Юридическое сопровождение онлайн-бизнеса (e-commerce)
Специалисты компании Ю-Питер Консалтинг оказывают следующие юридические услуги в сфере электронной коммерции:
1. Регистрация доменного имени. Подтверждение права на владение доменом/права администрирования доменного имени. Подготовка договора купли-продажи доменного имени.
2. Разработка и экспертиза договора на создание Интернет-сайта, договора о продвижении Интернет-сайта, договора на обслуживание сайта, договора на наполнение сайта контентом.
3. Подготовка обязательных правовых документов для размещения на Интернет-сайте коммерческой организации в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 г. №152-ФЗ "О персональных данных" и Федерального закона от 27.07.2006 г. №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
4. Правовая экспертиза Интернет-сайта или мобильного приложения с подготовкой письменного заключения на предмет соответствия требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Составление договора. Правовая помощь в спорах между заказчиком и исполнителем по договору о продвижении сайта или мобильного приложения.
Правовые аспекты ведения бизнеса в Интернете
Интернет открывает широкие возможности для предпринимателей. Так, например, индивидуальный предприниматель зарегистрированный в городе Казань открыв Интернет-магазин может продавать свои товары по всей территории России от Владивостока до Калининграда. Финансовые организации тоже активно используют онлайн-технологии в своей деятельности. На финансовом рынке начали появляться онлайн-МФО и онлайн-банки, которые активно предлагают свои услуги Интернет-пользователям в сфере потребительского кредитования. При этом онлайн-банки активно внедряют дистанционное расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Между тем, электронная коммерция несомненно предоставляя широкие возможности для предпринимателей несет в себе и определенные правовые риски. Рассмотрим некоторые из них. Владельцы Интернет-магазинов активно практикуют создание личных кабинетов для пользователей своих сайтов, предоставляют возможность оставлять отзывы и обзоры о приобретенных товарах(услугах). Однако, при этом забывают о требованиях Федерального закона о персональных данных, который обязывает владельцев сайтов получить согласие пользователя сайта на обработку его персональных данных.
Большинство предпринимателей считают, что в случае выявления надзорными органами допущенных ими нарушений законодательства о персональных данных они заплатят административные штрафы и продолжат зарабатывать дальше. Однако, есть и другая сторона этой медали. В соответствии со статьей 15.5 Федерального закона от 27.07.2006 г. №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к информации в сети "Интернет", обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, создана и ведется автоматизированная информационная система "Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных" (Реестр нарушителей). Таким образом, доменное имя, включенное в реестр нарушителей будет подвергнуто санкциям со стороны Роскомнадзора, что приведет к негативным последствиям для онлайн-бизнеса. В реестр нарушителей включаются:
- доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, обрабатываемую с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных;
- сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, обрабатываемую с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных;
- указание на вступивший в законную силу судебный акт;
- информация об устранении нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных;
- дата направления операторам связи данных об информационном ресурсе для ограничения доступа к этому ресурсу.
Другой пример. В погоне за так называемым "продающим контентом" владельцы сайтов забывают о проверке его содержания требованиям Федерального закона от 27.07.2006 г. №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Согласно статье 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются:
- решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети "Интернет":
- материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;
- информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений;
- информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;
- информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами;
- информации, нарушающей требования Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ "О лотереях" о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети "Интернет" и иных средств связи;
- информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции;
- вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
- постановление судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети "Интернет", порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица.
Резюмируя вышесказанное. Интернет предоставляет широкие возможности для ведение предпринимательской деятельности в сфере e-commerce. Однако, любой онлайн-бизнес, независимо от того, что Вы будете продавать в Интернете гель для бритья или предоставлять онлайн-заем требует адекватного правового сопровождения. Чтобы не допустить фатальных ошибок обращайтесь к специалистам компании Ю-Питер Консалтинг.