Бесплатная консультация:
Главная \ Новости \ ПОД/ФТ/ФРОМУ \ Новые правила идентификации клиентов по ФЗ-115 с 23 февраля 2019 года

Новые правила анкетирования клиентов по ПОД/ФТ/ФРОМУ

В день защитника отечества вступил в силу приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22.11.2018 г. №366 о требованиях к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев (далее приказ №366).

В новом приказе Росфинмониторинг* определил в каких случаях не проводится идентификация клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев (п. 4 приказа №366):

Идентификация бенефициарных владельцев клиентов не проводится (за исключением случаев направления уполномоченным органом запроса в соответствии с подпунктом 5 настоящего пункта) в случае принятия на обслуживание клиентов, являющихся:

  • органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, учреждениями, находящимися в их ведении, государственными внебюджетными фондами, государственными корпорациями или организациями, в которых Российская Федерация, субъекты Российской Федерации либо муниципальные образования имеют более 50 процентов акций (долей) в капитале;
  • международными организациями, иностранными государствами или административно-территориальными единицами иностранных государств, обладающими самостоятельной правоспособностью;
  • эмитентами ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, которые раскрывают информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;
  • иностранными организациями, ценные бумаги которых прошли процедуру листинга на иностранной бирже, входящей в перечень, утвержденный Банком России;
  • иностранными структурами без образования юридического лица, организационная форма которых не предусматривает наличия бенефициарного владельца, а также единоличного исполнительного органа.

пп. 2 п. 1 ст. 7 ФЗ-115

Идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, страховых премий, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).

п. 1.1 ст. 7 ФЗ-115

Идентификация выгодоприобретателей не проводится, если клиентом является орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или орган государственной власти иностранного государства.

п. 1.4-1 ст. 7 ФЗ-115

При покупке физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней на сумму, не превышающую 40 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 40 000 рублей, а также при использовании персонифицированного электронного средства платежа для совершения покупки физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в розницу на сумму, не превышающую 100 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 000 рублей, идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится (за исключением случая, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).

п. 1.4-2 ст. 7 ФЗ-115

При проведении идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, обновлении информации о них субъекты ФЗ-115* вправе требовать представления клиентом, представителем клиента и получать от клиента, представителя клиента предусмотренные Федеральным законом и принимаемыми на его основе нормативными правовыми актами Российской Федерации сведения и документы, необходимые для идентификации.

Субъекты ФЗ-115 вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции*, в случаях непредставления клиентом или его представителем документов, необходимых для идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, а равно для обновления сведений о них.

Новый приказ закрепил право субъектов ФЗ-115 на основании агентского договора или договора поручения привлекать третьих лиц для сбора сведений и документов, необходимых организациям и индивидуальным предпринимателям в целях идентификации клиентов. В этом случае идентификация проводится непосредственно организацией или индивидуальным предпринимателем (п. 5 приказа №366). При этом, нельзя путать таких два понятия, как (1) поручение идентификации клиента третьему лицу и (2) сбор сведений и документов для идентификации.

В целях подтверждения достоверности сведений, полученных при идентификации клиентов субъекты ФЗ-115 обязаны использовать:

  • сведения, содержащиеся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП);
  • сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ);
  • сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;
  • сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов;
  • информацию из открытых баз данных федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов;
  • иные дополнительные (вспомогательные) источники информации, субъекту ФЗ-115 на законных основаниях.

В связи с вступлением в силу приказа №366 субъекты ФЗ-115 обязаны утвердить новую редакцию правил внутреннего контроля до 23 марта 2019 года и привести свои анкеты в соответствие с новыми правилами идентификации.

В заключение следует отметить, что с 23.02.2019 года утратил силу приказ Росфинмониторинга от 17.02.2011 г. №59 "Об утверждении Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма".

 

* ФЗ-115 - Федеральный закон №115-ФЗ от 7 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

* Росфинмониторинг – Федеральная служба по финансовому мониторингу.

* клиент - физическое или юридическое лицо, иностранная структура без образования юридического лица, находящиеся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом.

* выгодоприобретатель - лицо, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом;

* бенефициарный владелец - физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом - юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. Бенефициарным владельцем клиента - физического лица считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо;

* идентификация - совокупность мероприятий по установлению сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем;

* Субъекты ФЗ-115 - лизинговые компании; организации федеральной почтовой связи; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме; организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; операторы по приему платежей; факторинговые компании; операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи; операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных; индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;  индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; адвокаты; нотариусы; юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг.

* В соответствии с пунктом 11 статьи 7 ФЗ-115 организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями ФЗ-115, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель Центра финансового мониторинга компании Ю-Питер Консалтинг, e-mail: info@law115.ru

Теги ПВК
Комментарии

Комментариев пока нет

Яндекс.Метрика ;