Правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ агентства недвижимости

Разработка, проверка и обновление правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Правила внутреннего контроля, разработанные нашими специалистами, состоят из более 100 страниц и включают в себя 20 приложений, в том числе следующие шаблоны документов: 

  1. Анкета клиента физического лица.
  2. Анкета клиента юридического лица.
  3. Анкета клиента индивидуального предпринимателя.
  4. Анкета клиента иностранной структуры без образования юридического лица.
  5. Анкета выгодоприобретателя физического лица.
  6. Анкета выгодоприобретателя юридического лица.
  7. Анкета выгодоприобретателя индивидуального предпринимателя.
  8. Анкета представителя клиента.
  9. Анкета бенефициарного владельца клиента.
  10. Мотивированное суждение о бенефициарном владельце.
  11. Опросный лист клиента о финансовом положении, деловой репутации и источниках происхождения денежных средств.
  12. Журнал замораживания (блокирования) денежных средств или иного имущества.
  13. Журнал регистрации распоряжений клиентов, операции которых приостановлены.
  14. Журнал учета случаев отказа от выполнения распоряжения клиента. 
  15. Опросный лист клиента - публичного должностного лица.
  16. Служебная записка о публичном долнжостном лице.

Образец правил внутреннего контроля в редакции 2018 года

Правила2018

Стоимость и сроки подготовки правил внутреннего контроля уточняйте по электронной почте info@law115.ru или по телефонам 8(843)265-52-32, 8(843)209-05-31. 

Правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ организации и индивидуального предпринимателя, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества

Агентства недвижимости или так называемые риэлторы обязаны исполнять требования Федерального закона №115-ФЗ. За неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 7 Закона 115фз установлена административная ответственность. Так, например, решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14.03.2016 по делу №А12-563/2016 агентство недвижимости было привлечено к административной ответственности за нарушения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Фабула дела: В ООО «Агентство недвижимости «К» была проведена проверка Федеральной службы по финансовому мониторингу на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 07.08.2001 г. №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Напомним, что агентства недвижимости, в том числе юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества являются субъектами Федерального закона от 07.08.2001 г. №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее – Федеральный закон №115-ФЗ).

В соответствии со статьей 7 Федерального закона №115-ФЗ агентства недвижимости обязаны вести специальный документооборот и представлять Федеральную службу по финансовому мониторингу (далее – Росфинмониторинг) отчетность.

По результатам проверки у ООО «Агентство недвижимости «К» были выявлены нарушения Федерального закона №115-ФЗ и вынесено решение о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей. 

Но суд изменил наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей на наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Рассмотрим, какие нарушения допустило ООО «Агентство недвижимости «К». Во-первых, Правила внутреннего контроля ООО «Агентство недвижимости «К» не соответствовали действующему законодательству.

Во-вторых, перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение  не был разработан, дополнительные и вводные инструктажи также не осуществлялись.

В-третьих, идентификация клиентов должным образом не осуществлялась, поскольку Обществом не фиксировались данные об оценке степени (уровне) риска, а также результате проверки клиента и выгодоприобретателей на предмет наличия/отсутствия информации о них в Перечне. Идентификация клиентов осуществлялась путем фиксирования данных о клиенте в заключаемых договорах об оказании услуг, анкеты клиентов, предусмотренные правилами внутреннего контроля не велись.

В-четвертых, отсутствие документов о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества. Напомним, что в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ агентства недвижимости обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки Росфинмониторинг.

Лица, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества обязаны представлять сведения о необычных сделках, предусмотренных кодом «35» - Признаки необычных сделок, выявляемые при осуществлении сделок с недвижимым имуществом.

3501 - Предложение или попытка клиента совершить сделку с недвижимым имуществом, на которое наложено обременение (за исключением ипотеки).

3502 - Совершение сделки с недвижимым имуществом по цене, отличной от рыночной в 2 и более раз.

3503 - Многократная (три и более раз) покупка и (или) продажа физическим лицом объектов недвижимости.

3504 - Многократное (три и более раз) совершение физическим или юридическим лицом сделок с одним объектом недвижимости.

3505 - Осуществление сделки с недвижимым имуществом, стороной по которой выступает нерезидент.

3506 - Осуществление сделки с недвижимым имуществом, стороной по которой выступает участник федеральных, региональных либо муниципальных целевых программ или национальных проектов, направленных на обеспечение жильем либо на улучшение жилищных условий.

3507 - Осуществление сделки купли-продажи недвижимого имущества, являющегося государственной или муниципальной собственностью, приобретателем по которой выступает коммерческое юридическое лицо.