Наши специалисты оказывают услуги по регистрации микрофинансовых компаний (МФК). По любому вопросу звоните по телефону +7(952) 045-74-83 (WhatsApp, Telegram, Viber) или пишите на электронную почту info@law115.ru
Внесение сведений об МФК в государственный реестр микрофинансовых организаций
Для включения в реестр МФО Обществу будут необходимы следующие документы и сведения:
- заявления о внесении сведений о юридическом лице в реестр МФО, подписанного руководителем юридического лица или уполномоченным им лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства и контактных телефонов по форме, установленной приложением 1 к Указанию Банка России от 28.03.2016 № 3984-У;
- копий учредительных документов юридического лица;
- копии решения о создании юридического лица;
- сведений об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом;
- копии решения об избрании (о назначении) органов управления юридического лица, действующих на день представления документов в Банк России (Департамент допуска на финансовый рынок);
- сведений об учредителях (участниках, акционерах) юридического лица по форме, установленной приложением 2 к Указанию Банка России от 28.03.2016 № 3984-У;
- оригинала справки о наличии (отсутствии) судимости у членов совета директоров (наблюдательного совета), членов коллегиального исполнительного органа, единоличного исполнительного органа юридического лица, учредителей (участников, акционеров), имеющих право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал юридического лица, которая выдана уполномоченным органом государственной власти и дата выдачи которой не превышает три месяца до даты ее представления;
- выписки из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иного равного по юридической силе документа, подтверждающих правовой статус учредителя (участника, акционера) - иностранного юридического лица (для юридических лиц с иностранными учредителями (участниками, акционерами);
- документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за внесение сведений о юридическом лице в реестр МФО;
- правил внутреннего контроля, разработанных в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - правила внутреннего контроля по противодействию отмыванию доходов и финансированию терроризма);
- копии документа о назначении специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля по противодействию отмыванию доходов и финансированию терроризма.
Кроме этого, в соответствии с частью 5 статьи 5 Закона № 151-ФЗ для получения статуса микрофинансовой компании юридическое лицо наряду вышеперечисленными документами, представляет документы по форме и в порядке, которые установлены Указанием Банка России от 28.03.2016 № 3984-У, подтверждающие наличие собственных средств (капитала) в размере 70 миллионов рублей, и источники происхождения средств, внесенных учредителями (участниками, акционерами).
При осуществлении микрофинансовой деятельности МФО вправе привлечь агента, например, в целях распространения информации об условиях предоставления микрозаймов, приема заявлений о предоставлении микрозайма, подписания от имени микрофинансовой организации договоров микрозайма, формирования комплекта документов в отношении заемщика и иных действий. Однако непосредственно выдача денежных средств и заключение договора микрозайма осуществляются самой МФО.
МФО вправе с письменного или иным способом документально зафиксированного согласия заемщика запросить его кредитную историю из бюро кредитных историй. Согласие заемщика сохраняет силу в течение всего срока действия договора займа (кредита), заключенного им с МФО.
Информация о предоставлении потребительского кредита либо отказе в его предоставлении направляется МФО без согласия заемщика в бюро кредитных историй.
Привлечение денежных средств в микрофинансовую организацию
Привлекаемые МФО денежные средства в этом случае не являются классическими вкладами (поскольку это только банковская операция), в связи с чем на привлеченные у физических лиц займы не распространяется система обязательного страхования вкладов, однако при этом есть повышенный потенциальный доход физического лица - инвестора.
Уставный капитал микрофинансовой компании
Главным отличительным признаком МФК от МКК является наличие собственных средств (капитала) в размере 70 миллионов рублей. При этом, Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" от 02.07.2010 N 151-ФЗ не содержит ни количественных ни качественных признаков имущества, которое может составлять уставный капитал МФК, поэтому они определяются по общим правилам, в соответствии с Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Согласно п. 1 ст.15 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» уставный капитал Общества может состоять из денежных средств, ценных бумаг и иного имущества, подлежащего денежной оценке. Вместе с тем, законодательством предусмотрены вещи, которые не могут входить в состав уставного капитала, так, к примеру, в пункте 6 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" говорится о том, что не допускается внесение права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в уставные (складочные) капиталы коммерческих организаций. Коммерческие и некоммерческие организации могут переоформить свое право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на иное право, в том числе право аренды земельных участков, в установленном федеральными законами порядке.
Для того, чтобы внести долю в уставный капитал Общества в виде недвижимого имущества (квартира), учредителю необходимо воспользоваться услугами независимой оценки. Для внесения в уставный капитал квартиры понадобится правоустанавливающий документ и экспертное заключение об оценке, со стороны Общества – учредительные документы, вместе с передаточным актом о том, что собственник передает, а Общество принимает недвижимость на баланс в качестве оплаты доли в уставном капитале. На последнем этапе, вместе с документами в ФНС необходимо подать заявления по форме Р13001 и Р14001 для внесения изменений в учредительные документы Общества, а также подготовить Устав в новой редакции.