В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" субъекты Федерального закона №115-ФЗ обязаны документально фиксировать и представлять в Федеральную службу по финансовому мониторингу сообщения не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, подлежащей обязательному контролю. При этом, Федеральный закон №115-ФЗ не содержит нормативного определения термина «рабочий день». Поэтому нам придется обратится к Гражданскому кодексу РФ.
В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Понятие нерабочий день, о котором идет речь в рассматриваемой статье в гражданском законодательстве также отсутствует.
Теперь обратимся к Трудовому кодексу РФ. В трудовом кодексе РФ в качестве нерабочих дней рассматриваются выходные дни (ст. 111 ТК РФ) и нерабочие праздничные дни (ст. 112 ТК РФ).
Нерабочими днями являются выходные и праздничные дни, а также иные дни, которые в установленном порядке признаны соответствующими органами нерабочими (например, перенесенные Правительством выходные дни).
Выходные дни бывают общими – суббота, воскресенье, только воскресенье при 6-дневной неделе либо иные дни недели, установленные для отдельных организаций с учетом специфики их работы. Если срок заканчивается в выходной день, то днем окончания срока будет ближайший следующий за выходным (выходными) день. Кроме выходных могут быть и другие нерабочие дни.
Под праздничными понимаются дни, признанные такими в установленном порядке.
25 марта 2020 года был издан и опубликован указ Президента РФ от 25 марта 2020 г. N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", которым дни с 30 марта по 3 апреля 2020 г. установлены как нерабочие с сохранением за работниками заработной платы. При этом, никакого правового механизма реализации данного требования не содержит ни сам указ, ни трудовое, ни гражданское законодательство.
Ни Федеральная служба по финансовому мониторингу, ни Банк России, ни другие надзорные органы в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ также никаких разъяснений по состоянию на 30 марта 2020 года не опубликовали по вопросу представления формализованных электронных сообщений в Федеральную службу по финансовому мониторингу.
Таким образом, рассматриваемые нерабочие дни действительно не являются ни праздничными, ни выходными и имеют особый статус. На это обращает внимание Минтруд России в своих Рекомендациях, опубликованных 26.03.2020. Но, если в Вашей организации было принято решение считать в соответствии с Указом Президента РФ от 25 марта 2020 г. №206 в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации нерабочими днями с 30 марта по 3 апреля 2020 г., то соответственно эти дни могут относится к нерабочим по смыслу Федерального закона №115-ФЗ. Следовательно, в этом случае, если клиент совершил сделку, подлежащую обязательному контролю 27 марта 2020 года в пятницу, то срок три рабочих дня начинается отсчитываться с 6 апреля 2020 года.
Представляется, что аналогичное правило применяется и к расчету срока по остальным сообщениям в Федеральную службу по финансовому мониторингу, в том числе по квартальным сообщениям.
Кстати, если обратится в техническую поддержку Федеральной службы по финансовому мониторингу по горячей линии 8800-300-61-61, то можно услышать, что техническая поддержка в праздничные, выходные и нерабочие дни не работает.
Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель компании Ю-ПИТЕР КОНСАЛТИНГ. Телефон +7(952) 045-74-83 Почта info@law115.ru
Комментариев пока нет