быть отказано в случае исключения сведений о данном юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций в виде микрофинансовой компании на основании решения Банка России в случае неоднократного в течение года снижения собственных средств (капитала) микрофинансовой компании ниже минимального значения или в случае, если размер собственных средств (капитала) микрофинансовой компании ниже такого минимального значения в течение не менее ста восьмидесяти календарных дней. 

Новые основания исключения сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций

С 29 марта 2016 года основания исключения МФО из реестра условно можно разделить на две группа. Первая группа оснований исключения из реестра – по инициативе Банка России. Вторая группа – по инициативе микрофинансовой организации.

Рассмотрим первую группу оснований исключения МФО из реестра – по решению Банка России.

Исключение сведений о юридическом лице в виде микрофинансовой организации из государственного реестра микрофинансовых организаций может осуществляться Банком России на основании решения Банка России в случае:

  • неоднократного в течение года нарушения МФО требований Федерального закона, Федерального закона от 21.12.2013 г. №353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)", нормативных актов Банка России;
  • осуществления МФО деятельности, запрещенной Федеральным законом;
  • неоднократного в течение года нарушения МФО  требований Федерального закона от 07.08.2001 г №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
  • неоднократного в течение года представления микрофинансовой организацией существенно недостоверных отчетных данных (порядок определения и критерии существенности недостоверных отчетных данных устанавливаются нормативным актом Банка России);
  • если микрофинансовая организация в течение года не предоставила ни одного микрозайма;

Исключение сведений о юридическом лице в виде МФК из государственного реестра может осуществляться Банком России на основании решения Банка России в случае неоднократного в течение года снижения собственных средств (капитала) МФК ниже минимального значения, или в случае, если размер собственных средств (капитала) ниже такого минимального значения в течение не менее ста восьмидесяти календарных дней.

Вторая группа оснований исключения МФО из реестра – по желанию микрофинансовой организации:

Во-первых, в случае ликвидации МФО как юридического лица Банк России исключает сведения о данном юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций.

Во-вторых, исключение сведений о юридическом лице из государственного реестра осуществляется Банком России в случае подачи соответствующего заявления микрофинансовой организации в порядке, установленном нормативным актом Банка России. В случае поступления в Банк России заявления МФО об исключении сведений о ней из государственного реестра Банк России принимает решение об исключении сведений о юридическом лице из государственного реестра в течение сорока пяти календарных дней со дня получения соответствующего заявления.

При этом, следует отметить, что Банк России вправе отказать в исключении сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций в следующих случаях:

  • наличия оснований для исключения сведений о МКК из государственного реестра по решению Банка России;
  • наличия у МФК обязательств по договорам займа перед физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, не являющимися ее учредителями (участниками, акционерами);
  • наличия оснований для исключения сведений о МФК из государственного реестра по решению Банка Росии.

Микрофинансовая компания (МФК) вместе с заявлением об исключении сведений о ней из государственного реестра микрофинансовых организаций в Банк России должны представить документы и информацию, подтверждающие наличие или отсутствие у этой МФК обязательств по договорам займа перед физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, не являющимися ее учредителями (участниками, акционерами). С момента направления МФК в Банк России заявления об исключении сведений о ней из государственного реестра и до принятия Банком России решения по указанному заявлению МФК не вправе привлекать денежные средства физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, не являющихся ее учредителями (участниками, акционерами), и юридических лиц, не являющихся кредитными организациями. В течение пятнадцати рабочих дней со дня исключения сведений о МФК из государственного реестра в случае, предусмотренном, такое юридическое лицо обязано представить в Банк России документы и информацию, подтверждающие наличие или отсутствие у этого юридического лица обязательств по договорам займа перед физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, не являющимися его учредителями (участниками, акционерами). При наличии у МФК обязательств по договорам займа перед физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, не являющимися ее учредителями (участниками, акционерами), на момент исключения сведений из государственного реестра, а также при непредставлении документов и информации, подтверждающих наличие или отсутствие у этого юридического лица обязательств по договорам займа перед физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, не являющимися его учредителями (участниками, акционерами) это юридическое лицо должно быть ликвидировано, а в случае признания его банкротом - в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.10.2002 г №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

В случае исключения сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций, все ранее заключенные таким юридическим лицом договоры микрозайма сохраняют силу. 

Ликвидация юридического лица, осуществлявшего деятельность МФК, по инициативе Банка России (принудительная ликвидация)

С 29 марта 2016 года в Федеральном законе №151-ФЗ появилась новая статья 7.1 о принудительной ликвидации микрофинансовых компаний. При этом, нужно отметить, что положения статьи 7.1 (в редакции Федерального закона от 29.12.2015 N 407-ФЗ) применяются арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве и принудительной ликвидации МФК производство по которым возбуждено после 29 марта 2016 года.

Банк России в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения документов и информации, подтверждающих наличие у юридического лица, осуществлявшего деятельность в виде МФК, сведения о котором исключены из государственного реестра по решению ЦБ РФ, обязательств по договорам займа перед физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, не являющимися его учредителями (участниками, акционерами), либо в случае непредставления указанным юридическим лицом в Банк России таких документов и информации обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о ликвидации юридического лица, осуществлявшего деятельность в виде МФК (заявление Банка России о принудительной ликвидации микрофинансовой компании), за исключением случая, если на день исключения сведений из государственного реестра у МФК имеются признаки несостоятельности (банкротства). Если на день исключения из государственного реестра сведений о юридическом лице у данного юридического лица имеются признаки несостоятельности (банкротства) Банк России обращается в арбитражный суд с заявлением о признании данного юридического лица несостоятельным (банкротом).

Арбитражный суд рассматривает заявление Банка России о принудительной ликвидации МФК в соответствии с правилами, установленными Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Заявление Банка России о принудительной ликвидации микрофинансовой компании рассматривается арбитражным судом в срок, не превышающий одного месяца со дня подачи указанного заявления.

Арбитражный суд принимает решение о ликвидации юридического лица, осуществлявшего деятельность в виде МФК, и назначении ликвидатора этого юридического лица, если не будет установлено наличие признаков несостоятельности (банкротства) МФК на день исключения сведений о ней из государственного реестра. При рассмотрении заявления Банка России о принудительной ликвидации МФК предварительное судебное заседание, предусмотренное АПК РФ, не проводится.

Арбитражный суд направляет решение о ликвидации юридического лица, осуществлявшего деятельность в виде МФК, в Банк России и уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что указанное юридическое лицо находится в процессе ликвидации. 

Новые права и обязанности микрофинансовой организации

С 29 марта 2016 года микрофинансовая организация вправе:

  • запрашивать у лица, подавшего заявление на предоставление микрозайма, а не заявку;
  • осуществлять наряду с микрофинансовой деятельностью иную деятельность, в том числе оказывать иные услуги, а также выдавать иные займы юридическим лицам и физическим лицам по договорам займа, исполнение обязательств по которым обеспечено ипотекой, и иные займы юридическим лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства или имеющим статус микрофинансовой организации, кредитного потребительского кооператива, сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, ломбарда, а также юридическим лицам, являющимся аффилированными лицами микрофинансовой организации, в порядке, установленном федеральными законами и учредительными документами;

Микрофинансовая организация обязана соблюдать экономические нормативы, установленные Федеральным законом и нормативными актами Банка России. 

Отчетность и иная информация микрофинансовых организаций

МФО обязаны представлять в Банк России отчетность, в том числе бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также иные документы и информацию, предусмотренные Федеральным законом.

Форма, сроки, порядок составления и представления отчетности и иных документов и информации микрофинансовыми компаниями и микрокредитными компаниями устанавливаются нормативным актом Банка России.

МФК обязана представлять в Банк России документы и информацию:

  • при направлении в Банк России заявления об исключении сведений о ней из государственного реестра;
  • при направлении в Банк России заявления об изменении в государственном реестре вида микрофинансовой организации и осуществлении деятельности в виде МКК;
  • при исключении сведений о ней из государственного реестра по решению Банка России.

МФК обязаны представлять в Банк России аудиторское заключение о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в порядке и в сроки, которые установлены нормативным актом Банка России. Бухгалтерская (финансовая) отчетность и аудиторское заключение о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности МФК подлежат раскрытию в порядке и в сроки, которые установлены нормативным актом Банка России.