Пример должностной инструкции риск-менеджера

27 января 2018 года вступил в силу Базовый стандарт по управлению рисками микрофинансовых организаций. При этом, нужно отметить, что указанный стандарт предъявляет разные требования к системе управления рисками МКК и МФК. Так, одно из отличий состоит в том, что в МФК должно быть сформировано подразделение по ПОД/ФТ, а в МКК назначен единственны сотрудник в лице риск-менеджера.

В соответствии с пунктом 2.2 Базового стандарта по управлению рисками микрокредитная компания, имеющая сумму задолженности по основному долгу по выданным микрозаймам и иным займам не менее одного миллиарда рублей по состоянию на 31 декабря предыдущего года, и МФК обязаны сформировать отдельное структурное подразделение, ответственное за управление рисками (далее - подразделение риск-менеджмента). Таким образом, МКК при достижении суммы задолженности по основному долгу по выданным микрозаймам и иным займам, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо в случае получения статуса МФК, обязана сформировать подразделение риск-менеджмента в течение трех месяцев с момента окончания календарного года, в котором сумма задолженности по основному долгу по выданным микрозаймам и иным займам превысила эту сумму, либо с даты получения статуса МФК. 

 

Микрокредитная компания имеющая сумму задолженности по основному долгу по выданным займам более одного миллиарда рублей

Микрокредитная компания имеющая сумму задолженности по основному долгу по выданным займам менее одного миллиарда рублей

Микрофинансовая компания

Риск-менеджер

-

+

-

Подразделение риск-менеджмента

+

-

+

Соответственно микрокредитная компания, имеющая сумму задолженности по основному долгу по выданным займам менее одного миллиарда рублей обязана назначить риск-менеджера и разработать должностную инструкцию риск-менеджера на основании профессионального стандарта "Специалист по управлению рисками", утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 сентября 2015 г. №591н. В свою очередь микрофинансовая компания обязана создать подразделение риск-менеджмента, разработать положение о подразделении  риск-менеджмента и должностные инструкции сотрудников указаного подразделения. Возможные наименования должности риск-менеджера: специалист отдела управления рисками (риск-менеджмента), риск-менеджер, методолог по рискам, координатор по рискам, эксперт по рискам, руководитель (начальник) службы (подразделения, департамента, управления, отдела) управления рисками (риск-менеджмента).

Наши специалисты разработали методическое пособие, которое в том числе включает в себя шаблоны указанных должностных инструкций и положение о подразделении риск-менеджмента.

Основная цель профессиональной деятельности риск-менеджмера:определение событий, которые могут влиять на деятельность организации, и управление связанным с этими событиями риском, а также контроль отсутствия превышения предельно допустимого уровня риска организации и предоставление разумной гарантии достижения целей организации; поддержание уровня риска, обеспечивающего непрерывную деятельность и устойчивое развитие организации, получение оптимального результата деятельности организации с учетом риска для учредителей, собственников и иных заинтересованных сторон.

Рассмотрим трудовые функции специалиста по управлению рисками:

1. Разработка отдельных направлений риск-менеджмента:

  • Определение контекста, идентификация, анализ рисков и выработка мероприятий по воздействию на риск.
  • Документирование процесса управления рисками в рамках отдельных бизнес-процессов, направлений.
  • Поддержка процесса управления рисками для ответственных за риск сотрудников организации.
  • Разработка методической и нормативной базы системы управления рисками и принципов управления рисками в рамках отдельных бизнес-процессов, направлений.

2. Обеспечение эффективной работы системы управления рисками:

  • Планирование деятельности подразделения в соответствии со стратегическими целями организации
  • Поддержание эффективных коммуникаций и мотивация сотрудников подразделения
  • Контроль эффективности работы сотрудников и подразделения
  • Разработка системы управления рисками
  • Внедрение системы управления рисками
  • Эксплуатация системы управления рисками
  • Поддержание устойчивого функционирования системы управления рисками
  • Разработка совместных предложений по вопросам управления рисками со всеми участниками процесса управления рисками и консультирование сотрудников по вопросам управления рисками
  • Обучение сотрудников в области управления рисками и развитие культуры управления рисками 

3. Методическая разработка, поддержание и координация процесса управления рисками: 

  • Разработка методических документов
  • Консультирование по вопросам управления рисками в организации
  • Взаимодействие с заинтересованными сторонами по вопросам управления рисками и публичное представление организации в средствах массовой информации в части риск-менеджмента
  • Поддержание и совершенствование культуры управления рисками в организации

4. Построение и контроль процесса управления рисками:

  • Руководство созданием методологии системы управления рисками, формирование основных принципов корпоративных нормативных актов по управлению рисками
  • Координация работ по внедрению единой политики организации в области управления рисками
  • Создание организационной структуры системы управления рисками
  • Координация работ по технико-информационному обеспечению системы управления рисками
  • Управление кадровым составом системы управления рисками
  • Контроль процесса предоставления отчетности по рискам в организации
  • Контроль процессов управления в чрезвычайной ситуации, антикризисного управления и управления непрерывностью бизнеса
  • Оценка адекватности воздействия на риски (страховой защиты, хеджирования, гарантий)
  • Координация процесса выполнения планов и бюджетов реагирования на риск
  • Развитие культуры управления рисками в организации

5. Стратегическое корпоративное управление рисками:

  • Определение стратегии организации в части развития и поддержании системы управления рисками
  • Установление предельно допустимого уровня риска на стратегическом уровне
  • Определение целей системы управления рисками организации
  • Контроль системы управления рисками
  • Определение направлений развития корпоративной культуры в части управления рисками
  • Определение целей и основных мероприятий по вопросам устойчивого развития и социальной отчетности организации в части управления рисками.

Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель отдела финансового мониторинга компании Ю-Питер Консалтинг.