В рамках надзора за деятельностью некредитных финансовых организаций в части организации и осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ в соответствии с Федеральным законом от 07.08.20021 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» ЦБ РФ через личный кабинет участника информационного обмена в адрес ломбардов направляет запросы. Содержание одного из таких запросов мы с Вами рассмотрим в этой статье.
Последствия 2020 года, в котором мы пережили "карантин", "самоизоляцию" и "коронавирусную инфекцию COVID-19" отражаются на том, как проводят проверки в следующих годах надзорные органы. Так на смену выездным проверкам ЦБ РФ "пришли" комплексные дистанционные проверки в рамках которых ЦБ требует предоставлять исстребуемые документы через личный кабинет, а также требует заполнять опросные листы, таблицы и др.
Банк России требует от ломбардов предоставить следующие информацию и копии документов.
1. Актуальные сведения о наличии/отсутствии у ломбарда структурных подразделений (филиалов);
2. Актуальные сведения о штатной численности сотрудников.
3. Перечни сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ, утвержденные руководителем ломбарда на год, а также копии распорядительных документов за указанный период, устанавливающие организационную структуру и штатную численность подразделений ломбарда, с указанием ФИО работавших сотрудников, их должностей и даты приема на работу/увольнения (с приложением списка сотрудников), приказы о назначении сотрудника специальным должностным лицом ломбарда (СДЛ), исполняющим обязанности СДЛ.
4. Копии документов, подтверждающих прохождение ответственным сотрудником и сотрудниками ломбарда обучения по вопросам ПОД/ФТ/ФРОМУ в 2020 году.
5. Копии внутренних сообщений, подготовленных сотрудниками ломбарда, выявившими необычные операции (сделки), в отношении которых возникли подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, операции, подлежащие обязательному контролю, а также копии иных документов, содержащих информацию о результатах их рассмотрения.
6. Сведения о направленных ломбардом сообщениях в уполномоченный орган об операциях, подлежащих обязательному контролю, и операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма (с приложением формализованных электронных сообщений, квитанций о принятии ФЭС и копий документов, на основании которых были составлены данные ФЭС).
7. Информацию о случаях отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции с денежными средствами или иным имуществом по основаниям, указанным в пункте 11 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ, с указанием причин и описанием характеристики деятельности и операций клиента.
8. Информацию о случаях приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом по основаниям, предусмотренным в пункте 10 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ.
9. Копии досье (анкет), иных документов в отношении клиентов, содержащих сведения, полученные ломбардом во исполнение требований Положения Банка России №444-П, Положения Банка России №445-П, Федерального закона №115-ФЗ, правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ при проведении идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев клиентов (при их наличии), а также обновлении сведений (с приложением списка указанных клиентов).
Принимая во внимание, что в соответствии с пунктом 2.5 Положения Банка России №444-П сведения о клиенте, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце фиксируют в анкете (досье) клиента, представляющей собой отдельный документ или комплект документов, оформленные на бумажном и (или) электронном носителе, ЦБ РФ требует подтвердить, что ломбардом во исполнение запроса представлены все сведения, копии документов, полученные от клиентов в процессе их идентификации и актуальные на дату направления информации в ЦБ РФ.
10. Информацию о мерах, предпринимаемых ломбардом в целях идентификации бенефициарных владельцев, а также выявления среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, ложности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определенные Президентом Российской Федерации.
11. Данные обо всех счетах ломбарда, открытых в кредитных организациях, и выписки по ним (в разрезе каждого счета).
12. Выписку по балансовому счету «Касса» с указанием корреспонденции счетов, содержания операций, дат, сумм операций, наименований получателей/вносителей.
13. Информацию по расчетам с клиентами/контрагентами, а также копии подтверждающих документов в электронном виде (договоры, спецификации, акты приема-передачи и иные документы).
14. Сведения о количестве заемщиков, количестве и суммах выданных займов, погашенных займов (с учетом процентов за пользование займом).
15. Реестр выданных займов физическим лицам, по которым осуществлялась реализация невостребованных вещей.
16. Информацию, раскрывающую бизнес-модель ломбарда.
17. Информацию, раскрывающую сложившуюся в ломбарде практику реализации невостребованных вещей.
18. Информацию о способе транспортировки предметов залога, порядке и месте их хранения, документы, подтверждающие передачу покупателю невостребованных вещей и их транспортировку.
19. Копии документов, подтверждающих возврат клиентам разницы между суммой, вырученной от реализации невостребованной вещи, и суммой обязательств клиента (в случае, если такая разница имела место).
20. Правила оценки помещаемых в залог ювелирных изделий, определения стоимости грамма драгоценных металлов, а также порядок реализации невостребованного имущества (ювелирных изделий) и поиска контрагентов по его приобретению.
21. Информацию о проведении ломбардом работы в рамках ПОД/ФТ.
22. Комментарии относительно порядка получения ломбардом информации об источниках имущества, переданного в залог физическими лицами, неоднократно совершающими операции, а также совершающими операции с участием представителей, действующих на основании доверенности.
23. Копии залоговых билетов.
24. Копии договоров займа и (или) копии залоговых билетов, оформленных с заемщиками ломбарда согласно реестру реализации невостребованного залога.
25. Копии договоров, заключенных с контрагентами, с приложением документов, подтверждающих реализацию невостребованных вещей, в том числе фактическую отгрузку товаров (счета, спецификации, акты приема-передачи и иные документы с указанием перечня и веса каждой передаваемой единицы) согласно реестру реализации невостребованного залога.
26. Копии документов, подтверждающих реализацию невостребованных вещей посредством проведения аукционов, документы, копии договоров купли-продажи ювелирных изделий, платежных документов, подтверждающих перечисление и возврат задатков для участия в аукционе, протоколов об итогах публичных торгов.
Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель компании Ю-ПИТЕР КОНСАЛТИНГ. Телефон +7(952) 045-74-83 WhatsApp, Telegram, Viber. Почта info@law115.ru
Комментариев пока нет