ПВК по ПОД/ФТ ломбарда

Разработка, проверка и обновление правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ ломбарда в соответствии с требованиями Федерального закона №196-ФЗ от 19.07.2007 г. "О ломбардах" и Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001 г. "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и нормативных актов Банка России в сфере ПОД/ФТ.

Правила внутреннего контроля, разработанные нашими специалистами включают в себя следующие шаблоны документов: 

А. Первичные документы для идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца клиента.

  1. Анкета клиента физического лица.
  2. Анкета клиента индивидуального предпринимателя.
  3. Анкета клиента юридического лица.
  4. Анкета клиента физического лица, занимающегося в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
  5. Анкета клиента иностранной структуры без образования юридического лица.
  6. Анкета бенефициарного владельца.
  7. Мотивированное суждение о бенефициарном владельце клиента.
  8. Анкета представителя физического лица.
  9. Анкета представителя юридического лица.
  10. Анкета выгодоприобретателя физического лица.
  11. Анкета выгодоприобретателя индивидуального предпринимателя.
  12. Анкета выгодоприобретателя юридического лица.
  13. Анкета выгодоприобретателя иностранной структуры без образования юридического лица.
  14. Опросный лист клиента для анализа финансового положения и деловой репутации.
  15. Опросный лист клиента физического лица для выявления публичного должностного лица.
  16. Служебная записка сотрудника в случае выявления публичного должностного лица.

Б. Первичный документы для обучения сотрудников по программе «Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения»:

  1. План реализации программы обучения сотрудников в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
  2. План проверки знаний сотрудников в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
  3. Свидетельство о прохождении сотрудником обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
  4. Аттестационный лист.

В. Первичные документы для оформления отказа в выполнении распоряжения клиента в совершении операции:

  1. Служебная записка об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
  2. Распоряжение об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
  3. Журнал учета случаев отказа от выполнения распоряжения клиентов.
  4. Уведомление об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
  5. Журнал учета документов и (или) сведений об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, предоставляемых клиентами.
  6. Распоряжение об устранении оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
  7. Распоряжение об невозможности устранения оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
  8. Уведомление о невозможности устранения оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
  9. Уведомление об устранении оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
  10. Распоряжение о выполнении решения межведомственной комиссии, созданной при Банке России.
  11. Распоряжение о выполнении решения межведомственной комиссии, созданной при Банке России.

Г. Первичные документы для оформления приостановления операции клиента:

  1. Служебная записка о приостановлении операции клиента.
  2. Распоряжение о приостановлении операции клиента.
  3. Журнал регистрации распоряжений клиентов, операции которых приостановлены.
  4. Уведомление о приостановлении операции клиента.

Д. Первичные документы для оформления применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества:

  1. Служебная записка о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
  2. Распоряжение о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
  3. Журнал учета фактов применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества
  4. Уведомление о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества

Е. Первичные документы для оформления результатов проверки по перечням:

  1. Сообщение об операции (сделке).
  2. Акт проверки клиентов по списку Банка России о случаях отказа от проведения операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом, об устранении оснований принятия решения об отказе от проведения операции, об устранении оснований принятия решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), об отсутствии оснований для расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом.
  3. Акт о результатах проверки по списку лиц, имущество которых заморожено (заблокировано) решением Межведомственной комиссии.
  4. Акт о результатах проверки по перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
  5. Акт о результатах проверки по перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения
  6. Журнал учета и фиксирования информации о выданных денежных средствах физическим лицам, включенным в Перечни.

Срок подготовки: 3 рабочих дней. Возможна разработка документов в более короткие сроки, а также с учетом особенностей вида и масштаба Вашей деятельности, организационной структуры, характера продуктов (услуг), предоставляемых Вами клиентам, а также уровня риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Форма предоставления документов: в электронном виде в формате Word. При получении документов на электронную почту Вам останется только их распечатать (пронумеровать, прошнуровать), подписать и поставить печать.

Особенности идентификации клиента в ломбарде 

Согласно п. 1 ст. 2, ст. 7 и ст. 9 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" ломбард вправе  предоставлять краткосрочные займы только гражданам, а также на хранение вещи исключительно от граждан. Таким образом, клиентами ломбарда, с точки зрения Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001 г., могут быть только физические лица. 

Кроме этого, ломбарды вправе использовать пункт 1.4-2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Согласно которому при покупке физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней на сумму, не превышающую 40 000 рублей идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится, за исключением случая, если у ломбарда, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Признаки необычных сделок, выявляемые в деятельности ломбарда

В приложении №3 к Положению Банка России от 15.12.2014 г. № 445-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" установлены специальные признаки необычных сделок, выявляемые при осуществлении деятельности ломбарда (код группы 37). В указанную группу входят следующие признаки, которые необходимо отразить в приложении к Правилам внутреннего контроля по ПОД/ФТ ломбарда:

  • Многократное (пять раз в год и более) получение займа под залог ювелирных изделий без последующего выкупа – код 3701.
  • Многократное (два раза в год и более) помещение физическим лицом имущества в ломбард, когда такие операции осуществляются на территории субъекта Российской Федерации, не соответствующего месту регистрации физического лица – код 3702.
  • Сдача на комиссию, под залог или в скупку ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней с признаками фальшивых оттисков пробирных клейм – код 3703.
  • Сдача на комиссию, под залог или в скупку ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней без оттисков пробирных клейм – код 3704.
  • Систематическая сдача на комиссию, под залог или в скупку физическим лицом нескольких ювелирных изделий и (или) однотипных ювелирных изделий либо группой лиц однотипных ювелирных изделий, в том числе имеющих товарные бирки – код 3705.
  • Систематическая сдача на комиссию, под залог или в скупку физическим лицом ограненных драгоценных камней или партии ограненных драгоценных камней (как имеющих сертификаты, так и не имеющих сертификаты) – код 3706.
  • Сдача на комиссию либо под залог в ломбард транспортного средства по доверенности – код 3708.

Образец типовых правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ ломбарда

1. Программа организации системы ПОД/ФТ.

1.1. Положения о статусе, функциях, правах и обязанностях ответственного сотрудника.

1.2. Порядок взаимодействия ответственного сотрудника с иными сотрудниками ломбарда.

1.3. Порядок взаимодействия ломбарда с ее обособленными подразделениями (филиалами) по вопросам ПОД/ФТ.

1.4. Порядок документального фиксирования информации (документов), полученной (полученных) ломбардом при реализации ПВК по ПОД/ФТ.

1.5. Порядок хранения информации (документов), полученной (полученных) ломбардом в результате реализации ПВК по ПОД/ФТ.

1.6. Порядок взаимодействия с клиентами, в том числе обслуживаемыми с использованием технологий дистанционного обслуживания.

2. Программа идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца.

2.1. Порядок идентификации клиента, представителя клиента (в том числе лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, как представителя клиента), выгодоприобретателя, бенефициарного владельца.

2.2. Порядок проверки наличия или отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца сведений, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 7.4 Федерального закона №115-ФЗ;

2.3. Указание на обязательное использование ломбардом при проведении процедуры идентификации доступных на законных основаниях источников информации (с указанием источников), в том числе использование сведений, предоставляемых органами государственной власти.

2.4. Положения о мерах, направленных на выявление ломбардом среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание, лиц, указанных в статье 7.3 Федерального закона №115-ФЗ.

2.5. Перечень мер (процедур), направленных на выявление и идентификацию ломбардом бенефициарных владельцев клиентов.

2.6. Основания для признания физического лица бенефициарным владельцем клиента (в обязательном порядке используются квалифицирующие признаки, содержащиеся в определении понятия "бенефициарный владелец", установленного Федеральным законом №115-ФЗ, такие как прямое или косвенное (через третьих лиц) владение (наличие преобладающего участия более 25 процентов в капитале) клиентом - юридическим лицом либо наличие возможности контролировать действия клиента).

2.7. Основания для признания в качестве бенефициарного владельца лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа клиента - юридического лица (при невозможности выявления иного бенефициарного владельца).

2.8. Положения о способах и формах фиксирования сведений (информации), получаемых ломбардом в результате идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев.

2.9. Особенности процедуры идентификации выгодоприобретателя, который не был идентифицирован ломбардом до приема клиента на обслуживание в связи с информацией клиента об отсутствии выгодоприобретателя в планируемых им к совершению операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, при принятии его на обслуживание.

2.10. Порядок проведения ломбардом мероприятий по проверке информации о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце.

2.11. Порядок обновления сведений (информации), полученных ломбардом в результате идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, с указанием периодичности их обновления.

2.12. Указание способов взаимодействия ломбардом с клиентом при запросе сведений и документов, необходимых для проведения идентификации (обновления идентификационных сведений), а также особенностей взаимодействия с клиентом, который обслуживается с использованием систем дистанционного обслуживания.

2.13. Положения о принимаемых ломбардом мерах, направленных на получение информации о клиенте, указанной в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 7  Федерального закона №115-ФЗ.

2.14. Порядок взаимодействия ломбардом с третьими лицами, осуществляющими сбор сведений и документов в целях идентификации лиц, принимаемых микрофинасовой организацией на обслуживание.

2.15. Порядок обеспечения доступа сотрудников ломбарда к информации, полученной при проведении идентификации.

2.16. Порядок оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, основания оценки такого риска.

3. Программа управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

3.1. Организация системы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в зависимости от оценки риска клиента и риска использования услуг ломбардом в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

3.2. Методика выявления и оценки риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в отношении риска клиента и в отношении риска использования услуг ломбардом в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

3.3. Порядок присвоения, порядок и сроки пересмотра степени (уровня) риска клиента и риска использования услуг ломбардом в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

3.4. Порядок учета и фиксирования результатов оценки степени (уровня) риска клиента и риска использования услуг ломбардом в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

3.5. Порядок проведения мероприятий по мониторингу, анализу и контролю за риском клиента и за риском использования услуг ломбардом в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в связи с предоставлением клиентам определенных продуктов (услуг) или осуществлением ломбардом операций (сделок) в интересах клиента с указанием периодичности проведения указанных мероприятий.

3.6. Указание способов управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, в том числе определение перечня предупредительных мероприятий, направленных на его минимизацию.

3.7. Особенности мониторинга и анализа операций клиентов, относящихся к различным степеням (уровням) риска.

4. Программа выявления в деятельности клиентов операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

4.1. Перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки в целях выявления операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, с учетом особенностей вида деятельности, осуществляемой ломбардом, масштаба ее деятельности и организационной структуры, характера продуктов (услуг), предоставляемых ломбардом клиентам, а также уровня риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

4.2. Механизм взаимодействия между сотрудниками ломбарда, выявляющими операции, подлежащие обязательному контролю, и подозрительные операции, и ответственным сотрудником ломбардом.

4.3. Положения о должностном лице (должностных лицах) ломбарда, принимающем (принимающих) решение об отнесении необычной операции к категории подозрительных, о квалификации операции в качестве операции, подлежащей обязательному контролю, о направлении сведений в уполномоченный орган.

4.4. Положения о сроках принятия решений о квалификации (неквалификации) операции клиента в качестве подозрительной, а также порядок фиксирования принятого решения.

4.5. Порядок документального фиксирования (в том числе способы фиксирования) сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обеспечивающий возможность воспроизведения деталей операции (в том числе сумму операции, валюту операции, данные о контрагенте клиента), а также порядок представления в уполномоченный орган сведений о таких операциях.

4.6. Порядок информирования (при необходимости) руководителя ломбарда о выявлении операции, подлежащей обязательному контролю, и подозрительной операции.

4.7. Положения о мерах, которые применяются ломбардом исходя из программы управления риском к клиентам, осуществляющим подозрительные операции.

4.8. Особенности выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и подозрительных операций (сделок), осуществляемых (заключаемых) с использованием современных технологий, позволяющих клиенту дистанционно совершать операции (заключать сделки).

5. Программа, определяющая порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента и порядок проведения проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

5.1. Порядок получения информации, размещаемой на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-коммуникационной сети "Интернет".

5.2. Порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества.

5.3. Порядок фиксирования информации о примененных мерах по замораживанию (блокированию) принадлежащих клиенту денежных средств или иного имущества (в том числе сведения о клиенте; основания применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества; дата и время применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента; вид имущества клиента, в отношении которого применены меры по замораживанию (блокированию), с указанием идентифицирующих признаков такого имущества).

5.4. Положения о порядке и периодичности проведения проверки наличия среди своих клиентов лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, а также о способах фиксирования результатов проведенной проверки.

5.5. Порядок учета и фиксирования информации о выданных денежных средствах физическим лицам, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

5.6. Порядок информирования клиента о неосуществлении операции с денежными средствами или иным имуществом клиента в связи с наличием сведений о его причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 7.4 Федерального закона №115-ФЗ.

5.7. Порядок информирования уполномоченного органа о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента, а также о результатах проверки.

6. Программа, определяющая порядок приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом.

7. Программа организации работы по отказу в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.

7.1. Перечень оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, установленный ломбардом с учетом требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ.

7.2. Положения о факторах, влияющих на принятие решения об отказе от проведения операции, сформулированные с учетом программы управления риском и программы выявления операций, а также специфики деятельности ломбарда.

8. Программа подготовки и обучения кадров ломбарда в сфере ПОД/ФТ.

9. Программа, определяющая порядок взаимодействия ломбарда с лицами, которым поручено проведение идентификации.