Является ли сайт компании рекламой?

К нам в компанию, часто обращаются профессиональные кредиторы с вопросом «Является ли информация, размещенная на сайте организации, рекламой?». Вопрос связан с тем, что согласно ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» «Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее». Следовательно, если признавать сайт рекламой, то на сайте должна быть размещена вся информация об условиях предоставления займа.

Действующее законодательство России не содержит прямого ответа на данный вопрос. Банк России, которому поднадзорны профессиональные кредиторы (МФО, КПК и ломбарды), также не давал разъяснений по этому вопросу. Однако, Федеральная антимонопольная служба России еще в 2015 году в письме ФАС России от 28.08.2015 №АК/45828/15 пояснила, что Федеральный закон «О рекламе» не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы, не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке. По мнению ФАС России, не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или страницы в социальной сети о реализуемых товарах, ассортименте, правилах пользования, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией и т.п. В том числе не является рекламой информация о скидках или проводимых акциях, размещенная на сайтах, на которых аккумулируются и предлагаются различные купоны или билеты, позволяющие приобрести товар со скидкой. Следовательно, на такую информацию положения Федерального закона «О рекламе» не распространяются.

Между тем, ФАС России поясняет следующее, в отдельных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров или деятельности компании, сколько на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров (например, всплывающий баннер), такая информация может быть признана рекламой.

Таким образом, из официальных разъяснений ФАС России следует, что по общему правилу сайт компании не является рекламой. Между тем, нужно напомнить, что сайт профессионального кредитора должен содержать определенную информацию, которая должна быть в обязательном порядке размещена на нем. Рассмотрим, какая информация должна быть размещена на сайте отдельного профессионального кредитора

Требования к сайту микрофинансовой организации

Микрофинансовые организации обязаны разместить в сети Интернет следующую информацию и документы:

  1. копия правил предоставления микрозаймов;
  2. копия информации о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления микрофинансовой организации, в порядке, установленном уставом МФО;
  3. копия общих условий договора потребительского займа;
  4. копия информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского займа;
  5. копия политики обработки персональных данных;
  6. копия свидетельства о внесении сведений в государственный реестр микрофинансовых организаций.
  7. копия свидетельства о членстве в саморегулируемой организации финансового рынка. 

Требования к сайту кредитного потребительского кооператива

Кредитные потребительские кооперативы обязаны разместить в сети Интернет следующую информацию и документы:

  1. копия общих условий договора потребительского займа;
  2. копия информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского займа;
  3. копия политики обработки персональных данных;
  4. копия свидетельства о членстве в саморегулируемой организации финансового рынка.

Требования к сайту ломбарда

Ломбарды обязаны разместить в сети Интернет следующую информацию и документы:

  1. копия общих условий договора потребительского займа;
  2. копия информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского займа;
  3. копия политики обработки персональных данных.

Напомним, что требование о размещении в сети Интернет политики обработки персональных данных установлено ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона "О персональных данных" от 27.07.2006 №152-ФЗ. 

Если Вы сомневаетесь в "легитимном" содержании своего сайта обращайтесь к нашим специалистам и они проведут анализ Вашего сайта в выдачей письменного заключения. Стоимость проверки сайта - 2000 рублей. Вам достаточно оставить заявку.

Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель Центра финансового мониторинга компании Ю-Питер Консалтинг, e-mail: kharisov.i@law115.ru