Создание МФО

Юридические услуги по регистрации микрокредитной компании и микрофинансовой компании

Если Вам требуется консультация Вы можете обратится к нашим специалистам по следующим телефонам 8(843)209-05-31, 8(843)265-52-32 или на электронную почту info@law115.ru 

Создание МКК

Правовая помощь в создании микрокредитной компании: от регистрации в налоговых органах до внесения сведений в государственный реестр микрофинансовых организаций.

Подробнее
Регистрация МФК

Юридическое сопровождение по регистрации микрофинансовой компании.

Подробнее
СРО МФО

Подготовка документов в саморегулируемую организацию МФО.

Подробнее
Ломбард или МФО

Юридические кконсультации по выбору бизнес-модели по выдаче займов.

Подробнее
Банк с базовой лийензией

Пошаговая профессиональная помощь в создании банка с базовой лицензией.

Подробнее

О микрофинансовой деятельности

1. О нормативах достаточности собственных средств и ликвидности.

До 1 января 2018 года применяется приказ Минфина РФ от 30.03.2012 г. №42н «Об утверждении числовых значений и порядка расчета экономических нормативов достаточности собственных средств и ликвидности для микрофинансовых организаций, привлекающих денежные средства физических лиц и юридических лиц в виде займов», который устанавливает числовые значения и порядок расчета экономических нормативов достаточности собственных средств и ликвидности для микрофинансовых организаций, привлекающих денежные средства физических лиц и юридических лиц в виде займов. Следует подчеркнуть, что соблюдение экономических нормативов является обязательным для микрофинансовых организаций, привлекающих денежные средства физических лиц и юридических лиц в виде займов.

С 1 января 2018 года вступает в силу Указание Банка России от 24.05.2017 г. №4384-У «Об установлении экономических нормативов для микрокредитной компании, привлекающей денежные средства физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, являющихся учредителями (участниками, акционерами), и (или) юридических лиц в виде займов". Указанный документ, аналогичным образом, распространяется исключительно на МКК, привлекающие денежные средства физических лиц, являющихся учредителями (участниками, акционерами), и (или) юридических лиц в виде займов.

На основании приказа Минфина России от 25.05.2017 г. №78н с 1 января 2018 года утратит силу приказ Минфина РФ от 30.03.2012 г. №42н.
Согласно п. 56 Порядка составления и представления отчетности микрокредитными компаниями при заполнении раздела III Отчета «Фактические значения экономических нормативов и собственных средств (капитала) микрофинансовой компании» до 31 декабря 2017 года в строках 3.1 «Норматив достаточности собственных средств микрофинансовой компании, %» и 3.2 «Норматив ликвидности микрофинансовой компании, %» указываются фактические значения экономических нормативов, рассчитанных в соответствии с порядком, утвержденным приказ Минфина РФ от 30.03.2012 г. №42н.

С 1 января 2018 года при заполнении раздела III указываются фактические значения экономических нормативов, рассчитанных в соответствии с требованиями Указания от 24.05.2017 г. №4382-У.
В случае отсутствия значения показателя ставится символ "0" (ноль). При наличии значения данные по долям ставятся в процентах с двумя десятичными знаками после запятой. То есть, если в отчетном периоде отсутствовало привлечение денежных средств, ставится символ "0" (ноль).

Таким образом, нормативы достаточности собственных средств и ликвидности установлены для микрофинансовых организаций, привлекающих денежные средства физических лиц и юридических лиц в виде займов. Аналогичное правило закреплено в п. 1 приказа Минфина РФ от 30.03.2012 г. №42н, согласно которому соблюдение экономических нормативов является обязательным для МФО, привлекающих денежные средства физических лиц и юридических лиц в виде займов. Кроме вышесказанного, следует отметить, что расчет экономических нормативов осуществляется с использованием специального программного обеспечения.

2. О порядке формирования микрофинансовыми организациями резервов на возможные потери по займам.

В соответствии с пунктом 3 Указания Банка России от 28.06.2016 г. №4054-У "О порядке формирования микрофинансовыми организациями резервов на возможные потери по займам" резервы на возможные потери по займам формируются:

  • по сумме основного долга по микрозаймам, в которую не включаются: платежи в виде процентов за пользование микрозаймом, комиссионные вознаграждения, неустойки, иные платежи в пользу микрофинансовой организации, вытекающие из договора микрозайма;
  • по сумме требований по начисленным процентным доходам по микрозаймам, в которые включаются проценты за пользование микрозаймом, а также любые заранее установленные договором микрозайма доходы по микрозайму;
  • по сумме вложений в приобретенные права требования по договорам микрозайма;
  • по сумме требований по начисленным процентным доходам по вложениям в приобретенные права требования по договорам микрозайма.

Создание резерва вовсе не означает, что микрофинансовая организация обязана сформировать специальный фонд денежных средств в кассе или на расчетном счете. Рассматриваемый резерв формируется исключительно в налоговом учете. Для этого регулярно во внереализационных расходах признают определенную сумму отчислений. Общий порядок и условия прописаны в статье 297.3 Налогового кодекса РФ (подп. 3 п. 2 ст. 297.2 НК РФ).

По общему правилу формирование резервов осуществляется с использованием специального программного обеспечения.

3. О переходе микрофинансовых организаций на план счетов некредитных финансовых организаций и отраслевые стандарты бухгалтерского учета.

С 1 января 2018 года МФО обязаны перейти на применение единого плана счетов и отраслевые стандарты бухгалтерского учета (далее – ЕПС и ОСБУ).

До 1 января 2018 года МФО применяют стандартный двухзначный план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций, утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94н.

С 1 января 2018 года МФО должны будут применять пятизначный план счетов, утв. Положением Банка России от 02.09.2015 г. №486-П «О Плане счетов бухгалтерского учета в некредитных финансовых организациях и порядке его применения». Таким образом, будет реализован проект нового плана счетов и единых отраслевых стандартов на основе международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Новый план счетов подразумевает более подробное описание тех же самых операций и дает более расширенную аналитику. Например, счет займов выданных 58.03, соответствует 27 счетам нового плана счетов. Счета отличаются в зависимости от вида заемщика: юридическое лицо, физическое лицо, индивидуальный предприниматель и др. А так же от категории займа, таким образом, номер счета передает сразу определенную характеристику операции.

Следует отметить, что кредитные организации применяют аналогичный пятизначный план счетов бухгалтерского учета согласно Положению Банка России от 27.02.2017 г. №579-П «О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения». Что указывает на сближение двух учетов.

В соответствии с планом перехода на ЕПС и ОСБУ для МФО, утвержденного Банком России, МФО обязаны внедрить информационную систему для автоматизации перехода на ЕПС и ОСБУ, что соответственно предполагает приобретение специального программного обеспечения.

4. О бухгалтере в микрофинансовой организации.

С 16 ноября 2014 года руководитель МФО не вправе выполнять функции бухгалтера. Руководитель обязан возложить ведение бухгалтерского учета на бухгалтера или иное должностное лицо МФО, либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Таким образом, в случае если в штате МФО отсутствует бухгалтер, а ведение бухгалтерского учета осуществляется сторонней организацией в соответствии с договором, то МФО необходимо возложить на должностное лицо МФО, не являющееся руководителем, полномочия бухгалтера в части подписания отчетности, направляемой в Банк России.

Согласно п. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ "О бухгалтерском учете" МФО не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Пункт 3 статьи 7 гласит, что руководитель экономического субъекта, который не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета

5. О режиме налогообложения.

В соответствии с пп. 20 п. 3 ст. 346.12 микрофинансовые организации не вправе применять упрощенную систему налогообложения. В связи с этим, МФО должна применять общий режим налогообложения, который предусматривает уплату налога на прибыль.

6. Вправе ли микрокредитная компания, которая выдает займы под залог недвижимости вести эту деятельность как основную, не выдавая займы без залога?

Как следует из положений Федерального закона от 02.07.2010 г. №151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", наличие у организации статуса микрофинансовой не зависит от того, какие займы выдает МФО, и определяется исключительно фактом внесения сведений об организации в государственный реестр микрофинансовых организаций. Иными словами, если организация, включена в государственный реестр микрофинансовых организаций, она признается микрофинансовой независимо от того, какие займы она выдает (целевые займы на приобретение товаров, займы под залог недвижимости, онлайн-займы и т.д.). Отчет о средневзвешенных значениях полной стоимости потребительских микрозаймов предусматривает раскрытие информации в разрезе всех категорий потребительских микрозаймов.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 9 Закона №151-ФЗ МФО вправе осуществлять наряду с микрофинансовой деятельностью иную деятельность с учетом ограничений, установленных Федеральным законом №151-ФЗ, другими федеральными законами и учредительными документами, в том числе оказывать иные услуги, а также выдавать иные займы юридическим лицам и физическим лицам по договорам займа, исполнение обязательств по которым обеспечено ипотекой, и иные займы юридическим лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства или имеющим статус микрофинансовой организации, кредитного потребительского кооператива, сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, ломбарда, а также юридическим лицам, являющимся аффилированными лицами микрофинансовой организации, в порядке, установленном федеральными законами и учредительными документами.

Таким образом, микрокредитная компания вправе осуществлять выдачу займов под залог недвижимости, как основной вид деятельности, но в отчетности в Банк России обязана будет раскрывать информацию о всех категориях микрозаймов.

7. Отчетность микрокредитной компании.

Кроме отчетности в налоговые органы, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, органы статистики МКК обязана представлять специальные виды отчетов в Банк России и в Федеральную службу по финансовому мониторингу:

1. Отчетность микрокредитной компании, предусмотренная Указанием Банка России от 24.05.2017 г. №4383-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности микрофинансовыми компаниями и микрокредитными компаниями, порядке и сроках раскрытия бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения микрофинансовой компании»:

  • отчет о микрофинансовой деятельности микрокредитной компании - не позднее 23 рабочих дней по окончании отчетного периода (ежеквартально);
  • отчет о средневзвешенных значениях полной стоимости потребительских микрозаймов - не позднее 30 календарных дней по окончании отчетного периода (ежеквартально);
  • отчет о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации - не позднее 30 календарных дней после отчетного года и не позднее 30 календарных дней после дня изменения сведений, содержащихся в разделе II отчета;

2. Отчетность микрокредитной компании, предусмотренная указанием Банка России от 13.01.2017 г. №4263-У «О сроках и порядке составления и представления некредитными финансовыми организациями в Банк России отчетности об операциях с денежными средствами»:

отчет об операциях с денежными средствами некредитных финансовых организаций - не позднее 15-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным (ежемесячно).

3. Отчетность микрокредитной компании, предусмотренная указанием Банка России от 15.12.2014 г. №3484-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»:

  • об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, 
  • об операциях, в отношении которых при реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения об их осуществлении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем или финансирования терроризма;
  • о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организаций и физических лиц;
  • о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (ежеквартально);
  • об операциях, приостановленных;
  • о случаях отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции.

Следует отметить, что отчеты МКК в Росфинмониторинг, предусмотренные указанием №3484-У носят по своей природе ситуативный характер, за исключением отчета о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, который носит систематический характер и его нужно представлять не реже одного раза в три месяца.

8. Обязана ли МФО применять контрольно-кассовую технику?

В Федеральный закон от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" были внесены изменения, согласно которым предприниматели обязаны применять Контрольно-кассовую технику (далее - ККТ) вместе с онлайн системой для передачи сведений о денежных операциях в Федеральную налоговую службу через оператора фискальных данных. В указанном ФЗ №54-ФЗ нет прямого указания на обязанность предпринимателей, которые занимаются выдачей займов, применять ККТ, однако, согласно разъяснениям Минфина Федеральный закон №54 не распространяется на ломбарды, кредитно-потребительские кооперативы и микрофинансовые организации, что подтверждается Письмом Минфина РФ №03-01-15/24309 от 21.04.2017г., в котором сообщается следующее: «отношения, возникающие между заимодавцем и заемщиком при совершении сделок, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, которое рассматривает заемные правоотношения не как оказание услуг, а как пользование имуществом, в данном случае деньгами, в связи с чем расчеты по договорам займа не требуют применения ККТ. Не является оказанием услуг пользование денежными средствами по договору займа, когда заимодавцем взимаются проценты, поскольку выдача денег взаймы не означает передачи товаров (работ, услуг). Учитывая изложенное, расчеты по договорам займа не требуют применения ККТ».