Правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ агентства недвижимости

Разработка правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества в соответствии с требованиями Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001 г. "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"..

Правила состоят, из 130 страниц и включают в себя более 35 приложений первичных документов. Правила внутреннего контроля предоставляются Заказчику в удобном для редактирования формате Word.

Правила, разработанные нашими специалистами, включают в себя следующие шаблоны документов:

А. Первичные документы для идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца клиента:

  1. Анкета клиента физического лица.
  2. Анкета клиента индивидуального предпринимателя.
  3. Анкета клиента юридического лица.
  4. Анкета клиента физического лица, занимающегося в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
  5. Анкета клиента иностранной структуры без образования юридического лица.
  6. Анкета бенефициарного владельца.
  7. Мотивированное суждение о бенефициарном владельце клиента.
  8. Анкета представителя физического лица.
  9. Анкета представителя юридического лица.
  10. Анкета выгодоприобретателя физического лица.
  11. Анкета выгодоприобретателя индивидуального предпринимателя.
  12. Анкета выгодоприобретателя юридического лица.
  13. Анкета выгодоприобретателя иностранной структуры без образования юридического лица.
  14. Опросный лист клиента для анализа финансового положения и деловой репутации.
  15. Опросный лист клиента физического лица для выявления публичного должностного лица.
  16. Служебная записка сотрудника в случае выявления публичного должностного лица.

Б. Первичные документы для оформления отказа в выполнении распоряжения клиента в совершении операции:

  1. Служебная записка об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
  2. Распоряжение об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
  3. Журнал учета случаев отказа от выполнения распоряжения клиентов.
  4. Уведомление об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
  5. Журнал учета документов и (или) сведений об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, предоставляемых клиентами.
  6. Распоряжение об устранении оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
  7. Распоряжение об невозможности устранения оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
  8. Уведомление о невозможности устранения оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
  9. Уведомление об устранении оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.

В. Первичные документы для оформления приостановления операции клиента:

  1. Служебная записка о приостановлении операции клиента.
  2. Распоряжение о приостановлении операции клиента.
  3. Журнал регистрации распоряжений клиентов, операции которых приостановлены.
  4. Уведомление о приостановлении операции клиента.

Г. Первичные документы для оформления применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества:

  1. Служебная записка о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
  2. Распоряжение о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
  3. Журнал учета фактов применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества
  4. Уведомление о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества

Д. Первичные документы для оформления результатов проверки по перечням:

  1. Сообщение об операции (сделке).
  2. Журнал учета и фиксирования информации о выданных денежных средствах физическим лицам, включенным в Перечни.

При отсутствии правил внутреннего контроля или их несоответствии требованиям законодательства о ПОД/ФТ/ФРОМУ надзорные органы могут привлечь организацию и ее должностных лиц к административной ответственности по статье 15.27 КоАП РФ в виде административного штрафа.

Стоимость и сроки подготовки правил внутреннего контроля уточняйте по электронной почте info@law115.ru или по телефонам 8(843)265-52-32, 8(843)209-05-31. 

Особенности правил внутреннего контроля организации и индивидуального предпринимателя, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества

Агентства недвижимости или так называемые риэлторы обязаны исполнять требования Федерального закона №115-ФЗ. За неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 7 Закона 115фз установлена административная ответственность. Так, например, решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14.03.2016 по делу №А12-563/2016 агентство недвижимости было привлечено к административной ответственности за нарушения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Фабула дела: В ООО «Агентство недвижимости «К» была проведена проверка Федеральной службы по финансовому мониторингу на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 07.08.2001 г. №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Напомним, что агентства недвижимости, в том числе юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества являются субъектами Федерального закона от 07.08.2001 г. №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее – Федеральный закон №115-ФЗ).

В соответствии со статьей 7 Федерального закона №115-ФЗ агентства недвижимости обязаны вести специальный документооборот и представлять Федеральную службу по финансовому мониторингу (далее – Росфинмониторинг) отчетность.

По результатам проверки у ООО «Агентство недвижимости «К» были выявлены нарушения Федерального закона №115-ФЗ и вынесено решение о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей. 

Но суд изменил наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей на наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Рассмотрим, какие нарушения допустило ООО «Агентство недвижимости «К». Во-первых, Правила внутреннего контроля ООО «Агентство недвижимости «К» не соответствовали действующему законодательству.

Во-вторых, перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение  не был разработан, дополнительные и вводные инструктажи также не осуществлялись.

В-третьих, идентификация клиентов должным образом не осуществлялась, поскольку Обществом не фиксировались данные об оценке степени (уровне) риска, а также результате проверки клиента и выгодоприобретателей на предмет наличия/отсутствия информации о них в Перечне. Идентификация клиентов осуществлялась путем фиксирования данных о клиенте в заключаемых договорах об оказании услуг, анкеты клиентов, предусмотренные правилами внутреннего контроля не велись.

В-четвертых, отсутствие документов о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества. Напомним, что в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ агентства недвижимости обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки Росфинмониторинг.

Лица, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества обязаны представлять сведения о необычных сделках, предусмотренных кодом «35» - Признаки необычных сделок, выявляемые при осуществлении сделок с недвижимым имуществом.

3501 - Предложение или попытка клиента совершить сделку с недвижимым имуществом, на которое наложено обременение (за исключением ипотеки).

3502 - Совершение сделки с недвижимым имуществом по цене, отличной от рыночной в 2 и более раз.

3503 - Многократная (три и более раз) покупка и (или) продажа физическим лицом объектов недвижимости.

3504 - Многократное (три и более раз) совершение физическим или юридическим лицом сделок с одним объектом недвижимости.

3505 - Осуществление сделки с недвижимым имуществом, стороной по которой выступает нерезидент.

3506 - Осуществление сделки с недвижимым имуществом, стороной по которой выступает участник федеральных, региональных либо муниципальных целевых программ или национальных проектов, направленных на обеспечение жильем либо на улучшение жилищных условий.

3507 - Осуществление сделки купли-продажи недвижимого имущества, являющегося государственной или муниципальной собственностью, приобретателем по которой выступает коммерческое юридическое лицо.