Телефон:
Обратный звонок

О системе контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них.

Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель компании Ю-ПИТЕР КОНСАЛТИНГ, телефон +7(800) 100-49-90, электронная почта info@law115.ru

2020-07-05 7.05.51

23 июня 2020 года. Вступил в силу Федеральный закон от 23 июня 2020 г. №188-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

Указанный закон ввел систему контроля оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них (далее ДМ и ДК). Рассмотрим более подробнее основные изменения:

1. Введены два понятия в статье 1 Федерального закона 41-ФЗ от 23 июня 2020 г. №188-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (Федеральный закон №41):

Государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (далее также - ГИИС ДМДК) - федеральная государственная информационная система, предназначенная для получения, обработки, хранения и предоставления информации о происхождении и об обращении драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, а также для организации специального учета.

Средства идентификации драгоценных металлов, драгоценных камней - уникальная последовательность символов в машиночитаемой форме, представленная в виде штрихового кода или с использованием иного средства (технологии) автоматической идентификации, предназначенного для обеспечения прослеживаемости (учета) драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них при их обращении.

2. В федеральном законе №41-ФЗ от 26 марта 1998 года введена новая статья 12.2 «Государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота) следующего содержания:

1. ГИИС ДМДК создается в следующих целях:

1) обеспечение прослеживаемости (учета) драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них в целях осуществления контроля за обращением драгоценных металлов и драгоценных камней, а также подтверждения их подлинности и легальности происхождения;

2) формирование аналитической информации о состоянии отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней;

3) обеспечение применения риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства о драгоценных металлах и драгоценных камнях, включая выявление индикаторов риска нарушения обязательных требований, а также при осуществлении контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

2. ГИИС ДМДК используется для обеспечения предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, связанных с выработкой государственной политики и нормативно-правовым регулированием в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

3. Оператором ГИИС ДМДК является уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе привлекать в соответствии с законодательством Российской Федерации иные организации для осуществления функций оператора ГИИС ДМДК.

4. Информацию в ГИИС ДМДК обязаны представлять следующие субъекты:

1) федеральные органы исполнительной власти, определяемые Правительством Российской Федерации;

2) Центральный банк Российской Федерации. Состав, объем и сроки представления информации, передаваемой Центральным банком Российской Федерации в ГИИС ДМДК, а также состав, объем и сроки раскрытия указанной информации устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации;

3) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями и состоящие на специальном учете;

4) кредитные организации. Состав, объем и сроки представления информации, передаваемой кредитными организациями в ГИИС ДМДК, устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

5. Обмен информацией между ГИИС ДМДК и государственными информационными системами федеральных органов исполнительной власти, Центрального банка Российской Федерации осуществляется в автоматизированном режиме, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

6. Информация, содержащаяся в ГИИС ДМДК, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также законодательством Российской Федерации о государственной тайне, законодательством Российской Федерации о коммерческой тайне и иной охраняемой законом тайне.

3. Федеральная пробирная палата приобрела новое право на отбор проб и (или) образцов драгоценных металлов и драгоценных камней для исследования, проведения испытаний и экспертиз в целях осуществления государственного контроля при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы (пп. 4 п. 2 ст. 13 Федерального закона №41).

4. Государственный контроль (надзор) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, а также за добычей (в части сортировки, первичной классификации и первичной оценки драгоценных камней), использованием и обращением драгоценных камней осуществляется в том числе с применением ГИИС ДМДК (п. 3 ст. 26 Федерального закона №41-ФЗ).

 5. Добавлено новое основание для проведения внеплановой проверки предпринимателей ювелирного сектора - выявление при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, которая содержится в ГИИС ДМДК, параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым, отклонение от которых являются индикаторами риска нарушения обязательных требований, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пп. 4 п. 3 ст. 26.1 Федерального закона №41-ФЗ).

6. Опробование и клеймение государственным пробирным клеймом ювелирных и других изделий из серебра отечественного производства с июня 2020 года будет осуществляются на добровольной основе независимо от массы изделия (п. 2 ст. 12.1 Федерального закона №41).

26 июня 2020 года. Минфин России сообщил о внедрении новой информационной системы сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (ГИИС ДМДК), которая позволит обеспечить прослеживаемость движения драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, что значительно сократит использование нелегальных схем при осуществлении операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Также Минфин отметил, что введение в эксплуатацию ГИИС ДМДК минимизирует количество выездных проверок и повысит эффективность осуществления государственного контроля на рынке драгоценных металлов и драгоценных камней. Комментируя данную реплику Минфина можно предположить, что Федеральная пробирная палата переходит на дистанционный контроль за ювелирным сектором.

Разумеется, после вступления в силу вышеперечисленных изменений нужно ждать утверждения на уровне подзаконных актов правил работы в новой системе.

Во-первых, дополнительно постановлением Правительством в ближайшее время будут утверждены

  • требования к составу информации, представляемой в ГИИС ДМДК, срокам и способам ее представления в ГИИС ДМДК и получения из ГИИС ДМДК;
  • требования к программно-аппаратным средствам лиц, подключаемых (подключенных) к ГИИС ДМДК;
  • порядок подключения предпринимателей, в том числе их информационных систем, к ГИИС ДМДК;
  • порядок функционирования ГИИС ДМДК;
  • по согласованию с Центральным банком Российской Федерации требования к средствам идентификации драгоценных металлов, драгоценных камней, способам их формирования и нанесения (пп. 4 ст. 11 Федерального закона №41)

Во-вторых, Федеральной пробирной палатой будет утверждён порядок отбора проб ДМ и ДК, образцов продукции из ДМ и ДК, проб лома и отходов ДМ и ДК для их исследования, проведения испытаний и экспертиз (пп. 4 п. 7 ст. 26.1 Федерального закона №41).

В-третьих, в кодекс РФ об административных нарушениях будет введен новый состав административного правонарушения. Так как согласно новому абз. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона №41-ФЗ предприниматели нарушившие установленный порядок представления информации в ГИИС ДМДК будут несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комментарии

Комментариев пока нет

*Подтвердите, что Вы не робот:
Loading ...
Яндекс.Метрика ;