На этой недели к нам обратился за помощью ломбард, который получил перечень ошибок, допущенных в предоставленных в ЦБ правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и ФРОМУ* и предписание об их устранении. Отчет об исполнении предписания с приложением копий документов, подтверждающих устранение нарушений (копий ПВК, приказа об утверждении ПВК (при наличии) и проведение мероприятий, направленных на недопущение в дальнейшей деятельности нарушений законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ, Ломбарду необходимо направить в Главное управление Банка России в срок не позднее 30 дней, следующих за днем получения предписания, в электронном виде через личный кабинет участника информационного обмена на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с указанием ссылки на исходящий номер предписания. В случае если Ломбард не исполнит предписание в установленный срок в связи с приостановлением (ограничением) деятельности Ломбарда на период принятия мер по предотвращению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), то к отчету об исполнении предписания необходимо представить документы, подтверждающие приостановление (ограничение) деятельности (график работы, табель учета рабочего времени и т.д.).
Напомним, что за невыполнение в установленный срок предписания Банка России Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Итак, в предписании указано, что в рамках осуществления дистанционного надзора за деятельностью общества с ограниченной ответственностью «Ломбард N» (далее – Ломбард) по результатам рассмотрения правил внутреннего контроля территориальным органом Банка России (далее – ПВК), утвержденных директором Ломбарда установлены следующие нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ.
1. Указание Банка России от 22.02.2019 №5075-У «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитных и некредитных финансовых организаций в целях противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения» (далее – Указание №5075-У). В нарушение пункта 5 Указания №5075-У Ломбард не разработал правила внутреннего контроля в целях противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее – ПВК по ФРОМУ) в срок, установленный данным Указанием.
2. В нарушение пункта 1.7 Положения №445-П* в ПВК не включена Программа организации в Ломбарде работы с представленными клиентом документами и (или) сведениями об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, запросами и решениями межведомственной комиссии, содержащая предусмотренные пунктом 8.1.1 Положения № 445-П порядки и положения.
3. В нарушение пункта 3.1 Положения №445-П программа идентификации ПВК разработана без учета требований к идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, установленных Положением №444-П*:
перечень сведений и документов, которые Ломбард использует в целях идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца и фиксирует в анкете (досье) клиента, не соответствует перечню, предусмотренному приложениями 1-3 к Положению №444-П, а именно отсутствуют сведения, предусмотренные пунктами 11, 14-16 приложения 1, пунктом 2.10 приложения 2, пунктами 34, 55, 6 приложения 3 к Положению №444-П;
- не определены в соответствии с пунктом 2.1 Положения №444-П требования к документам клиента, являющегося индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, занимающимся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации (инкорпорации) и не позволяет представить в Ломбард сведения (документы), указанные в подпункте 2.5 пункта 2 приложения 2 к Положению №444-П;
- не определен предусмотренный пунктом 2.4 Положения №444-П порядок подтверждения достоверности отдельных сведений, подтверждение которых не связанно с необходимостью изучения Ломбардом правоустанавливающих документов, финансовых (бухгалтерских) документов клиента либо документов, удостоверяющих личность физического лица (например, номер телефона, факса, адрес электронной почты, иная контактная информация);
- не определен иной вид документов, которые могут быть использованы Ломбардом в целях определения деловой репутации клиента в случае отсутствия возможности получения сведений в виде документов, перечисленных в пункте 2.6 приложения 2 к Положению №444-П.
- не определен иной вид документов, которые могут быть использованы Ломбардом в целях определения деловой репутации клиента в случае отсутствия возможности получения сведений в виде документов, перечисленных в пункте 2.6 приложения 2 к Положению №444-П.
4. В нарушение пункта 3.7 Положения №445-П ПВК не предусмотрено фиксирование в анкете (досье) клиента информации и сведений, указанных в данном пункте нормативного акта.
5. В нарушение пункта 4.3 Положения №445-П в программе управления риском не определены критерии риска использования услуг Ломбарда в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее – ОД/ФТ).
6. В нарушение пункта 4.4 Положения №445-П в программе управления риском отсутствуют:
- перечень мер повышенного внимания, применяемых в отношении операций клиентов, которым присвоена повышенная степень (уровень) риска клиента, и услуг Ломбарда, риск использования которых в целях ОД/ФТ оценивается Ломбардом как повышенный;
- порядок оценки риска ОД/ФТ, связанного с используемыми и планируемыми к использованию Ломбардом технологиями предоставления услуг
7. В нарушение пункта 5.2 Положения №445-П перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки, указанный в приложении 6 к ПВК, не соответствует приложению 3 к Положению №445-П:
- в ПВК отсутствуют признаки с кодами 1191 и 2210;
- формулировка признака с кодом 1114 «Отсутствие информации о клиенте – юридическом лице, индивидуальном предпринимателе в официальных справочных изданиях либо невозможность осуществления связи с клиентом по указанным им адресам и телефонам» не соответствуют формулировке, указанной в приложении 3 к Положению №445-П «Отсутствие информации о клиенте - юридическом лице, иностранной структуре без образования юридического лица, индивидуальном предпринимателе в официальных справочных изданиях либо невозможность осуществления связи с клиентом по указанным им адресам и телефонам»;
- формулировка признака с кодом 2201 «Адрес клиента – юридического лица, адрес места жительства или места пребывания клиента – физического лица, а также представителя клиента, бенефициарного владельца, выгодоприобретателя или учредителя клиента – юридического лица совпадает с адресом организации или адресом места регистрации (места пребывания) физического лица, включенных в Перечень организаций и физических лиц» не соответствуют формулировке, указанной в приложении 3 к Положению №445-П «Адрес клиента - юридического лица, адрес места жительства или места пребывания клиента - физического лица, а также представителя клиента, бенефициарного владельца, выгодоприобретателя или учредителя клиента - юридического лица совпадает с адресом организации или адресом места регистрации (места пребывания) физического лица, включенных в Перечень организаций и физических лиц, либо лица, в отношении которого межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) принадлежащих ему денежных средств или иного имущества»;
- формулировка признака с кодом 2290 «Фамилия, имя, отчество (при наличии и дата рождения клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя или учредителя клиента – физического лица совпадает с фамилией, именем, отчеством (при наличии) и датой рождения лица, включенного в Перечень организаций и физических лиц (при несовпадении паспортных данных и/или адреса места регистрации или места жительства) не соответствуют формулировке, указанной в приложении 3 к Положению № 445-П «Фамилия, имя, отчество, дата и место рождения клиента - физического лица, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, учредителя клиента - юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица или участника операции совпадают с фамилией, именем, отчеством, датой и местом рождения физического лица, включенного в Перечень организаций и физических лиц, либо физического лица, в отношении которого межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) принадлежащих ему денежных средств или иного имущества, или лица, операции по банковским счетам (вкладам), а также другие операции с денежными средствами или иным имуществом которого приостановлены на основании решения суда по заявлению уполномоченного органа и при этом отсутствуют иные данные, позволяющие установить его полное совпадение с такими лицами».
8. В нарушение пункта 6.3 Положения № 445-П в ПВК отсутствует порядок частичной или полной отмены применяемых мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в случае, установленном пунктом 2.5 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ.
9. В нарушение пункта 7.1 Положения № 445-П в ПВК отсутствуют:
- порядок информирования физического лица, юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица о причинах принятия Ломбардом решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции в соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ в случае его (ее) обращения в Ломбард, а также о способах представлениям документов и (или) сведений об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции;
- порядок учета и фиксирования информации о случаях отказа в соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ от выполнения распоряжения клиента о совершении операции и основаниях принятия таких решений.
10. В нарушение пункта 7.3 Положения №445-П в ПВК не предусмотрен порядок дальнейших действий в отношении клиента в случае отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции.
Руководствуясь статьей 76.5 Федерального закона от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Главное управление Банка России предписывает Ломбарду:
- разработать ПВК по ФРОМУ в соответствии с требованиями Указания № 5075-У (в случае, если ПВК по ФРОМУ не разработаны на дату предписания);
- устранить нарушения требований Положения №445-П путем приведения ПВК в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ (в случае неустранения на дату предписания);
- принять меры, направленные на недопущение в дальнейшей деятельности нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ в части разработки ПВК.
* ПОД/ФТ и ФРОМУ - Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
* Положение Банка России от 15 декабря 2014 г. №445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
* Положение Банка России от 12 декабря 2014 г. №444-П «Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Комментариев пока нет