Подготовка формализованных электронных сообщений оператора по приему платежей, как некредитной финансовой организации, по требованиям Центрального Банка Российской Федерации
или
юридическая консультация по составлению и направлению в уполномоченный орган формализованных электронных сообщений оператора по приему платежей по Указанию Банка России №4937-У от 17.10.2018 «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»:
- об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю в соответствии со статьями 6 и 7.5 Федерального закона №115-ФЗ;
- о разовой операции либо совокупности операций и (или) действий клиента, связанных с проведением каких-либо операций, его представителя в рамках обслуживания клиента, в отношении которых у работников оператора по приему платежей на основании реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения возникают подозрения, что такие операции и (или) действия осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, включая имеющуюся у оператора по приему платежей информацию о бенефициарном владельце;
- о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организации или физического лица в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 и (или) в соответствии с пунктом 5 статьи 7.5 Федерального закона№115-ФЗ;
- о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ и (или) о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, в соответствии с пунктом 6 статьи 7.5 Федерального закона №115-ФЗ;
- об операциях, приостановленных в соответствии с пунктом 10 статьи 7 и (или) в соответствии с пунктом 8 статьи 7.5 Федерального закона №115-ФЗ;
- о случаях отказа от проведения операций по основанию, указанному в пункте 11 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ;
- об устранении указанного в пункте 11 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ основания, в соответствии с которым ранее оператором по приему платежей было принято решение об отказе от проведения операции, в том числе в связи с принятым решением межведомственной комиссии, созданной при Банке России в соответствии с Федеральным законом №115-ФЗ, об отсутствии основания, в соответствии с которым оператором по приему платежей ранее было принято решение об отказе от проведения операции;
- об отмене судом ранее принятого оператором по приему платежей решения об отказе от проведения операции;
- о фактах воспрепятствования со стороны государства (территории), в котором (на которой) расположены филиалы и представительства, а также дочерние организации оператора по приему платежей, реализации такими филиалами, представительствами и дочерними организациями Федерального закона №115-ФЗ либо его отдельных положений.
Появились вопросы об услуге, задайте их эксперту в WhatsApp
По любому вопросу звоните или пишите по телефону +7(952) 045-74-83 (WhatsApp, Telegram) или на электронную почту info@law115.ru
О формализованных электронных сообщениях оператора по приему платежей
Формализованное электронное сообщение (ФЭС) - это сообщение, которое соответствует определенным формальным требованиям и стандартам, установленным для электронных коммуникаций между некредитными финансовыми организациями и уполномоченным органом. ФЭС включает в себя следующие характеристики:
1. Структурированность: Формализованное электронное сообщение имеет определенную структуру и формат, которые утверждаются Центральным Банком Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по финансовому мониторингу. Оно может содержать разделы или поля, которые заполняются определенными данными, такими как контактная информация, дата, время и т.д.
2. Язык и терминология: Формализованное электронное сообщение часто использует специализированный язык и терминологию, соответствующую определенной отрасли или области. Это помогает обеспечить ясность и точность передаваемой информации.
3. Юридическая значимость: Формализованное электронное сообщение имеет юридическую значимость, особенно если оно используется для официальных документов или соглашений. Оно может быть подписано электронной подписью или содержать другие элементы, которые придают ему юридическую силу.
4. Автоматизированная обработка: Формализованное электронное сообщение может быть создано и обрабатываться автоматически с использованием специальных программ или систем. Это позволяет улучшить эффективность и точность обмена информацией.
В связи с принятием Федерального закона №298-ФЗ от 10.07.2023 «О внесении изменений в Федеральный закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» операторы по приему платежей получили новый правовой статус некредитной финансовой организации, и соответственно, новые обязанности.
Одна из таких обязанностей подготавливать и направлять формализованные электронные сообщения по требованиям Банка России.
Немножко истории о формировании системы внутреннего контроля некредитных финансовых организаций...
В связи с упразднением Федеральной службы по финансовым рынкам полномочия ФСФР по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков были переданы в 2013 году Центральному банку Российской Федерации.
Таким образом, Банк России получил статус мега регулятора на российском финансовом рынке с возможностью регулировать деятельность некредитных финансовых организаций в соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 г. №251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков». Получение Банком России соответствующих полномочий по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков было нацелено в первую очередь на защиту потребителей финансовых услуг.
Однако, данное решение послужило причиной масштабных преобразований на российском финансовом рынке, которые затронули, в первую очередь, микрофинансовые организации, КПК (СКПК), НПФ, управляющие компании ПИФами, страховые компании, страховых брокеров, профессиональных участников рынка ценных бумаг. То есть некредитные финансовые организации, которые являются субъектами Федерального закона №115-ФЗ от 7 августа 2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Банк России как мегарегулятор финансового рынка изменил требования к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций, квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, формат отчетности в Федеральную службу по финансовому мониторингу, правила идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев клиентов, приостановления операций клиентов, замораживания (блокирования) денежных средств и иного имущества клиентов, отказа в распоряжении клиента о совершении операции клиента. Методологической основой разработки новых требований в сфере ПОД/ФТ для некредитных финансовых организаций послужили рекомендации ФАТФ.
В 2015 году вступила в силу целая группа нормативных актов Банка России в сфере ПОД/ФТ:
- Положение Банка России от 15 декабря 2014 г. №445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
- Положение Банка России от 12 декабря 2014 г. №444-П «Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
- Указание Банка России от 5 декабря 2014 г. №3470-У «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в некредитных финансовых организациях»;
- Указание Банка России от 5 декабря 2014 г. №3471-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях»;
- Указание Банка России от 15 декабря 2014 г. № 3484-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
- После этого, в положение Банка России от 15 декабря 2014 г. №445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Положение №445-П) были внесены изменения в 2016, 2017 и 2018 годах (четыре раза):
3 сентября 2016 г. были внесены изменения и дополнения Указанием Банка России от 28 июля 2016 г. №4086-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 15 декабря 2014 г. №445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
18 ноября 2017 г. - Указанием Банка России от 5 октября 2017 г. №4568-У «О внесении изменения в главу 3 Положения Банка России от 15 декабря 2014 г. №445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
27 апреля 2018 г. - Указанием Банка России от 29 января 2018 г. №4708-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 15 декабря 2014 г. №445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
6 мая 2018 г. - Указанием Банка России от 30 марта 2018 г. №4759-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 15 декабря 2014 г. №445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
В положение Банка России от 12 декабря 2014 г. №444-П «Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Положение №444-П) изменения вносились один раз – 15 октября 2016 года Указанием Банка России от 18 августа 2016 г. №4105-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 12 декабря 2014 г. №444-П «Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Рассматриваемые нормативные акты почти приравняли систему внутреннего контроля некредитных финансовых организаций к системе кредитных организаций.
Подготовка правил внутреннего контроля оператора по приему платежей (некредитной финансовой организации) в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения по требованиям Центрального Банка Российской Федерации
Документы для подготовки и обучения сотрудников оператора по приему платежей по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения по требованиям Банка России.
Документы для назначения на должность специального должностного лица оператора по приему платежей, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения по требованиям Банка России.
Подготовка заявления о внесении сведений о юридическом лице в реестр операторов по приему платежей. Услуга оказывается в любом регионе Российской Федерации.