СУР в МФО

Во исполнение Федерального закона от 13.07.2015 N 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» и Указания Банка России от 30.05.2016 N 4027-У Центральным Банком Российской Федерации был утвержден Базовый стандарт по управлению рисками для микрофинансовых организаций (далее – Стандарт), который вступит в силу с 27.01.2018 года и подлежит обязательному применению для всех МФО.

Данный нормативный акт помимо основного текста, где, в частности, даются определения таким важным терминам, как риск, источник риска, управление рисками, включает в себя три Приложения к Стандарту, в которых приведена классификация возможных рисков (Приложение №1), карта риска, отражающая виды рисков по степени их значимости и вероятности, а также риски внешней и внутриорганизационной среды (Приложение №2), и типовая форма отчетности о системе управления рисками (Приложение №3).

С вступлением в силу Стандарта деятельность по оценке риска, которая реализуется с помощью организации системы управления рисками (далее – СУР), станет обязательной для всех микрофинансовых организаций. Следует отметить, что обязанность соблюдать требования к системе управления рисками не новая на финансовом рынке. Так, например, ст. 11.1-2 Федерального закона от 02.12.1990 г. №395-I "О банках и банковской деятельности" установлена обязанность кредитных организаций исполнять требования по системе управления рисками, установленные Указанием Банка России от 15.04.2015 г. №3624-У. Таким образом, можно говорить о том, что развитие законодательства о микрофинансовой деятельности проходит тот же путь, что банковское законодательство России.

Обязанность по организации системы управления рисками установлена также для клиринговых организаций (гл.4 ФЗ от 07.02.2011 N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте"), профессиональных участников рынка ценных бумаг (ст.10.1-1 ФЗ от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"), центрального депозитария (ст.8 ФЗ от 07.12.2011 N 414-ФЗ "О центральном депозитарии"), операторов платежной системы (ст.28 ФЗ от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"), негосударственных пенсионных фондов (ст.14 ФЗ от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах").

В соответствии с п.4.1 Стандарта СУР организовывается посредством идентификации рисков; мониторинга, измерения и оценки рисков; управления рисками и контролем за обеспечением управления рисками. Следует отметить, что вышеуказанные процессы осуществляются непрерывно и на всех уровнях управления организации.

Идентификация рисков представляет собой процесс выявления рисков и описание его элементов. На данном этапе создается информационная база о рисках, которые могут оказать воздействие на деятельность МФО. Ответственные за организацию СУР лица осуществляют сбор информации методами опроса, анкетирования, экспертной оценки, анализа аудиторской отчетности и иных источников информации.

Измерение и оценка рисков осуществляется посредством определения и описания качественных и количественных показателей рисков: определяются источники рисков, вероятность наступления рисковых событий, проводится оценка последствий их наступления, размер ущерба. Полученные данные фиксируются в реестре рисков, а риски ранжируются по степени их опасности в соответствии с картой рисков.

Основываясь на результатах оценки рисков, разрабатывается план по управлению рисками. План включает в себя описание мероприятий, которые необходимо предпринять для предотвращения риска, снижения риска или для оказания иного воздействия на риск.

Мониторинг и контроль за обеспечением управления рисками представляют собой процедуры реагирования на реализацию мероприятий по воздействию на риск. Мониторинг проводится непрерывно и регулярно на всех этапах управления рисками путем анализа информации о рисках, определения эффективности выбранных мероприятий по воздействию на риск. Контроль за обеспечением управления рисками проводится не реже одного раза в год путем составления отчетов и направления информации о процедурах, обеспечивающих надлежащее исполнение запланированных мер реагирования на риски.

Стандарт устанавливает обязанность для всех МФО назначить ответственное лицо за управлением рисками. По своему усмотрению МФО может назначить лицо, обладающее специальной квалификацией (риск-менеджер) или же создать подразделение риск-менеджмента. В случае если МКК имеет задолженность по основному долгу на 31 декабря предыдущего года не менее одного миллиарда рублей, то организация обязана сформировать именно подразделение риск-менеджмента. Также данная должность должна предусматриваться в каждой дочерней компании. Согласно положениям Стандарта функции риск-менеджера может выполнять не только лицо, привлеченное в штат организации, что позволит снизить расходы, связанные с внедрением СУР. Стандарт позволяет возложить обязанности риск-менеджера на штатного специалиста компании, риск-менеджера головной организации, либо передать часть функций риск-менеджера по договору аутсорсинга (п.п. 2.3, 5.4.1, 5.4.2, 5.4.3 Стандарта). Хотя профессия риск-менеджер не включена в Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, однако можно прийти к выводу, что лицо, принятое на должность риск-менеджера, должно иметь высшее экономическое, финансовое или математическое образование (Приказ Минтруда России от 07.09.2015 N 591н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по управлению рисками").

Пункт 3.3 Стандарта закрепляет принципы, в соответствии с которыми МФО обязана организовывать СУР. Так, управление рисками должно осуществляться в соответствии с принципом документирования. Одним из наиболее важных в этой области документов является Положение об управлении рисками (гл. 5 Стандарта), которое обязательно к составлению и должно пересматриваться не реже одного раза в год.

Таким образом, Базовый стандарт по управлению рисками установил ряд новых требований, согласно которым МФО обязаны вести свою деятельность. Необходимо отметить, что они идентичны требованиям, предъявляемым к банкам по организации системы управления рисками. В сфере микрофинансирования, как и в банковской деятельности, организации сталкиваются с убытками, к которым приводят, например, неисполнение обязательств заёмщиками, нестабильность состояния рынка, неосведомленность о законодательных изменениях, неплатежеспособность организации и её низкая репутация. Для недопущения подобных ситуаций необходимо проводить оценку рисков. Однако Банк России, утвердив правила по организации системы управления рисками, не отразил специфику деятельности МФО, не установил дифференциацию для субъектов малого и среднего бизнеса, не предусмотрел переходный период для введения СУР. В связи с этим, внедрение системы управления рисками может повлечь за собой существенные операционные расходы для МФО.

Также следует отметить, что Базовый стандарт по управлению рисками обязывает МФО соблюдать принцип документирования оценки рисков, но при этом не содержит перечня обязательных документов и их типовых форм. Поэтому в целях минимизации рисков советуем Вам обратиться к специалистам для разработки необходимых документов.

Специалисты компании Ю-Питер Консалтинг разработали для микрофинансовых организаций (МКК и МФК) методическое пособие в соответствии с требованиями указанного базового стандарта.  Методическое пособие представляет собой комплект шаблонов документов по управлению рисками:

  1. Положение об управлении рисками.
  2. Внутренняя отчетность о системе управления рисками.
  3. Реестр рисков.
  4. Карта рисков.
  5. Паспорт риска (каждого рискового события).
  6. Приказ о назначении риск-менеджера/формировании подразделения риск-менеджмента.
  7. Должностные инструкции риск-менеджера и работников подразделения риск-менеджмента.
  8. Положение об утверждение правил, методов и методик идентификации, оценки и контроля уровня рисков, формирования внутренней отчетности.
  9. Положение об обучении персонала.
  10. Программа обучения работников МФО методам и инструментам управления рисками.
  11. Ежегодный план проведения обучения работников МФО методам и инструментам управления рисками.
  12. Приказ об утверждении перечня сотрудников, обязанных проходить обучение в области управления рисками.
  13. Положение об установлении допустимых уровней потерь (лимитов) по всем выявленным рискам МФО.
  14. План проверки квалификации риск-менеджера и работников подразделения риск-менеджмента.
  15. Дополнительное соглашение к трудовому договору с сотрудниками и к должностным инструкциям об обязанности информировать риск-менеджера или руководителя подразделения риск-менеджмента о рисках, возникающих в процессе выполнения их должностных обязанностей, и о привлечении к ответственности сотрудников за нарушение внутренних документов МФО и Стандарта;
  16. План мероприятий по интеграции СУР с основными бизнес-процессами МФО и вовлечении работников МФО в процесс управления рисками.

В реестре рисков описаны основные риски микрофинансовых организаций:

  1. Кредитный риск
  2. Стратегический риск
  3. Операционный риск
  4. Правовой риск
  5. Регуляторный риск
  6. Рыночный риск
  7. Процентный риск
  8. Риск потери деловой репутации МФО (репутационный риск)
  9. Риск ликвидности

А также раскрываются внешние и внутренние источники (факторы) указанных рисков, последствия реализации каждого риска (сценарии развития событий) и оценка их влияния на деятельность МФО. 

Подробнее узнать о стоимости методического пособия Вы можете по телефонам 8(843) 265-52-32, 209-05-31 или пишите на электронную почту info@law115.ru

Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.