Обратный звонок
Главная \ Новости \ ПОД/ФТ/ФРОМУ \ Об усилении операторами связи мер внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и ФРОМУ

Об усилении операторами связи мер внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и ФРОМУ

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций опубликовала сообщение об усилении операторами связи мер внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ).

Так, в целях усиления мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ), организациям федеральной почтовой связи, операторам связи, имеющим право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторам связи, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных (далее – операторы связи) , при осуществлении внутреннего контроля Роскомнадзор предписывает:

1. При оценке рисков совершения клиентами операций в целях отмывания доходов или финансирования терроризма (далее – ОД/ФТ) учитывать итоги национальной и секторальной оценок риска ОД/ФТ .

Программу оценки риска в правилах внутреннего контроля необходимо доработать с учетом положений Информационного письма Росфинмониторинга от 01.03.2019 № 59 «О методических рекомендациях по проведению оценки рисков ОД/ФТ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и индивидуальными предпринимателями».

При внедрении новых финансовых сервисов организации федеральной почтовой связи и операторы связи должны проработать модель оценки риска ОД/ФТ конкретной услуги ещё на стадии ее разработки, до запуска нового продукта, чтобы минимизировать потенциальные уязвимости, а также принять меры по снижению рисков ОД/ФТ в процессе оказания услуг.

2. При выявлении подозрительных операций ориентироваться не только на формальное соответствие операции (сделки) установленным критериям и признакам необычных сделок, но и исходить из степени риска совершения соответствующей операции (сделки) в целях ОД/ФТ.

Сведения о высокорисковых операциях должны предоставляться в Росфинмониторинг в приоритетном порядке и в максимально короткие сроки. 

Дополнительно обращаем внимание операторов связи на необходимость придерживаться порядка формирования сообщений, изложенного в Информационном сообщении Росфинмониторинга от 02.10.2019 «О повышении внимания операторов связи, имеющих право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторов связи, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных, к отдельным операциям клиентов».

3. Обеспечить минимально возможный срок между выявлением необычной операции и признанием ее подозрительной.

4. Анализ сообщений, поступающих в Росфинмониторинг от операторов связи, показывает, что зачастую сообщения не содержат сведений о реальном плательщике или получателе по операции, а в соответствующих разделах ФЭС указываются сведения о самом операторе связи либо о платежной системе. 

Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ), предусмотрена обязанность отражать сведения о конкретном плательщике и получателе по операции при формировании операторами связи сообщений об операциях, подлежащих контролю.

В целях надлежащего исполнения данной обязанности, при заключении договоров, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», операторам связи следует обеспечить информационный обмен с операторами электронных денежных средств с учетом требований Федерального закона № 115-ФЗ,  позволяющий операторам связи  получать всю необходимую информацию об участниках операций, осуществляемых за счет денежных средств, внесенных в качестве аванса за услуги связи.

5. Усовершенствовать работу по выявлению бенефициарных владельцев клиентов.

При принятии решения о признании физического лица бенефициарным владельцем клиента исходить из приоритетности критерия прямого или косвенного контроля клиента, а не контрольной доли участия в капитале.
Основные подходы к выявлению бенефициарных владельцев клиентов изложены в Информационном письме Росфинмониторинга от 04.12.2018 № 57 «О методических рекомендациях по установлению сведений о бенефициарных владельцах клиентов» .

6. Активизировать работу по выявлению подозрительных операций клиентов, являющихся публичными должностными лицами и их близких.

Рекомендации по выявлению публичных должностных лиц изложены в Информационном письме Росфинмониторинга от 12.12.2017 № 53 «О методических рекомендациях по выявлению иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также российских публичных должностных лиц при идентификации клиентов, принятию их на обслуживание и управлению рисками при работе с указанными лицами» .

7. Своевременно и в полном объеме применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и приостановлению операций.

Организациям федеральной почтовой связи уделить работе в данном направлении особое внимание.

Порядок и особенности применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества приведены в Информационном письме Росфинмониторинга от 01.03.2019 № 60 «О методических рекомендациях по применению организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и снятию таких мер». 

8. При приёме на обслуживание и обслуживании клиентов, совершении операций с денежными средствами или иным имуществом операторам связи необходимо с учётом специфики своей деятельности организовать свои бизнес-процессы таким образом, чтобы в полной мере обеспечить исполнение требований Федерального закона № 115-ФЗ. Особое внимание должно уделяться высокорисковым клиентам и операциям с учётом нижеприведённых и иных критериев, разработанных оператором связи самостоятельно: 

  1. поступление на лицевой счет абонента денежных средств в качестве оплаты услуг связи от иных лиц, когда количество таких лиц более 2-х, в объеме, значительно превышающем затраты абонента на оплату услуг связи;
  2. возврат неиспользованного остатка денежных средств, внесенных в качестве аванса за услуги связи, по письменному заявлению клиента (расторжение договора или частичный возврат неиспользованного остатка денежных средств), осуществляемый следующими способами:
    • выдача наличными денежными средствами;
    • увеличение остатка электронных денежных средств, за исключением случаев, указанных в подпункте 3 пункта 8 настоящего письма;
    • осуществление перевода на банковский счет/карту;
    • осуществление перевода денежных средств без открытия банковского счета;
  3. осуществление клиентом операций за счет денежных средств, внесенных в качестве оплаты услуг связи, в размерах значительно превышающих затраты абонента на оплату услуг связи абонента, за исключением случаев, указанных в подпункте 2 пункта 8 настоящего письма, и направленных:
    • на оплату товаров/услуг;
    • на пополнение банковского счета/карты;
    • на увеличение остатка электронных денежных средств (например, электронного кошелька);
  4. осуществление перевода денежных средств без открытия банковского счета с последующей выплатой в наличной форме (например, в отделении почтовой связи и т.п.).
Комментарии

Комментариев пока нет

*Подтвердите, что Вы не робот:
Loading ...
Яндекс.Метрика ;