Обратный звонок
Главная \ База знаний \ Надзорные органы в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ

Надзорные органы в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ

 

Содержание:

  1. #Надзорные органы
  2. #Банк России как орган надзора
  3. #ФНС и надзор в отношении букмекерских контор и тотализаторов
  4. #Государственная пробирная палата и надзор над организациями, которые осуществляют скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий
  5. #Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Надзорные органы

Федеральное законодательство предусматривает достаточно много федеральных органов, которые имеют функцию надзора в той или иной сфере государственного управления. Некоторые из них - президентские. Другие - правительственные. Причем они зачастую не подчиняются друг другу.

Как уже говорилось, система федеральных органов исполнительной власти в России регулируется нормами Конституции РФ и принятым в соответствии с ней Указом Президента РФ "О структуре федеральных органов исполнительной власти". В этих и в других указах закрепляются статус и полномочия тех или иных федеральных органов исполнительной власти.

Правовой статус некоторых федеральных органов исполнительной власти регулируется Постановлениями Правительства РФ.

Напомним, что Росфинмониторинг осуществляет не только функции ПФР, но и функции финансового надзора, координации деятельности всех надзорных и правоохранительных органов в сфере ПОД/ФТ. Закон закрепил за ним и только за ним государственную функцию финансового мониторинга.

Однако функции финансового надзора в сфере ПОД/ФТ осуществляет не только Росфинмониторинг, но и надзорные органы:

  • Банк России;
  • ФНС России;
  • Государственная пробирная палата при Министерстве финансов Министерство финансов РФ и Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.

При этом закон не предусматривает среди них какой-либо подчиненности. Вот почему система ПОД/ФТ имеет два уровня. В отличие от самого финансового мониторинга, который предусмотрен как государственный финансовый мониторинг, но его функции, реализуются на двух уровнях - на уровне непосредственно государственного мониторинга (вторичный уровень) и на уровне деятельности субъектов Закона №115 (первичный финансовый мониторинг). Повторим: первичный финансовый мониторинг - это доктринальный термин.

Высший уровень системы ПОД/ФТ - Росфинмониторинг - и органы надзора, которые наряду со своими функциями осуществляют функции финансового надзора по вопросам ПОД/ФТ в отношении подотчетных им лиц.

В пункте 9 статьи 7 Закона №115 распределен надзор между надзорными органами и Росфинмониторингом. Контроль за исполнением физическими и юридическими лицами Закона №115 в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, за организацией и осуществлением внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами. В случаях, установленных федеральными законами, - учреждениями, подведомственными государственным органам в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством. Росфинмониторинг осуществляет надзор в случае отсутствия указанных надзорных органов или учреждений в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

В случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации подлежат постановке на учет в Росфинмониторинге в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. В нём определяются порядок и сроки постановки на учет в Росфинмониторинге организаций, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы.

Так, в частности, в пункте 5.1.10 Положения о Федеральной налоговой службе сказано, что она осуществляет надзор над исполнением организациями, содержащими тотализаторы и букмекерские конторы. Кроме того, ФНС осуществляет надзор за организациями, организующими и проводящими лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме, Закона №115 в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией и осуществлением внутреннего контроля.

Банк России как орган надзора

Банк России, как уже говорилось выше, осуществляет банковское регулирование и банковский надзор. Такой надзор предусмотрен нормами, которые закреплены в статьях главы X Закона о Банке России. Кроме того, Банк России, как мегарегулятор всего российского финансового рынка, осуществляет надзор над некредитными организациями. Данный вид надзора закреплен нормами статей главы Х.1 Закона о Банке России.

Такие полномочия Банка России предусмотрены Законом о Банке России. В отношении подотчетных ему организаций Банк России проводит проверки, в том числе и по вопросам ПОД/ФТ. Порядок проведения проверок кредитных организаций предусмотрен в статье 73 Закона о Банке России и соответственно в Инструкции Банка России №147 и Инструкции Банка России №149. В Инструкции Банка №147 предусмотрено, что в ходе инспектирования кредитных организаций должно проверяться соблюдение ими Закона №115 и соответствующих подзаконных актов, в том числе нормативных актов Банка России относящихся к ПОД/ФТ. В случае выявления нарушений требований ПОД/ФТ к кредитной организации, Банк России может применить санкции, которые предусмотрены в статье 74 Закона о Банке России. К менеджерам кредитной организации, которые не исполняют требования ПОД/ФТ и ФРОМУ, Банк России может применить соответствующие санкции КоАП РФ.

Как уже говорилось, перечень некредитных финансовых организаций, в отношении которых Банк России осуществляет надзор, закреплен в Законе о Банке России. Их Банк России тоже вправе проверять на предмет соблюдения ими норм Закона №115.

ФНС и надзор в отношении букмекерских контор и тотализаторов

Организаторы азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах обязаны ежегодно представлять в ФНС России данные учета участников азартных игр, от которых принимаются ставки на официальные спортивные соревнования.

Постановление Правительства №60 предусматривает, что учет участников азартных игр осуществляется путем ведения базы данных с учетными записями об участниках азартных игр по утвержденной форме. Внесение в базу данных информации об участнике азартной игры осуществляется при приеме от него ставок на официальные спортивные соревнования.

Данные учета представляются по состоянию на 31 декабря отчетного года не позднее 30 дней по окончании отчетного года в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет.

Организаторы азартных игр должны соблюдать установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом правила совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр. Так сказано в пункте 5 статьи 6 Федерального закона №244-ФЗ. А такие правила предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 10.07.2007 г. №441 "Об утверждении Правил совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр" (далее - Правила). Их надо принимать во внимание, когда составляются соответствующие типологии отмывания денег. Известно, что казино, букмекерские конторы и тотализаторы могут использоваться теми лицами, которые отмывают деньги. И в этом смысле важно знать все те правовые нормы, которые регулируют устройство таких заведений, а также требования их деятельности, ограничения, которые им нельзя нарушать.

В них сказано, что данные Правила определяют порядок совершения операций с денежными средствами организатором азартных игр при организации и проведении азартных игр в игорном заведении.

Под обменными знаками игорного заведения в Правилах понимаются фишки, жетоны или иные знаки (документы), предусмотренные к обращению в игорном заведении правилами, установленными организатором азартных игр.

Выдача обменных знаков игорного заведения производится в кассе игорного заведения в обмен на денежные средства. А выдача выигрыша в виде денежных средств производится в кассе игорного заведения в обмен на предъявленные обменные знаки игорного заведения.

Организатор азартных игр при совершении операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр в игорном заведении должен обеспечить соблюдение правил:

  • порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, определенного Центральным банком Российской Федерации;
  • требований о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, установленных законодательством Российской Федерации.

ФНС вправе проводить проверку источников происхождения средств таких организаций, для того чтобы выяснить вопрос о том, не причастны ли они к отмыванию денег и финансированию терроризма. Для этого, во-первых, может быть проверено соблюдение лицензионных правил и, во-вторых, - источники происхождения капитала данных организаций.

Государственная пробирная палата и надзор над организациями, которые осуществляют скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий

Министерство финансов РФ и Государственная пробирная палата тоже проверяют подотчетные им организации.

Такие субъекты Закона №115 в обязательном порядке подлежат постановке на специализированный учет в Российской государственной пробирной палате при Министерстве финансов РФ (приказ Минфина РФ от 12.12.2005 г. №327 "Об утверждении Положения о Российской государственной пробирной палате при Министерстве финансов Российской Федерации").

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 30.09.2010 г. №1646-р тип федерального государственного учреждения "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов РФ" изменен. Создано федеральное казенное учреждение "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов РФ".

Российская государственная пробирная палата ведет реестр организаций, которые проводят операции в сфере купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

Нужно принимать во внимание, что в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и согласно Постановлению Правительства РФ от 01.10.2015 N 1052*(200) должен вестись специальный учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Постановку на специальный учет осуществляет федеральное казенное учреждение "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации" (далее - уполномоченный орган).

Постановке на учет подлежат все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, за исключением отдельных организаций. На специальный учет не ставятся:

  • кредитные организации (банки);
  • организации, использующие в своей деятельности химические соединения драгоценных металлов для проведения анализов;
  • организации, осуществляющие куплю-продажу и (или) использование готовых форм фармацевтической, парфюмерной и косметической продукции, содержащей химические соединения драгоценных металлов;
  • образовательные организации, использующие в своей деятельности химические соединения драгоценных металлов при осуществлении образовательных процессов;
  • организации, осуществляющие куплю-продажу и (или) использование серебросодержащих фотопластинок, фото- и кинопленки, фотобумаги и прочих светочувствительных фотоматериалов;
  • организации, осуществляющие куплю-продажу и (или) использование лакокрасочной продукции, содержащей драгоценные металлы;
  • медицинские организации, осуществляющие армирование нитями из драгоценных металлов, устанавливающих имплантаты, искусственные зубы, зубные протезы, протезные приспособления, а также использующих стоматологические цементы и другие стоматологические пломбировочные материалы, содержащие драгоценные металлы или изготовленные из них;
  • организации, использующие машины и оборудование, приборы, инструменты, электронную технику, пускорегулирующие устройства и устройства автоматики, электрические устройства, комплектующие детали, узлы, содержащие драгоценные металлы, за исключением организаций, использующих изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов стеклоплавильные устройства, тигли, катализаторные сетки, лабораторную посуду;
  • организации, использующие для ремонта машин и оборудования, приборов, инструментов, электронной техники, пускорегулирующих устройств и устройств автоматики, электрических устройств химические соединения, сплавы, припои, содержащие драгоценные металлы;
  • организации, осуществляющие куплю-продажу и (или) использующие в своей деятельности инструменты и (или) изделия производственно-технического назначения, содержащие природные алмазы.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели подлежат постановке на специальный учет в течение 30 календарных дней с даты их государственной регистрации либо внесения соответствующих изменений в их учредительные документы.

Предусматривается, что в целях постановки на специальный учет юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют документы: заявление о постановке на специальный учет в произвольной форме, подписанное руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем, и карту специального учета по форме, утверждаемой Минфином России.

Уполномоченный орган принимает решение о постановке юридического лица или индивидуального предпринимателя на специальный учет и присвоении ему учетного номера либо решение об отказе в постановке юридического лица или индивидуального предпринимателя на специальный учет в срок, не превышающий 15 календарных дней (ранее - 5 календарных дней) со дня получения необходимых документов.

Российская государственная пробирная палата осуществляет надзор над организациями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий*(201).

Приказом Минфина России от 01.02.2016 г. №5н утверждены формы документов, необходимых для специального учета юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Приказ Минфина РФ от 12.12.2005 г. №327 предусматривает надзорные полномочия Российской государственной пробирной палаты при Министерстве финансов Российской Федерации в данной сфере отношений, но в нём не предусматривается согласование правил внутреннего контроля организаций, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, с государственной инспекцией пробирного надзора. Как уже говорилось, субъекты Закона №115 самостоятельно разрабатывают правила внутреннего контроля.

В 2012 году в Закон №115 были внесены изменения. В соответствии с изменениями, внесенными в статью 7 Закона №115, из данного закона были исключены требования об обязательном согласовании правил внутреннего контроля всеми субъектами Закона №115 с предусмотренными над ними надзорными органами. С 16.07.2012 постановление Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 г. № 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом", предусматривающее необходимость согласования правил внутреннего контроля, также утратило силу.

Как уже говорилось, в настоящее время действует постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 г. №667 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства №667).

В соответствии с пунктом 6 требований постановления Правительства №667 правила внутреннего контроля утверждаются руководителем организации или индивидуальным предпринимателем самостоятельно.

В настоящее время есть некоторые общие вопросы регулирования надзорных органов государства, их полномочий в отношении проверяемых лиц, которые пока еще не получили однозначного закрепления в российском законодательстве. В основном это процессуальное право, регулирующее основания, процедуры и время проведения проверок.

В том числе это относится и к финансовому надзору как составной части финансового мониторинга.

Что касается общих вопросов надзорной деятельности со стороны различных уполномоченных на то органов государства, то здесь многие вопросы вызывают дискуссии в научной литературе. Например, право надзорного органа проводить внезапные проверки. Как уже говорилось, в отношении ФАС в литературе развернулась активная дискуссия.

Возможно, вопрос этот еще актуальнее для финансового мониторинга. Не так-то просто выявить финансирование терроризма или отмывание денег. К примеру, может быть быстро уничтожен сервер, документы. Возможно, и нужен элемент внезапности надзорных проверок. Но на сегодняшний день в Законе №115 такое не предусмотрено. Нет там вообще регламентирования процесса проведения проверки со стороны финансового мониторинга.

Пробирный надзор.

В подпункте 6 пункта 7 Федерального закона от 6.03.1998 г. №41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" предусматривается, что должностные лица уполномоченного федерального органа исполнительной власти, подведомственных ему государственных учреждений (далее - должностные лица) при проведении проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей имеют право:

  • на основании мотивированных запросов в письменной форме получать у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей информацию и документы, а также необходимые для проведения проверки объяснения в письменной или устной форме;
  • беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения и копии решения о назначении проверки посещать территории, здания, сооружения, помещения и иные объекты, используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности, в целях проведения обследования таких объектов, а также осмотра рабочих мест, транспортных средств, мест постоянного или временного хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них, лома и отходов драгоценных металлов, лома и отходов драгоценных камней, осмотра указанных ценностей и проведения иных мероприятий по контролю, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • проверять бухгалтерские документы, нормативно-технические и иные документы, содержащие сведения о получении, о расходовании, об учете, о хранении драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, лома и отходов драгоценных металлов, лома и отходов драгоценных камней;
  • осуществлять отбор проб драгоценных металлов, драгоценных камней, образцов продукции из драгоценных металлов и драгоценных камней, проб лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней для их исследования, проведения испытаний и экспертиз;
  • выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю, предписания о прекращении нарушения обязательных требований и об устранении выявленных нарушений, об осуществлении мероприятий по предотвращению причинения вреда, связанного с такими нарушениями;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
  • направлять материалы, связанные с нарушением обязательных требований, в уполномоченные органы для принятия мер в соответствии с их компетенцией.

В соответствии с Федеральным законом "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" Правительство Российской Федерации утвердило Правила осуществления федерального государственного пробирного надзора*.

Начиная с 24 декабря 2015 (вступления Постановления Правительства РФ №1355 в силу) Федеральный государственный пробирный надзор проводится в следующем порядке.

Во-первых, предметом пробирного надзора является соблюдение обязательных требований всеми предпринимателями, которые осуществляют производство, использование, обращение драгоценных металлов в любом состоянии и виде, а также сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, их использование и обращение.

Во-вторых, пробирный надзор осуществляется с помощью установления режима постоянного государственного надзора в отношении производственных объектов аффинажных организаций и организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, перечень которых утверждается Правительством РФ.

В-третьих, пробирный надзор проводится посредством плановых и внеплановых (документарных и выездных) проверок хозяйствующих субъектов.

В-четвертых, пробирный надзор осуществляется Минфином России, а также государственными учреждениями: Российской пробирной палатой и Гохраном России. О результатах проведенных проверок должна быть размещена информация на сайте Минфина России (Постановление Правительства РФ от 12.12.2015 г. №1355).

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Закон №115 относит операторов связи, имеющих право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторов связи, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных, к лицам, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом. Соответственно, на них в полной мере распространяются требования Закона №115.

Федеральный государственный надзор в области связи осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в соответствии с ее компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Государственный надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальными органами (далее - орган государственного надзора) с применением риск-ориентированного подхода. Соответственно, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций вправе проводить проверки соблюдения норм ПОД/ФТ в данных организациях.

Надзор осуществляется посредством организации и проведения проверок. Это плановые и внеплановые, документарные и выездные проверки, которые проводятся в соответствии со статьями 9-13 и 14 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Надзор также осуществляется с помощью мероприятий по контролю в области связи, не связанных с взаимодействием с юридическими и физическими лицами, а также систематического наблюдения, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований к оказанию услуг связи.

В статье 2 Федерального закона от 07.07.2003 г. №126-ФЗ "О связи" сказано, что услуга связи - деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений; абонент - пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации.

В отношении данных субъектов Закона №115 применяются все нормы ПОД/ФТ. В том числе - Приказ Росфинмониторинга от 17.02.2011 г. №59 "Об утверждении Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма".

На практике возник ряд вопросов которые разъясняются в Информационном письме Роскомнадзора от 15.06.2016 "О разъяснении типовых вопросов применения отдельных норм Федерального закона от 07.08.2001 г. №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" операторами связи, имеющими право оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторами связи, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования".

**Услуга абонентского обслуживания по ПОД/ФТ

Яндекс.Метрика ;
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
РАБОТАЕМ В ОБЫЧНОМ РЕЖИМЕ!
Закрыть