До конца четвертого квартала 2018 года остается две недели. Организациям и индивидуальным предпринимателям, перечисленным в статье 5 Федерального закона N 115-ФЗ от 7 августа 2001 года "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее Закон 115) следует подготовиться к сдаче последнего в этом году электронного сообщения о результатах проверки среди своих клиентов, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Закона 115 вышеуказанные субъекты обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки Федеральную службу по финансовому мониторингу через Личный кабинет на портале Росфинмониторинга.
За неисполнение законодательства в части блокирования (замораживания) денежных средств или иного имущества либо приостановления операции с денежными средствами или иным имуществом установлена административная ответственность в виде штрафа на должностных лиц в размере от 30000 до 40000 рублей; на юридических лиц - от 300000 до 500000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 60 суток (п. 2.1 ст. 15.27 КоАП РФ).
Важно отметить, что в четвертом квартале 2018 года, организации и индивидуальные предприниматели, перечисленные в статье 5 Закона 115, обязаны провести указанную проверку по трем перечням:
- перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
- решения Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
- перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения.
Это объясняется тем, что 7 ноября 2018 года в личном кабинете на портале Федеральной службы по финансовому мониторингу был опубликован новый санкционный список под названием «Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения».
Для направления сообщения в Федеральную службу по финансовому мониторингу необходимо, чтобы срок действия электронной подписи и лицензионного ключа КРИПТО ПРО CSP был актуальным. В связи с прекращением компанией Microsoft технической поддержки и выпуска обновлений безопасности устаревших версий Internet Explorer, для защиты информации конфиденциального характера при взаимодействии пользователей Личных кабинетов с официальным сайтом Росфинмониторинга, а также получения доступа к новым функциям Личных кабинетов, разрабатываемых с использованием современных технологий, необходимо, чтобы браузер Internet Explorer на персональном компьютере был установлен не ниже версии 11, которая официально поддерживается разработчиком.
После того, как мы рассмотрели общие правовые и технические вопросы подготовки рассматриваемого формализованного электронного сообщения следует ответить на вопрос в какие сроки следует направить данный отчет в Росфинмониторинг.
Форма и сроки подготовки сообщения некредитными финансовыми организациями
Финансовые организации, поднадзорные Банку России обязаны руководствоваться Указанием Банка России от 15 декабря 2014 г. N 3484-У "О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее Указание 3484-У). Согласно пункту 5 Указания 3484-У информация о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества должна быть направлена в Росфинмониторинг не позднее 3 рабочих дней после дня окончания проведения такой проверки.
К некредитным финансовым организациям относятся: профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые организации, страховые брокеры, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственные пенсионные фонды, кредитные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации, общества взаимного страхования и ломбарды.
Форма ФЭС, о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества применяется 3484-У 04.
Форма и сроки подготовки сообщения организациями и индивидуальными предпринимателями не поднадзорными Банку России
К указанным лицам относятся лизинговые компании, организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, операторы по приему платежей, коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов, операторы связи, имеющих право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, операторы связи, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных и оказывают услуги связи на основании договоров с абонентами - физическими лицами, индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Перечисленные лица при составлении сообщения о результатах проверки по перечням обязаны руководствоваться приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. № 110 "Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и постановлением Правительства РФ от 19 марта 2014 г. №209 "Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям".
Так, информация о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества представляется в Росфинмониторинг в течение 5 рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующей проверки (пп. г п. 4 Положения №209). В отличие от финансовых организаций, срок направления сообщения на два рабочих дня большое. В этом случае применяется форма ФЭС 3-ФМ 04.
В отличие от Банка России Росфинмониторинг опубликовал разъяснения о порядке предоставления сведений о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (за исключением кредитных организаций) в информационном письме Федеральной службы по финансовому мониторингу от 13 мая 2016 г. №52. В своем письме Росфинмониторинг отвечает на следующие вопросы, которые остаются актуальными и в 2018 году:
1. В отношении кого должна проводиться проверка в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ?
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальные предприниматели обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон N 115-ФЗ определяет клиента как физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом. При этом проверке подлежат клиенты, с которыми заключались как разовые сделки, так и устанавливались деловые отношения, предполагающие осуществление более чем одной операции (сделки).
2. Необходимо ли направлять отчет по форме ФЭС 3-ФМ каждый раз, когда выходит новый перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организация (ИП) не реже чем один раз в три месяца обязаны проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган.
При этом организация (ИП) устанавливает периодичность направления сведений о результатах проверки по форме ФЭС 3-ФМ в правилах внутреннего контроля (далее - ПВК) самостоятельно, но не реже, чем 1 раз в 3 месяца. Вместе с тем, в целях оптимизации направления сведений о результатах проверки по форме ФЭС 3-ФМ Росфинмониторинг рекомендует выстроить направление отчета 1 раз в квартал.
Пример.
Организация начала осуществлять деятельность с 01.05.2015. Первую проверку целесообразно провести за период с 01.05.2015 по 30.06.2015. Следующий проверочный период будет с 01.07.2015 по 30.09.2015 и т.д.
При этом, учитывая еженедельное обновление Перечня, у организаций (ИП) существует обязанность на постоянной основе осуществлять работу с указанным Перечнем в целях своевременного исполнения обязанностей, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.
3. Необходимо ли представлять отчет по форме ФЭС 3-ФМ в Росфинмониторинг в случае невыявления клиентов, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества?
В соответствии с требованиями подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальные предприниматели обязаны информировать уполномоченный орган о результатах проверки.
При этом указанная информация представляется независимо от выявления или невыявления в результате проведенной проверки клиентов, организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, но не применялись.
4. Необходимо ли представлять отчет по форме ФЭС 3-ФМ в случае, если в проверяемом периоде организацией или индивидуальным предпринимателем деятельность не осуществлялась?
По мнению Росфинмониторинга, пока организация (ИП) является действующей(им) (не ликвидированы в установленном законодательством порядке), субъект обязан исполнять все требования Федерального закона N 115-ФЗ. При этом неосуществление деятельности не является основанием для неисполнения требований законодательства в сфере противодействия отмывания доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма (ПОД/ФТ), в том числе в части представления информации о результатах проверки.
В этой связи, в случае временного неосуществления деятельности, проверка проводится в порядке, определенном правилами внутреннего контроля организации (ИП). При формировании ФЭС 3-ФМ показатели формы будут иметь значение "0".
5. Каким образом следует проводить проверку среди своих клиентов физических лиц, в случае если в отношении них не проводилась идентификация в соответствии с пунктами 1.1. 1.2, 1.4 и 1.4-2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ?
При формировании ФЭС 3-ФМ в показателе "Количество клиентов" учитываются все клиенты - организации и физические лица, находящиеся на обслуживании организации, с которыми заключались как разовые сделки, так и устанавливались деловые отношения, предполагающие осуществление более чем одной операции (сделки).
Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель Центра финансового мониторинга компании Ю-Питер Консалтинг, e-mail: kharisov.i@law115.ru
Комментариев пока нет