Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель компании Ю-ПИТЕР КОНСАЛТИНГ, телефон +7(800) 100-49-90, электронная почта info@law115.ru
В июле 2020 года в Федеральный закон от 19 июля 2007 №196-ФЗ «О ломбардах» были внесены изменения. При этом указанные изменения вступают в силу в три этапа:
1 часть - 12 октября 2020
2 часть - 11 января 2021
3 часть - 10 июля 2021
В этой статье мы рассмотрим октябрьские изменения в законодательстве о ломбардах 2020:
1. Ломбард не вправе привлекать денежные средства физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, за исключением денежных средств физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, являющихся акционерами (участниками) ломбарда (п. 2 ст. 2 Федерального закона №196-ФЗ)
2. По новым правилам ломбарды получили право заниматься новыми видами деятельности – сдача в аренду (субаренду) недвижимого имущества, принадлежащего ломбарду на праве собственности (аренды, субаренды), осуществления деятельности банковского платежного агента (п. 4 ст. 2 Федерального закона №196-ФЗ).
Таким образом, ломбарды вправе заниматься следующими пятью видами деятельности (ранее было три):
- предоставление краткосрочных займов гражданам под залог движимых вещей (движимого имущества), принадлежащих заемщику и предназначенных для личного потребления;
- хранение вещей;
- сдача в аренду (субаренду) недвижимого имущества, принадлежащего ломбарду на праве собственности (аренды, субаренды);
- осуществление деятельности банковского платежного агента;
- оказание консультационных и информационных услуг.
3. В новой редакции изложен пункт 8 статьи 2 Федерального закона №196-ФЗ. С октября 2020 года ломбард обязан выполнять предписания и запросы Центрального банка Российской Федерации и представлять в Банк России отчетность и иную информацию в соответствии с федеральными законами и нормативными актами Банка России.
До октября 2020 года ломбарды обязаны были представлять исключительно документы, содержащие отчет о своей деятельности и об органах управления ломбарда.
Если присмотреться внимательно, то мы увидим, что федеральный закон заменил термин «документы» на другой «информация». Представляется, что таким образом, на уровне федерального закона закрепляется право Банка России направлять запросы в ломбарды с требованием предоставить информацию о бизнес-планах, о необходимости заполнить ту или иную таблицу и т.д.
4. Впервые законодательно разграничивается предмет проверки ЦБ. С октября 2020 года Банк России вправе проверять исключительно соблюдение правил предоставления займов под залог имущества (п. 2 ст. 2.3, пп. 3 п. 3 ст. 2.3 Федерального закона №196-ФЗ). При этом, порядок хранения вещей, сдачи в аренду (субаренду) недвижимого имущества, деятельности ломбарда в качестве банковского платежного агента, оказания им консультационных и информационных услуг Банк России интересовать не должна.
5. Сумма предоставленного ломбардом займа не может превышать сумму оценки заложенной вещи (п. 3 ст. 7 Федерального закона №196-ФЗ)
6. Сумма обязательств заемщика перед ломбардом включает в себя в том числе проценты за пользование займом, исчисляемые за период фактического его использования в соответствии с процентной ставкой по займу, установленной договором займа, при этом периодом фактического пользования займом считается период с даты предоставления займа до даты его возврата и уплаты процентов за пользование займом включительно (за исключением случаев погашения займа в день его выдачи) или продажи ломбардом заложенной вещи.
7. Изменился порядок реализации невостребованных вещей. По новым правилам реализация невостребованной вещи, на которую обращено взыскание, будет осуществляться путем ее продажи, в том числе с открытых торгов. В случае, если сумма оценки невостребованной вещи превышает 300 000 рублей, ее реализация осуществляется только путем продажи с публичных торгов. До рассматриваемых изменений указанная сумма составляла 30 000 рублей.
В новой редакции федерального закона ломбарды вправе будут осуществлять реализацию невостребованного имущества исключительно в виде открытых торгов. В прошлой редакции ломбарды имели право проводить как закрытые, так и открытые торги.
Публичные торги (термин, употребляемый в прошлой редакции) могут проводится в виде открытых и закрытых торгов. Основное отличие между ними заключается в том, кто принимает участие в торгах. Так, например, в открытых могут подавать заявку абсолютно все лица, а в закрытых, в свою очередь, - исключительно те, кто был приглашен ломбардом.
Напомним, что цель продажи заложенного имущества на торгах неполучение ломбардом прибыли, а погашение требований к залогодателю. А сумму, полученную от продажи имущества в части превышения таких требований, ломбард обязан вернуть собственнику имущества. Если она не будет возвращена залогодателю до окончания срока исковой давности, то для ломбарда она будет являться доходом.
Комментариев пока нет