Сделки, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами

Одной из разновидностью контролируемых сделок являются сделки, приравненные с сделкам между взаимозависимыми лицами. Предлагаем Вам вместе с нашими специалистами подробно рассмотреть данный вид сделки.

К сделкам, приравненным к сделкам между взаимозависимыми лицами относятся следующие сделки:

Во-первых, совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми (пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Условия при которых совокупность сделок приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами, не принимая во внимание наличие третьих лиц:

  • организации–«посредники» не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;
  • не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом.

Следует отметить, что формулировка пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ не позволяет однозначно установить, должны ли выполняться одновременно оба критерия либо достаточно одного, чтобы сделки с третьими лицами, при посредничестве которых они совершаются, приравнивались к контролируемым. Представляется, что установление налоговым органом только одного из перечисленных двух критериев все-таки недостаточно и необходимо установить наличие обоих.

Пример.

пример 1

Компания 1 и Компания 5 являются взаимозависимыми лицами. Компания 2, 3, и 4 не является взаимозависимым лицом с Компанией 1 и Компанией 5.

Компания «1» производит бытовую технику и реализует ее в том числе зависимому лицу Компании «5» через независимых посредников «2», «3» и «4».

Компания «2» перепродает технику потребителям и организует рекламные акции, проводит иные маркетинговые мероприятия, направленные на увеличение объемов продаж продукции компании «1», а также принимает на себя риски по ремонту техники.

Компания «3» имеет в собственности склады, на которых хранится бытовая техника.

С компанией «4» заключен агентский договор, согласно которому компания «1» передает компании «4» товары на реализацию, но покупатель компания «5» – взаимозависимые с «1» забирают технику непосредственно со складов «1». Компания «1» самостоятельно организует рекламные акции и отвечает за ремонт своей бытовой техники, то есть «4» не выполняет в сделке никаких дополнительных функций, кроме продажи, не принимает на себя никаких рисков и фактически не использует никаких активов для организации реализации.

Таким образом, сделки Компании «1» по продаже техники взаимозависимым лицам, совершенные с привлечением независимого посредника «4», должны признаваться контролируемыми, а сделки с «2» и «3» – неконтролируемыми.

Следует отметить, что в тексте пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ содержатся такие формулировки как «...с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми…» и «…принимая во внимание наличие третьих лиц…». Следовательно, исходя из текста данной нормы количество третьих лиц, не признаваемых взаимозависимыми, Налоговым кодексом РФ не ограничивается.

На схеме Компания 1 и Компания 5 являются взаимозависимыми лицами, между которыми существует цепочка посредников, которые не являются взаимозависимыми лицами с Компанией 1 и Компанией 5.

Пример.

пример 2

Для сделок между взаимозависимыми лицами по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми НК РФ не установлена сумма дохода, при превышении которой данные сделки становятся контролируемыми. В частности, об этом информирует налогоплательщиков Минфин России в письмах от 25.03.2013 №03-01-18/9309, от 09.04.2012 №03-01-18/3-46, от 29.06.2012 №03-01-18/5-83, от 29.08.2012 №03-01-18/6-115, от 14.11.2012 №03-01-18/9-169.

Между тем, в соответствии с п. 7 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 №227-ФЗ положения статей 105.15 – 105.17 (документация, уведомление, проверка) НК РФ до 1 января 2014 года применяются в случаях, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает соответственно: в 2012 году – 100 млн. рублей и в 2013 году – 80 млн. рублей. Таким образом, с 1 января 2014 года налогоплательщики обязаны будут сообщать обо всех сделках, в которых задействованы промежуточные участники без ограничений по сумме дохода.

Однако, это не единственно возможный вариант трактовки положений пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ. Поскольку в пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ указано, что сделки между взаимозависимыми лицами, совершенные через цепочку посредников, приравниваются к сделкам между взаимозависимыми лицами, то на них также должны распространяться положения НК РФ, касающиеся сделок между взаимозависимыми лицами, и в частности, условие о величине доходов. Представляется, что это будет правомерно при условии, что все стороны и выгодоприобретатели такой цепочки сделок зарегистрированы в России, проживают в России или являются налоговыми резидентами РФ.

Однако, критерии, касающиеся величины дохода, установлены для сделок между взаимозависимыми лицами, а сделки с участием посредников таковыми не являются, а лишь приравнены к ним. Поэтому налоговые органы вероятнее всего не будут придерживаться указанной трактовки пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ

Во-вторых, сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (пп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Внешняя торговля товарами – импорт и (или) экспорт товаров (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»). К товарам мировой биржевой торговли относятся: нефть и товары, выработанные из нефти; черные металлы; цветные металлы; минеральные удобрения; драгоценные металлы и драгоценные камни.

Коды указанных товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней торговли (Минпромторг России). Так, перечень кодов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, сделки в отношении которых признаются контролируемыми в соответствии со ст. 105.14 НК РФ, утвержден Приказом Минпромторга России от 30.10.2012 №1598. 

Группа товаров

Коды ТН ВЭД

Нефть и товары,  вырабатываемые  из нефти                             

2709 00 900 1, 2709 00 900 2,        
2709 00 900 3, 2709 00 900 4,        
2710 12 410 0, 2710 12 450 0,        
2710 12 490 0, 2710 12 510 0,        
2710 12 590 0, 2710 19 290 0,        
2710 19 310 0, 2710 19 350 0,        
2710 19 420 0, 2710 19 460 0,        
2710 19 480 0, 2710 19 510 1,        
2710 19 550 1, 2710 19 620 1,        
2710 19 640 1, 2710 19 660 1,        
2710 19 680 1, 2710 20 110 0,        
2710 20 150 0, 2710 20 190 0,        
2710 20 310 1, 2710 20 350 1,        
2710 20 370 1, 2710 20 390 1        

Цветные металлы                   

7403 11 000 0, 7502 10 000 0,        
7601 10 000 0, 7601 20 100 1,        
7601 20 100 9, 7801 10 000 0,        
7901 11 000 0, 8001 10 000 0        

Драгоценные металлы               

7106 91 000 1, 7108 12 000 1,        
7110 11 000 1, 7110 21 000 1        

Иные внешнеторговые сделки, связанные с торговлей иными видами товаров (работ, услуг), не являются контролируемыми. Так, об этом сообщает Минфин в письмах от 09.07.2013 №03-01-18/26633, от 09.07.2013 №03-01-18/26631, от 09.07.2013 №03-01-18/26632, от 29.05.2013 №03-01-18/19585).

Внешнеторговые сделки

Следует отметить, что внешнеторговые сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми независимо от величины суммы доходов, полученных по этим сделкам, в соответствующем календарном году и независимо от того, какие товары являются их предметом (п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Аналогичного мнения придерживается Минфин России в письме от 24.04.2012 №03-01-18/3-57.

Между тем, в соответствии с п. 7 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 №227-ФЗ сообщать об указанных сделках в 2012 году следует, если сумма доходов по сделкам превышает 100 млн. руб., в 2013 году – 80 млн. руб.

В-третьих, сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резиденства которого являются государство или территория, включенные в перечень оффшоров (пп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), утв. Приказом Минфина России от 13.11.2007 №108н. Следует отметить, что с 1 января 2013 г. Республика Кипр исключена из Перечня офшорных зон. Об этом в частности сообщает Минфин в письме от 28.12.2012 №03-08-05/1. Условием исключения Кипра из Перечня, является ратификация Протокола от 07.10.2010 о внесении изменений в российско-кипрское Соглашение об избежании двойного налогообложения от 05.12.1998.Данный Протокол вступил в силу 02.04.2012 и применяется с 01.01.2013, т.е. с той же даты, когда вступил в силу Приказ Минфина России от 21.08.2012 №115н об исключении Кипра из Перечня.

Сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резиденства которого являются государство или территория, включенные в перечень офшоров, признаются контролируемыми в соответствии с п. 7 ст. 105.14 НК РФ, если сумма доходов по сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 млн. руб.

Минфин обращает внимание налогоплательщиков, что сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми, одно из которых образовано в соответствии с законодательством иностранного государства (территории), включенного в Перечень офшорных зон, но действует через постоянное представительство в Российской Федерации, приравниваются к сделкам между взаимозависимыми лицами. Об этом Минфин сообщает в письмах от 17.01.2013 №03-01-18/1-4, №03-01-18/1-8, от 29.12.2012 303-01-18/10-202.

Между тем, если сделка совершена между взаимозависимыми лицами, одно из которых образовано в соответствии с законодательством иностранного государства (территории), включенного в Перечень офшорных зон, сделка признается контролируемой вне зависимости от величины суммы доходов, полученных по этим сделкам, в соответствующем календарном году. Аналогичного мнения придерживаются контролирующие органы. Так, в частности Минфин пишет об этом в письмах от 01.07.2013 №03-01-18/25064, 17.01.2013 №03-01-18/1-8, 13.11.2012 №03-01-18/9-168.

Пример 1.

Российская организация А реализует находящееся на территории России недвижимое имущество организации Б – налоговому резиденту Княжества Лихтенштейн. Организации А и Б невзаимозависимые лица. Княжество Лихтенштейн включено в Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) (п. 19 Перечня). Следовательно, данная сделка является разновидностью сделки приравненной к сделкам между взаимозависимыми лицами (пп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Сделки, предусмотренные пп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ, признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 млн. руб. (п. 7 ст. 105.14 НК РФ)

Пример 2.

Российская организация А реализует находящееся на территории России недвижимое имущество организации Б – налоговому резиденту Княжества Лихтенштейн, которая прямо участвует в данной российской организации (доля участия составляет более 25 процентов). Организации А и Б – взаимозависимые лица в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 105.1 НК РФ. Сделка между взаимозависимыми лицами, в которых одна из сторон является резидентом оффшоров признаются контролируемыми независимо от величины полученных доходов.

Если у Вас возникли дополнительные вопросы Вы можете обратится за консультацией к нашим специалистам по телефону 8(843)209-05-31 8(843)265-52-32 или на электронную почту info@law115.ru

Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.