Наконец-то мы дождались опубликования проекта постановления Правительства о лицензировании отдельных видов деятельности, связанной с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Теперь мы можем ознакомиться с требованиями к соискателям лицензии для осуществления деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и(или) деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий. Но прежде чем мы перейдем к их подробному изучению оговоримся, что они могут измениться, так как мы рассматриваем в этой статье проект будущего нормативного правового акта.
Напомним, что причиной разработки Министерством финансов проекта постановления Правительства о лицензировании отдельных видов деятельности, связанной с драгоценными металлами и драгоценными камнями послужило вступление в силу в августе 2019 года Федерального закона от 2 августа 2019 г. №282-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и статью 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", который ввел лицензирование двух видов деятельности - скупка и обработка лома.
Проект постановления Правительства состоит из двух положений: положение о лицензировании деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и положение о лицензировании деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий. Рассмотрим, вначале какие лицензионные требования, предъявляются к соискателю лицензии на скупку.
Требования к соискателю лицензии на скупку ювелирных изделий у физических лиц
Итак, каким требованиям должен соответствовать предприниматель, чтобы получить право на занятие деятельности по скупке ювелирных изделий у населения:
Видеоролик о повышении квалификации в области скупки у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий
- наличие на праве собственности или ином законном основании помещений, оборудования, инвентаря и технической документации, соответствующих установленным требованиям, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности в каждом из мест ее осуществления;
- наличие условий для выполнения требований Правил скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий, Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности;
- наличие работников, заключивших трудовые договоры, имеющих профессиональное образование и соответствующую квалификацию в области товароведения и экспертизы качества потребительских товаров, оценки ценностей, ответственных за осуществление деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий;
- наличие системы учета, приема, опробования, использования, реализации скупленных ценностей, а также хранения и обеспечения сохранности, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации.
Вам также может быть интересно:
Требования к соискателю лицензии на обработку (переработку) лома и отходов драгоценных металлов
- наличие химико-аналитической лаборатории, аккредитованной в системе аккредитации аналитических лабораторий на техническую компетентность для проведения работ по испытаниям в соответствии с областью аккредитации (проведение испытаний поступающего сырья, готовой продукции, промежуточных продуктов производства, отходов производства, материалов, характеризующихся различным содержанием драгоценных металлов) или договора, заключенного с химико-аналитической лабораторией, аккредитованной в системе аккредитации аналитических лабораторий на техническую компетентность для проведения работ по испытаниям в соответствии с областью аккредитации;
- наличие необходимых для осуществления деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и принадлежащих на праве собственности или ином законном основании земельных участков, зданий, строений, сооружений и помещений (единой обособленной части зданий, строений, сооружений и помещений) в каждом из мест ее осуществления, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- наличие необходимых для осуществления деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и принадлежащих на праве собственности или ином законном основании технических средств, оборудования и технической документации, используемых для осуществления указанной деятельности;
- наличие работников, заключивших трудовые договоры, имеющих профессиональное образование (подготовку) в области металлургии, материалообработки и соответствующую квалификацию, ответственных за обработку (переработку) лома и отходов, содержащих драгоценные металлы;
- наличие системы контроля качества процессов и продукции, системы учета, расходования, приема, опробования, отгрузки готовой продукции и полупродуктов, а также хранения и обеспечения сохранности драгоценных металлов, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации;
- наличие проектных технологических показателей переработки сырья, содержащего драгоценные металлы (показатели извлечения драгоценных металлов и/или величина потерь драгоценных металлов, выход драгоценных металлов в кондиционные отходы) для соискателя.
Почему ювелирный рынок «сопротивляется» принятию проекта в его первоначальной редакции
К некоторым вышеперечисленным пунктам требований появились замечания представителей ювелирного рынка еще на стадии публичных консультаций.
Во-первых, к лицензионным требованиям, предъявляемым к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов, относится, в том числе требование о наличии химико-аналитической лаборатории, аккредитованной национальной системе аккредитации или договора, заключенного с химико-аналитической лабораторией, аккредитованной в национальной системе аккредитации.
Вместе с тем следует отметить, что в соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее Федеральный закон №41-ФЗ) под обработкой (переработкой) лома и отходов драгоценных металлов понимается извлечение драгоценных металлов с использованием механических, химических и металлургических процессов из лома и отходов драгоценных металлов для получения промежуточного продукта металлургического производства, предназначенного для последующего аффинажа. При этом под деятельностью по аффинажу драгоценных металлов понимается деятельность, осуществляемая специализированными организациями, включенными в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 1998 г. № 972 «Об утверждении Порядка работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, и перечня организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов».
В этой связи устанавливаемое требование об обязательном наличии у соискателя лицензии химико-аналитической лаборатории, аккредитованной в национальной системе аккредитации или договора, заключенного с такой химико-аналитической лабораторией, является избыточным и высокозатратным.
В условиях получения в результате деятельности по извлечению драгоценных металлов с использованием механических, химических и металлургических процессов из лома и отходов драгоценных металлов лишь промежуточного продукта металлургического производства и обязательного проведения последующего его аффинажа остаются неясными причины, а также ожидаемый эффект от установления указанного требования. Целесообразность установления данного требования должна быть подтверждена верифицированными данными, подтверждающими недостаточность имеющихся результатов проведенного специализированными аффинажными организациями анализа извлеченных и очищенных из промежуточного продукта металлургического производства драгоценных металлов.
Кроме того, создание и укомплектование химико-аналитической лаборатории испытательным оборудованием, средствами измерений, квалифицированным персоналом, освоение и внедрение методов и методик исследования, связанных с соблюдением требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» потребует от участников ювелирного рынка существенных финансовых затрат.
Во-вторых, к лицензионным требованиям, предъявляемым к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов, относится также требование о наличии в штате работника, имеющего высшее или среднее профессиональное образование по специальности «металлургия, машиностроение и материалообработка» и имеющего стаж работы в области осуществления лицензируемой деятельности не менее 1 года в каждом месте осуществления лицензируемого вида деятельности.
Однако, необходимо отметить, что в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию (ОК 009-2016), принятом и введенном в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 декабря 2016 г. № 2007-ст, данная специальность отсутствует. Таким образом, данное требование к соискателю лицензии является недостаточно обоснованным.
Кроме того, к лицензионным требованиям, предъявляемым к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий, относится в том числе требование о наличии не менее одного эксперта, заключившего трудовой договор, обладающего соответствующей квалификацией в вопросах экспертизы и оценки ценностей в каждом месте осуществления лицензируемого вида деятельности.
При этом следует отметить, что из указанной нормы остается неясным, каким конкретным признакам или критериям (специальность по документу об образовании, опыт работы в соответствующей сфере, наличие определенных навыков и знаний и т.п.) должно соответствовать физическое лицо для признания его экспертом в вопросах экспертизы и оценки ценностей для заключения с ним трудового договора.
Отсутствие в проекте указанных признаков или критериев может привести к рискам различного толкования используемого термина «эксперт» и возникновения в связи с этим рисков возникновения конфликтных ситуаций и судебных споров в случае принятия лицензирующим органом решения об отказе в выдаче соискателю лицензии по указанной причине.
В-третьих, к лицензионным требованиям, предъявляемым к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов, относится также требование о наличии необходимых для осуществления деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и принадлежащих на праве собственности или ином законном основании технических средств, оборудования и технической документации, используемых для осуществления указанной деятельности.
Однако, следует отметить, что проектом не устанавливается перечень таких технических средств, оборудования и технической документации, что не позволяет соискателю на получение лицензии заблаговременно оценить свои технические и финансовые возможности для обеспечения соблюдения указанных требований. Кроме того, наличие в проекте данной правовой неопределенности может привести к рискам предъявления к соискателю лицензии излишних и необоснованных требований, невозможность соблюдения которых может повлечь за собой принятие решения об отказе в выдаче соискателю лицензии.
В-четвертых, проектом установлено, что в составе документов, представляемых соискателем лицензии на осуществление деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов, должны быть копии документов, подтверждающих наличие проектных технологических показателей переработки сырья, содержащего драгоценные металлы (показателей извлечения драгоценных металлов и (или) величины потерь драгоценных металлов, выхода драгоценных металлов в отходы).
Однако, учитывая, что в проекте отсутствуют лицензионные требования, подтверждаемые указанными документами, представляется, что представление лицензирующему органу указанных документов излишним и недостаточно обоснованным.
Резюмируя вышесказанное можно констатировать, что требования к соискателям будут уточнены на следующих стадиях принятия рассматриваемого нормативного правового акта.
Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель компании Ю-ПИТЕР КОНСАЛТИНГ, e-mail: e-mail: info@law115.ru
Комментариев пока нет