ПВК по ПОД/ФТ оператора связи

Разработка, проверка и обновление правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ операторов связи в соответствии с требованиями Федерального закона №126-ФЗ от 07.07.2003 "О связи" и Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001 г. "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Правила внутреннего контроля, разработанные нашими специалистами, состоят из более 100 страниц и включают в себя 20 приложений, в том числе следующие шаблоны документов: 

  1. Анкета клиента физического лица.
  2. Анкета клиента юридического лица.
  3. Анкета клиента индивидуального предпринимателя.
  4. Анкета клиента иностранной структуры без образования юридического лица.
  5. Анкета выгодоприобретателя физического лица.
  6. Анкета выгодоприобретателя юридического лица.
  7. Анкета выгодоприобретателя индивидуального предпринимателя.
  8. Анкета представителя клиента.
  9. Анкета бенефициарного владельца клиента.
  10. Мотивированное суждение о бенефициарном владельце.
  11. Опросный лист клиента о финансовом положении, деловой репутации и источниках происхождения денежных средств.
  12. Журнал замораживания (блокирования) денежных средств или иного имущества.
  13. Журнал регистрации распоряжений клиентов, операции которых приостановлены.
  14. Журнал учета случаев отказа от выполнения распоряжения клиента. 
  15. Опросный лист клиента - публичного должностного лица.
  16. Служебная записка о публичном долнжостном лице.

Образец правил внутреннего контроля в редакции 2018 года

Правила2018

Стоимость и сроки подготовки правил внутреннего контроля уточняйте по электронной почте info@law115.ru или по телефонам 8(843)265-52-32, 8(843)209-05-31. 

Правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ оператора связи

30 июня 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 28.06.2013 №134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее – Закон №134-ФЗ), в соответствии с которым был расширен перечень субъектов статьи 5 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон №115-ФЗ). Так, с 30 июня 2013 г. права и обязанности, возложенные Законом №115-ФЗ на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются на операторов связи, имеющих право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи.

При этом, следует отметить, что изменения в статью 5 Закона №115-ФЗ, касающиеся перечня организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на которых распространяются требования законодательства в области ПОД/ФТ, вступили в силу 30 июля 2013 года (Информационное письмо Росфинмониторинга от 17 июля 2013 г. №28 (в ред. Информационного письма Росфинмониторинга от 26.08.2013 г. №32). 

Признаки необычных сделок, выявляемые при осуществлении деятельности оператора связи  

В новом проекте приказа о признаках необычных сделок Федеральная служба по финансовому мониторингу (далее - Росфинмониторинг) впервые установила признаки необычных сделок, выявляемые при осуществлении деятельности оператора связи, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования, имеющего право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных и оказывающего услуги связи на основании договоров с абонентами-физическими лицами.

4301 – Неоднократное поступление на лицевой счет абонента денежных средств в крупных объемах,

4302 – Нехарактерное увеличение объема денежных средств, поступающих на лицевой счет абонента,

4303 – Поручение абонента по его письменному заявлению осуществить возврат в наличной (или безналичной) форме ранее перечисленных на его лицевой счет денежных средств в течение короткого промежутка времени с момента их перечисления (либо заключения договора), в том числе при досрочном расторжении договора, абоненту или третьему лицу, не являющемуся стороной по договору,

4304 – Выплата абоненту или иному лицу по доверенности, в наличной форме крупного объема денежных средств неиспользованного остатка с лицевого счета абонента (по письменному заявлению абонента),

4305 – Заключение в течение небольшого периода времени на имя одного абонента (физического лица) нескольких договоров об оказании услуг связи при выделении для этих целей абонентских номеров или уникального кода идентификации, с последующей консолидацией сумм на один договор (абонентский номер) и (или) получением денежных средств в наличной (или безналичной) форме (по письменному заявлению абонента).

Однако, Росфинмониторинг, снова, как в случае с признаками необычных сделок, выявляемых при осуществлении деятельности оператора связи, имеющего право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, не раскрывает определение таких оценочных понятий как "неоднократное поступление", "крупные объемы", "нехарактерное увеличение", "крупный объем денежных средств", "небольшой период времени".

Представляется, что оператору связи, занимающему существенное положение в сети связи общего пользования необходимо в данном случае руководствоваться инфорационным сообщением в котором Роскомнадзор пояснил, что оператор вправе самостоятельно определить исходя из сложившийся рыночной практики и с учетом оценки риска причастности клиента к легализации (отмыванию) преступных доходов или финансированию терроризма, оценки риска проводимых операций с денежными средствами (пункт 10).