Программа обучения МФО по риск-менеджменту

Вопросы управления рисками должны найти свое отражение в стратегии микрофинансовой организации, программах обучения сотрудников, положениях о подразделениях и должностных инструкциях, чтобы процесс управления рисками пронизывал всю микрофинансовую организацию. В противном случае маловероятен значимый эффект от внедрения системы риск-менеджмента.

Управление рисками должно стать органичным элементом корпоративной культуры микрофинансовой организации. Следует учитывать явные и скрытые взаимосвязи между рисками. Риск-менеджмент должен не только распространяться на всю организацию, но и охватывать клиентов, включая риск отмывания доходов, полученных преступным путем, и риск потери клиентуры. Поскольку целый ряд проблем связан с тем, что персонал во многих МФО слабо обучен и мотивирован, требуются меры по обучению и стимулированию персонала с учетом принятия допустимого риска.

В связи с этим, базовый стандарт о системе управления рисками в микрофинансовой организации, который вступает в силу 27 января 2018 года предусматривает обучение сотрудников методам и инструментам управления рисками.

Так, например, одна из задач организации управления рисками МФО состоит в проведении обучающих мероприятий по риск-менеджменту (п. 3.2.3 Базового стандарта). Риск-менеджмент или управление рисками – это процесс принятия и выполнения управленческих решений, направленных на снижение вероятности возникновения неблагоприятного результата и минимизацию возможных потерь, вызванных его реализацией.

Между тем, механизм обучения сотрудников методам и инструментам управления рисками не раскрывается в вышеуказанном базовом стандарте. Например, базовый стандарт не содержит ни примерных форм обучения; периодичность обучения сотрудников; обязанность утвердить перечень сотрудников, которые должны проходить обучение; примерный перечень сотрудников, обязанных проходить обучение; обязанность проводить проверку знаний сотрудников и т.д. Таким образом, риск-менеджер или сотрудники службы риск-менеджмента должны самостоятельно «с нуля» разработать необходимые документы по обучению сотрудников в области риск-менеджмента. В помощь специалистам по управлению рисками микрофинансовой организации специалисты компании Ю-Питер Консалтинг подготовили методическое пособие которое включает в себя следующие образцы документов:

  • Программа обучения сотрудников риск-менеджменту;
  • Свидетельство о прохождении сотрудником обучения;
  • Аттестационный лист;
  • Тесты для проверки знаний сотрудников;
  • План проверки знаний сотрудников;
  • План реализации программы обучения методам и инструментам управления рисками.

Дополнительно нужно отметить, что ни Банк России, ни саморегулируемые организации по состоянию на 27 января 2018 года не утвердили унифицированных форм для применения базового стандарта по управлению рисками микрофинансовой организации.

Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель отдела финансового мониторинга компании Ю-Питер Консалтинг.

Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.