Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) непреодолимую силу определяет, как «чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства» (п. 3 ст. 401). Таким образом, ГК РФ определяет три основных признака непреодолимой силы: чрезвычайность и непредотвратимость. Судебная практика дополнительно выделяют такие признаки, как непредвидимость и прогнозируемость.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в постановлении Президиума ВАС РФ от 21.06.2012 г. №3352/12 по делу №А40-25926/2011-13-230 комментируя признаки непреодолимой силы, подчеркнул, что под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы «нормального», обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, поскольку она, в отличие от случая, имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость.
Недостатком позиции Президиума является отсутствие анализа того, что следует понимать под выходящим за пределы «нормального», обыденного. Подходы к пониманию содержания термина «нормальный» субъективны, следовательно, данное постановление допускает расширенное толкование признака чрезвычайности обстоятельств непреодолимой силы, порождающего противоречивую судебную практику.
Исходя из этого определить, имеет ли место признак чрезвычайности или нет, можно только с учетом конкретных условий конкретной ситуации и нельзя заранее утверждать, является какое-либо событие чрезвычайным или нет. Чрезвычайность проявляется в крайней степени исключительности явления, абсолютного несоответствия одинарным условиям повседневной жизни, хозяйственной деятельности.
Вторым легальным признаком непреодолимой силы является ее непредотвратимость. Данный признак выражается в том, что непредотвратимым является как само природное явление, так и находящиеся в причинной связи с ним последствия.
С.И. Ожегов под «непреодолимостью» понимает такое явление, которое невозможно преодолеть, устранить.
Представляется, что при квалификации категории непреодолимой силы следует выяснить возможности лица преодолеть неблагоприятные последствия, и лишь в случае доказывания невозможности преодоления конкретных обстоятельств это может признаваться непреодолимой силой, но это будет возможно лишь при отсутствии какой-либо степени виновности со стороны, нарушившей обязательство.
Это подтверждает и судебная практика. По мнению арбитражного суда, не относится к обстоятельствам непреодолимой силы пожар, возникший по причинам, отличным от природных явлений стихийного характера, поскольку не может отвечать признакам чрезвычайности, объективной непредотвратимости и невозможности устранения последствий (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30 апреля 2010 г. по делу №А75-11148/2009).
Если последствия, вызванные обстоятельствами непреодолимой силы, были предотвратимы для стороны, то наличие обстоятельств непреодолимой силы в качестве их причины не является основанием для освобождения его от ответственности, поскольку он должен был принимать меры к предотвращению причиненного вреда. И лишь в случае непредотвратимости последствий обстоятельств непреодолимой силы имеются основания для освобождения нарушившей обязательство стороны от ответственности.
Явления, отвечающие признаку непредотвратимости, не должны зависеть от человеческой воли. Экономические отношения, в частности, финансово-экономический кризис, недофинансирование или иные финансовые затруднения, нельзя отнести к обстоятельствам непреодолимой силы ввиду отсутствия такого квалифицирующего признака, как непредотвратимость. Данный подход условно можно назвать субъективным, при котором освобождается от ответственности по обстоятельствам непреодолимой силы не каждый субъект права, а лишь тот, кто реально не мог добросовестно исполнить своей обязанности. К его недостаткам можно отнести излишнюю сложность практической реализации данного подхода.
Министерство финансов признало распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, издание Указа в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации обстоятельством непреодолимой силы (письмо Минфина России от 19 марта 2020 г. №24-06-06/21324 «Об осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при введении режима повышенной готовности»).
Федеральная антимонопольная служба в письме от 18 марта 2020 г. №ИА/21684/20 также сообщила, что в связи с пандемией коронавирусной инфекции (COVID-19), указанная ситуация является обстоятельством непреодолимой силы, в связи с чем территориальным органам ФАС России необходимо учитывать данную позицию при рассмотрении жалоб, дел об административных правонарушениях, обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, проведении проверок.
Резюмируя вышесказанное, важно, чтобы сторона договора, попавшая под влияние указанных выше обстоятельств, обязательно уведомила другую сторону договора в течение срока установленного гражданско-правовым договором.
Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель компании Ю-ПИТЕР КОНСАЛТИНГ. Телефон +7(952) 045-74-83 Почта info@law115.ru
Комментариев пока нет