С 2019 года слушатели наших образовательных мероприятий по специальному курсу для некредитных финансовых организаций «ПОД/ФТ/ФРОМУ» обращаются к нам с вопросом «Что делать с заархивированным файлом, который предлагают скачать после успешного направления формализованного электронного сообщения в Личном кабинете на портале Федеральной службы по финансовому мониторингу?».
Начнем с того, что после направления сообщения в Росфинмониторинг некредитная финансовая организация должна обеспечить хранение в течение пяти лет указанных сообщений в электронном виде и на бумажном носителе.
Напомним, что по старым правилам формализованные электронные сообщения (далее ФЭС), направленные некредитной финансовой организацией (далее НФО) в Росфинмониторинг, а также полученные квитанции о принятии ФЭС, квитанции о непринятии ФЭС должны храниться в порядке, определяемом НФО, в электронном виде не менее пяти лет со дня получения квитанции о принятии ФЭС или квитанции о непринятии ФЭС. Под старыми правилами я понимаю пункт 15 Указания ЦБ РФ от 15.12.2014 г. №3484-У "О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Интересно, что новое Указание Банка России от 17.10.2018 г. №4937-У "О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (которое, кстати, является нормативным актом и зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ) не содержит рассматриваемой обязанности. Похожая обязанность содержится в информации ЦБ РФ от 5 марта 2019 г. о порядке составления НФО в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 7.5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее Порядок), который, между прочим, не является нормативным актом ЦБ РФ.
Согласно пункту 5 Порядка НФО обязаны обеспечить хранение в электронном виде:
- ФЭС и УКЭП для каждого ФЭС (файлы УКЭП), сформированные в форматах и структуре, предусмотренных пунктом 3, и направленные НФО в Росфинмониторинг;
- квитанции о принятии (непринятии) ФЭС и УКЭП для каждой такой квитанции, сформированные в форматах и структуре, предусмотренных пунктом 4, и направленные Росфинмониторингом в НФО.
Указанные документы должны храниться НФО в электронном виде не менее пяти лет со дня получения квитанции Росфинмониторинга о принятии (непринятии) соответствующего ФЭС.
Таким образом, заархивированный файл, который предлагается скачать после успешного направления формализованного электронного сообщения в Личном кабинете Росфинмониторинга не что иное, как усиленная квалифицированная электронная подпись (далее - УКЭП) руководителя НФО (руководителя филиала НФО) или сотрудника НФО (сотрудника филиала НФО), уполномоченного направлять сведения в Росфинмониторинг.
Таким образом, УКЭП формируется для формализованного электронного сообщения и для квитанции о принятии в виде отдельного файла, наименование которого соответствует наименованию ФЭС и имеет расширение "sign" (файл УКЭП).
На примере формализованного электронного сообщения 4937-У 04 рассмотрим, какие документы должны сохраниться у НФО после успешного его направления в Росфинмониторинг:
- Акт о результатах проверки среди своих клиентов, в отношении которых применены либо должны применяться меры по зaмораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в формате «word».
- Формализованное электронное сообщение в формате «xml».
- Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП) для формализованного электронного сообщения в формате «sign».
- Квитанция о принятии формализованного электронного сообщения в формате «xml».
- Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП) для квитанции о принятии формализованного электронного сообщения в формате «sign».
Вам также может быт интересно:
О структуре и формате формализованного электронного сообщения 4937-У 04
Ответили на вопрос и на этом вроде бы можно заканчивать данную статью, но примечательно, что по общему правилу нормативные правовые акты должны издаваться федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается (пункт 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 г. №1009).
Нормативные акты Банка России издаются в формах инструкций, положений, указаний. Не являются нормативными актами Банка России: официальные разъяснения; распорядительные акты; методические рекомендации; положения о структурных подразделениях; акты, содержащие исключительно технические форматы и иные технические требования; иные акты, не отвечающие признакам нормативного акта Банка России (п.п. 1.3-1.4 Правил подготовки нормативных актов Банка России, утв. Положением Банка России от 22.09.2017 г. №602-П).
Нормативные акты ЦБ РФ (в теории права их называют ведомственными нормативными правовыми актами) регистрируются в Министерстве юстиции. Минюст выступает в роли первой внешней контрольной инстанции по обеспечению законности результатов ведомственного нормотворчества и осуществляет правовую экспертизу проектов ведомственных нормативных правовых актов. Иначе говоря, проверка законности нормативного правового акта во время регистрации создает дополнительные гарантии по защите прав и интересов участников финансового рынка.
Информация Банка России от 05.03.2019 г. не зарегистрирована в Министерстве юстиции. Следовательно, информация Банка России от 5 марта 2019 г. "Порядок составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 7.5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" не является нормативно-правовым актом и, как следствие, не может подлежать применению, в судебных спорах. Аналогичный вывод отражен в апелляционном определении СК по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 01.08.2018 г. по делу №33-3468/2018 в споре об ОСАГО).
Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель компании Ю-ПИТЕР КОНСАЛТИНГ, e-mail: info@law115.ru
Комментариев пока нет