Правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ субъекта ювелирной отрасли

Разработка, проверка и обновление правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ субъектов ювелирной отрасли в соответствии с требованиями Федерального закона №41-ФЗ от 26.03.1998 г. "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001 г. "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Правила внутреннего контроля, разработанные нашими специалистами, состоят из более 100 страниц и включают в себя 20 приложений, в том числе следующие шаблоны документов: 

  1. Анкета клиента физического лица.
  2. Анкета клиента юридического лица.
  3. Анкета клиента индивидуального предпринимателя.
  4. Анкета клиента иностранной структуры без образования юридического лица.
  5. Анкета выгодоприобретателя физического лица.
  6. Анкета выгодоприобретателя юридического лица.
  7. Анкета выгодоприобретателя индивидуального предпринимателя.
  8. Анкета представителя клиента.
  9. Анкета бенефициарного владельца клиента.
  10. Мотивированное суждение о бенефициарном владельце.
  11. Опросный лист клиента о финансовом положении, деловой репутации и источниках происхождения денежных средств.
  12. Журнал замораживания (блокирования) денежных средств или иного имущества.
  13. Журнал регистрации распоряжений клиентов, операции которых приостановлены.
  14. Журнал учета случаев отказа от выполнения распоряжения клиента. 
  15. Опросный лист клиента - публичного должностного лица.
  16. Служебная записка о публичном долнжостном лице.

Образец правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ в редакции 2018 года

Правила2018

Стоимость и сроки подготовки правил внутреннего контроля уточняйте по электронной почте info@law115.ru или по телефонам 8(843)265-52-32, 8(843)209-05-31. 

Правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ ювелира

Правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ (ПВК для ювелиров) разработаны нашими специалистами с учетом требований Федеральной службы по финансовому мониторингу и Пробирной палаты России с учетом специфики деятельности ювелирных магазинов, пунктов скупки ювелирных изделий, комиссионных магазинов, Интернет-магазинов ювелирных изделий.

Основным отличием системы внутреннего контроля субъекта ювелирной отрасли является то, что согласно п. 1.4-2 ст. 7 Федерального закона 115-ФЗ при покупке физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней на сумму, не превышающую 40 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 40 000 рублей, а также при использовании персонифицированного электронного средства платежа для совершения покупки физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в розницу на сумму, не превышающую 100 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 000 рублей, идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится. За исключением случая, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" сделка купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее. Исходя из этого, ювелиры обязаны контролировать сделки купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий на вышеуказанную сумму и направлять в Росфинмониторинг сведения о таких сделках в виде формализованных электронных сообщений через Личный кабинет Росфинмониторинга.

Например, если ювелирный магазин располагает договором скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий своего клиента, в котором не установлена конкретная цена сделки, а согласованы лишь способ ее определения, сроки и порядок осуществления расчетов за поставленные в рамках договора драгоценные металлы и драгоценные камни, ювелирные изделия из них и лом таких изделий, обязанность по направлению сведений в Росфинмониторинг возникает, когда общая сумма платежей будет равна или превысит 600000 руб. либо будет равна или превысит сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 рублей.

В этой связи возникает вопрос о порядке исполнения субъектами ювелирной отрасли требования пп. 4 п. 1 ст. 6 Закона №115-ФЗ в нижеследующем случае. Допустим, ювелирный магазин, основным видом деятельности которого является розничная торговля ювелирными изделиями, имеет договор поставки товара, не содержащий информации о поставляемом товаре и цене договора. Поставка товара осуществляется отдельными партиями в течение срока действия договора. Наименование товара, его стоимость, количество, а также характеристики товара указаны не в договоре, а в товарных накладных, оформляемых на каждую партию товара отдельно, при этом ассортимент товара может быть различным и включать не только ювелирные изделия, но и аксессуары, бижутерию, подарочные коробки, кожгалантерею и др. Оплата товара осуществляется клиентом (покупателем) на основании выставленных поставщиками счетов - по факту отгрузки соответствующей партии товара.

В указанном случае возможны два варианта действий в целях исполнения требования пп. 4 п. 1 ст. 6 Закона №115-ФЗ.

Вариант 1: договор поставки товара рассматривается как единое соглашение, в рамках и по условиям которого поставка товара осуществляется отдельными партиями. Направление сведений в уполномоченный орган осуществляется по договору в целом. В случае, если стоимость отдельной партии товара меньше порогового значения, обязанность по направлению сведений в уполномоченный орган возникает, когда общая стоимость нескольких партий товара достигнет порогового значения. Таким образом, организация ждет момента, когда общая стоимость нескольких партий товара достигнет порогового значения, и направляет одно общее сообщение в уполномоченный орган, при этом в качестве даты совершения сделки указывает дату заключения договора поставки (а не даты оформления отдельных товарных накладных), а в качестве суммы сделки - общую стоимость товара.

Вариант 2: заключенный клиентом договор поставки товара рассматривается как рамочный договор, а в качестве отдельных договоров, содержащих все необходимые условия договора поставки, предписанные нормами гражданского законодательства, рассматриваются товарные накладные на каждую отдельную партию товара (инвойсы), в которых указаны наименование, стоимость, количество и характеристики товара. Направление сведений в уполномоченный орган осуществляется по каждой партии товара отдельно, исходя из информации, содержащейся в товарных накладных. Таким образом, организация направляет в уполномоченный орган отдельное сообщение по каждой партии товара, стоимость которой превышает пороговое значение, при этом в качестве даты совершения сделки указывается дата оформления товарной накладной, а в качестве суммы сделки - стоимость конкретной партии товара в соответствии с товарной накладной.

Кроме операций, подлежащих обязательному контролю субъекты ювелирной отрасли обязаны вести мониторинг операций своих клиентов в целях выявления сомнительных операций. Признаки необычных сделок установлены приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 08.05.2009 г. №103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок». Этот приказ можно условно назвать классификатором необычных сделок, который содержит специальную группу с кодом «38» Признаки необычных сделок, выявляемые при осуществлении скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

3801 - Систематическое приобретение физическим лицом нескольких ювелирных или других бытовых изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней (однотипных изделий) и/или сертифицированных драгоценных камней;

3802 - Перечисление по поручению клиента денежных средств за реализованные драгоценные металлы и драгоценные камни, ювелирные изделия из них и лом таких изделий на счета третьих лиц;

3803 - Представление продавцом при купле-продаже стандартных и (или) мерных слитков из аффинированных драгоценных металлов вместо оригиналов копий документов о качестве (паспорта или сертификата), а также спецификаций на них;

3804 - Отклонение стоимости драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них или других бытовых изделий из лома и отходов в рамках договора более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня рыночных цен;

3805 - Реализация продукции (прутьев, стержней, проволоки, пластин, полос, листов и т.п.), произведенной из стандартных и (или) мерных слитков аффинированных драгоценных металлов без изменения химического состава;

3806 - Получение партии (партий) ювелирных и (или) других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней с возможно фальшивыми оттисками пробирных клейм, с незарегистрированными оттисками именников производителей и (или) без оттисков государственных пробирных клейм;

3807 - Приобретение юридическим лицом - производителем ювелирной продукции минерального сырья у организаций и (или) старательских артелей, осуществляющих добычу драгоценных металлов;

3808 - Приобретение юридическим лицом - производителем продукции, не осуществляющим деятельность по огранке драгоценных камней, алмазного сырья и драгоценных камней в сыром (не обработанном) виде;

3809 - Приобретение юридическим лицом ограненных драгоценных камней (за исключением бриллиантов), не добывающихся на территории Российской Федерации.