Изменения в ПВК в 2018 году

27 апреля 2018 года вступило в силу Указание Банка России от 29 января 2018 г. №4708-У согласно которому внесли изменения в Положение Банка России от 15 декабря 2014 года №445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Сразу нужно отметить, что указанные изменения обусловлены ранее вступившим в силу Федеральным законом от 29 июля 2017 г. №281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования обязательных требований к учредителям (участникам), органам управления и должностным лицам финансовых организаций" (вступил в силу 28 января 2018 года). Тогда к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля в кредитных организациях, страховых организациях, негосударственных пенсионных фондах, управляющих компаниях инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, а также микрофинансовых компаниях, были установлены дополнительные квалификационные требования, а именно требования к деловой репутации.

Так, новым вторым абзацем пункта 2.2 Положения 445-П установлено, что «ответственный сотрудник страховой организации, негосударственного пенсионного фонда, управляющей компании, а также микрофинансовой организации, осуществляющей свою деятельность в виде микрофинансовой компании, должен соответствовать требованиям к деловой репутации, установленным законодательством Российской Федерации для каждого вида некредитной финансовой организации из числа указанных в настоящем абзаце».

Новая редакция пункта 2.6 Положения 445-П гласит, что некредитная финансовая организация, за исключением страховой организации, негосударственного пенсионного фонда, управляющей компании, микрофинансовой организации, осуществляющей свою деятельность в виде микрофинансовой компании, должна направить в Департамент допуска и прекращения деятельности финансовых организаций Банка России уведомление о назначении ответственного сотрудника, а также о назначении (освобождении) другого сотрудника некредитной финансовой организации исполняющим обязанности ответственного сотрудника в период нахождения ответственного сотрудника в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком в течение трех рабочих дней со дня назначения (освобождения) таких сотрудников с указанием их фамилий, имен, отчеств (если имеются), должности и контактных данных (адреса электронной почты (при наличии) и рабочего телефона).

Как Вы можете видеть новая редакция пункта 2.6 требует, чтобы уведомления о назначении ответственного сотрудника направлялись с 27 апреля 2018 года не в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения НФО, а в Департамент допуска и прекращения деятельности финансовых организаций Банка России.

Редакция пункта 2.6 до 27 апреля 2018 года

Редакция пункта 2.6 после 27 апреля 2018 года

Некредитная финансовая организация информирует в письменной форме территориальное учреждение Банка России, осуществляющее контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в сфере ПОД/ФТ, о назначении ответственного сотрудника, а также о назначении (освобождении) другого сотрудника некредитной финансовой организации исполняющим обязанности ответственного сотрудника в период нахождения ответственного сотрудника в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком в течение трех рабочих дней со дня назначения (освобождения) таких сотрудников с указанием их фамилий, имен, отчеств (если имеются), должности и контактных данных (адреса электронной почты (при наличии) и рабочего телефона).

Некредитная финансовая организация, за исключением страховой организации, негосударственного пенсионного фонда, управляющей компании, микрофинансовой организации, осуществляющей свою деятельность в виде микрофинансовой компании, должна направить в Департамент допуска и прекращения деятельности финансовых организаций Банка России уведомление о назначении ответственного сотрудника, а также о назначении (освобождении) другого сотрудника некредитной финансовой организации исполняющим обязанности ответственного сотрудника в период нахождения ответственного сотрудника в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком в течение трех рабочих дней со дня назначения (освобождения) таких сотрудников с указанием их фамилий, имен, отчеств (если имеются), должности и контактных данных (адреса электронной почты (при наличии) и рабочего телефона).

Департамент допуска и прекращения деятельности финансовых организаций это структурное подразделение Центрального Банка Российской Федерации, почтовый адрес для направления рассматриваемого уведомления 107016, г. Москва, ул. Неглинная, 12. Следовательно, на конверте, в котором Вы будете направлять уведомление, следует указывать следующие данные:

Кому: Департамент допуска и прекращения деятельности финансовых организаций Банка России

Куда: 107016, г. Москва, ул. Неглинная, 12

В свою очередь, страховая организация, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания, микрофинансовая организация, осуществляющая свою деятельность в виде микрофинансовой компании, должна направить в Банк России уведомление о назначении (освобождении) ответственного сотрудника (о назначении (освобождении) сотрудника некредитной финансовой организации исполняющим обязанности ответственного сотрудника в период нахождения ответственного сотрудника в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком) в порядке, установленном Указанием Банка России от 25 декабря 2017 года №4662-У. Если мы заглянем в указанный документ, то увидим, что уведомление направляется также в Департамент допуска и прекращения деятельности финансовых организаций. Однако, к уведомлению нужно будет приложить дополнительные документы, предусмотренные п. 2.3 Указания №4662-У.

Таким образом, в период с 27 апреля 2018 года по 27 июля 2018 года некредитным финансовым организациям следует утвердить новую редакцию правил внутреннего контроля. Если Вы затрудняетесь самостоятельно составить новую редакцию правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ наши специалисты могут оказать Вам помощь. Так, нами 

Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель Центра финансового мониторинга компании Ю-Питер Консалтинг.