Обратный звонок
Главная \ Новости \ ПОД/ФТ/ФРОМУ \ Изменения в требованиях к Правилам внутреннего контроля по ПОД/ФТ с 30 сентября 2016 года

Изменения в требованиях к Правилам внутреннего контроля по ПОД/ФТ с 30 сентября 2016 года

Изменения в требованиях к Правилам внутреннего контроля по ПОД/ФТ с 30 сентября 2016 года

С 30 сентября 2016 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 17.09.2016 №933 которым внесены изменения и дополнения в требования к Правилам внутреннего контроля, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 №667.

Наши специалисты подготовили сравнительный анализ норм в прежней и новой редакции в виде таблицы (см. ниже). В основном изменения обусловлены изменениями в Федеральном законе №115-ФЗ, которые вступали в силу на протяжении 2013-2016 годов, то есть это приведение подзаконного акта в соответствие с требованиями основного закона.

Наши специалисты осуществляют разработку Правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ для каждого вида организации и индивидуального предпринимателя с учетом специфики их деятельности. 

Срок разработки ПВК по ПОД/ФТ – 3 рабочих дня.   

Прежняя редакция

 

Новая редакция от 30 сентября 2016 года

Норма

1

Утвердить прилагаемые требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.

 

Утвердить прилагаемые требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и индивидуальными предпринимателями 

пункт 1

2

 

Руководитель организации и индивидуальный предприниматель обеспечивают контроль за соответствием применяемых правил внутреннего контроля требованиям законодательства Российской Федерации. Правила внутреннего контроля должны быть приведены организацией и индивидуальным предпринимателем в соответствие с требованиями нормативных правовых актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не позднее месяца после даты вступления в силу указанных нормативных правовых актов, если иное не установлено такими нормативными правовыми актами.

Пункт 1.1

3

Правила внутреннего контроля являются документом, который:

 

Правила внутреннего контроля являются документом, который оформлен на бумажном носителе и который:

Пункт 3

4

устанавливает обязанности и порядок действий должностных лиц и работников в целях осуществления внутреннего контроля

устанавливает обязанности и порядок действий руководителя организации, индивидуального предпринимателя и работников организации, индивидуального предпринимателя в целях осуществления внутреннего контроля

Подпункт «б» пункта 3

5

программа, регламентирующая порядок работы по приостановлению операций в соответствии с Федеральным законом (далее - программа по приостановлению операций (сделок))

программа, регламентирующая порядок работы по приостановлению операций в соответствии с Федеральным законом (далее - программа по приостановлению операций);

Подпункт «е» пункта 4

6

программа, регламентирующая порядок работы по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона.

программа, регламентирующая порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

 

7

в организации и у индивидуального предпринимателя в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона назначается специальное уполномоченное ими лицо;

в организации и у индивидуального предпринимателя в соответствии с пунктом 2 статьи 7  Федерального закона назначается специальное должностное лицо

Подпункт «а» пункта 7

 

в ПВК – Программа организации внутреннего контроля.

8

установление в отношении клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя сведений, определенных статьей 7 Федерального закона, до их приема на обслуживание

 

установление в отношении клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя сведений, определенных статьей 7 Федерального закона, и проверка достоверности этих сведений до приема на обслуживание клиента;

 

Подпункт «а» пункта 8

 

9

принятие обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по идентификации бенефициарных владельцев, в том числе мер по установлению в отношении указанных владельцев сведений, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона

принятие обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по выявлению и идентификации бенефициарных владельцев, в том числе мер по установлению в отношении указанных владельцев сведений, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона, и проверке достоверности полученных сведений 

Подпункт «а(1)» пункта 8

 

10

обновление сведений, полученных в результате идентификации клиентов, установления и идентификации выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев.

обновление сведений, полученных в результате идентификации клиентов, представителей клиентов выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев

Подпункт «е» пункта 8

11

размер уставного (складочного) капитала или размер уставного фонда

размер уставного (складочного) капитала или размер уставного фонда (паевых взносов).

Подпункт «д» пункта 9 

12

порядок выявления среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц, включая их супругов и близких родственников, должностных лиц публичных международных организаций, а также лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, или должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации

порядок выявления среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц, их супругов и близких родственников, должностных лиц публичных международных организаций, а также лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, или должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации

 

Абзац 2 пункт 11

13

порядок принятия на обслуживание должностного лица публичной международной организации либо лица, замещающего (занимающего) государственную должность Российской Федерации, должность члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должность федеральной государственной службы, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, или должность в Центральном банке Российской Федерации, государственной корпорации или иной организации, созданной Российской Федерацией на основании федерального закона, включенную в соответствующий перечень должностей, определяемый Президентом Российской Федерации, в случаях, определенных пунктом 3 статьи 7.3 Федерального закона

 

порядок принятия на обслуживание, а также обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества должностного лица публичной международной организации либо лица, замещающего (занимающего) государственную должность Российской Федерации, должность члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должность федеральной государственной службы, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, или должность в Центральном банке Российской Федерации, государственной корпорации или иной организации, созданной Российской Федерацией на основании федерального закона, включенную в соответствующий перечень должностей, определяемый Президентом Российской Федерации, в случаях, определенных пунктом 3 статьи 7.3 Федерального закона.

Абзац 4 пункт 11

14

Программа оценки риска предусматривает проведение оценки риска клиентов на основе признаков операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенный риск совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, с учетом рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

 

Программа оценки риска предусматривает проведение оценки риска клиентов на основе информации, полученной в результате реализации программы изучения клиента, а также признаков операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенный риск совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, с учетом рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Пункт 14

15

сведения о лице (лицах), проводящем операцию (сделку)

 

сведения о лице, иностранной структуре без образования юридического лица, проводящих операцию (сделку)

Подпункт «в» пункта 15

 

16

Форма внутреннего сообщения, порядок, сроки и способ его передачи ответственному лицу определяются организацией и индивидуальным предпринимателем самостоятельно и отражаются в программе документального фиксирования информации.

Форма внутреннего сообщения, порядок, сроки и способ его передачи специальному должностному лицу или ответственному сотруднику структурного подразделения, выполняющего функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, определяются организацией и индивидуальным предпринимателем самостоятельно и отражаются в программе документального фиксирования информации.

Пункт 28

17

В программу, регламентирующую порядок действий в случае отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции, включается перечень оснований для такого отказа, установленный организацией и (или) индивидуальным предпринимателем с учетом требований законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В программу, регламентирующую порядок действий в случае отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции, включаются:

 

Абзац 1 пункта 28(1)

18

В программу, регламентирующую порядок действий в случае отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции, включается перечень оснований для такого отказа, установленный организацией и (или) индивидуальным предпринимателем с учетом требований законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Организация и индивидуальный предприниматель предусматривают в правилах внутреннего контроля порядок дальнейших действий в отношении клиента в случае отказа от выполнения его распоряжения о совершении операции. 

а) перечень оснований для такого отказа, установленный организацией и индивидуальным предпринимателем с учетом требований пункта 11 статьи 7 Федерального закона;

б) порядок принятия решения об отказе от выполнения распоряжения клиента о совершении операции, а также документального фиксирования информации о случаях отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции;

в) порядок дальнейших действий в отношении клиента в случае отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции;

г) порядок представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации о случаях отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции.

Пункт 28(1)

19

Программа по приостановлению операций (сделок) предусматривает сроки и порядок принятия организацией мер, направленных на:

а) приостановление в соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона операций (сделок), в которых одной из сторон являются: юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона, либо физическое лицо или юридическое лицо, действующие от имени или по указанию таких организации или лица; физическое лицо, осуществляющее операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.4 статьи 6 Федерального закона;

б) приостановление операций (сделок) клиента в случае получения постановления Федеральной службы по финансовому мониторингу о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, вынесенного на основании статьи 8 Федерального закона;в) приостановление операций (сделок) клиента в случае получения решения суда о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, вынесенного на основании статьи 8 Федерального закона.

Программа по приостановлению операций включает в себя:

а) порядок выявления среди участников операции с денежными средствами или иным имуществом физических или юридических лиц, указанных в абзаце втором пункта 10 статьи 7 Федерального закона, либо физических лиц, осуществляющих операцию с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.4 статьи 6 Федерального закона;

б) порядок действий, направленных на приостановление операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона;

в) порядок действий, связанных с приостановлением операции с денежными средствами или иным имуществом в случае получения решения суда, вынесенного на основании части четвертой статьи 8 Федерального закона;

г) порядок представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации о приостановленных операциях с денежными средствами или иным имуществом;

д) порядок действий, направленных на реализацию требований, установленных абзацем пятым пункта 10 статьи 7 Федерального закона, и связанных с осуществлением операции или дальнейшим приостановлением операции с денежными средствами или иным имуществом в случае получения постановления Федеральной службы по финансовому мониторингу, изданного на основании части третьей статьи 8 Федерального закона;

е) порядок информирования клиента о невозможности совершения операции с денежными средствами или иным имуществом по его распоряжению в связи с приостановлением указанной операции.

Пункт 29

20

В программе по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества предусматриваются:

а) порядок и периодичность проведения мероприятий по проверке наличия или отсутствия сведений о причастности своих клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 7(4) Федерального закона;

б) порядок взаимодействия с лицами, в отношении которых должны быть применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества;

в) порядок выплаты ежемесячного гуманитарного пособия за счет замороженных (блокированных) денежных средств или иного имущества, принадлежащих получателю пособия;

г) информирование Федеральной службы по финансовому мониторингу о принятых мерах.

В программе, регламентирующей порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, предусматриваются:

а) порядок получения информации от Федеральной службы по финансовому мониторингу об организациях и физических лицах, включенных в соответствии со статьей 6 Федерального закона в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму или в отношении которых в соответствии со статьей 7.4 Федерального закона межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества;

б) порядок принятия решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;

в) порядок и периодичность проведения мероприятий по проверке наличия или отсутствия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены или должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;

г) информирование Федеральной службы по финансовому мониторингу о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и результатах проверок наличия или отсутствия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены или должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;

д) порядок взаимодействия с организациями и физическими лицами, в отношении которых применены или должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, включая порядок их информирования о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;

е) порядок выполнения требований, установленных пунктом 4 статьи 7.4 Федерального закона, при принятии соответствующего решения межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма;

ж) порядок принятия решения, направленного на выполнение требований абзацев второго и третьего пункта 2.4 статьи 6 Федерального закона

Пункт 29(1)

 

Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель Центра финансового мониторинга компании Ю-Питер Консалтинг.

E-mail: info@law115.ru

Комментарии

Комментариев пока нет

*Подтвердите, что Вы не робот:
Loading ...
Яндекс.Метрика ;