До 20 апреля 2020 года юридические лица, перечисленные в статье 4 Федерального закона от 27.07.2010 г. №224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязаны утвердить правила внутреннего контроля по предотвращению, выявлению и пресечению неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком (ПВК по ПНИИИМР).
Какие юридические лица обязаны разработать и утвердить правила внутреннего контроля по противодействию НИИИМР.
Основные инсайдеры:
- эмитенты - юридические лица, которые несут от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами;
- управляющие компании;
- организаторы торговли – лица, являющиеся организатором торговли в значении, определенном Федеральным законом от 21.11.2011 г. №325-ФЗ "Об организованных торгах";
- клиринговые организации – юридические лица, имеющие право осуществлять клиринговую деятельность на основании лицензии на осуществление клиринговой деятельности в соответствии Федеральным законом от 07.02.2011 г. №7-ФЗ «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте»;
- депозитарии;
- кредитные организации, осуществляющие расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торговли;
- профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- лица, осуществляющие в интересах клиентов операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, получившие инсайдерскую информацию от клиентов;
Второстепенные (производные) инсайдеры:
- лица, имеющие доступ к инсайдерской информации основных инсайдеров, на основании договоров, заключенных с соответствующими лицами, в том числе аудиторы (аудиторские организации), оценщики (юридические лица, с которыми оценщики заключили трудовые договоры), профессиональные участники рынка ценных бумаг, кредитные организации, страховые организации;
- лица, которые имеют право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться не менее чем 25 процентами голосов в высшем органе управления основных инсайдеров, а также лица, которые в силу владения акциями (долями) в уставном капитале основных инсайдеров, имеют доступ к инсайдерской информации на основании федеральных законов, учредительных документов или внутренних документов;
- члены совета директоров (наблюдательного совета), члены коллегиального исполнительного органа, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа (в том числе управляющая организация, управляющий либо временный единоличный исполнительный орган), члены ревизионной комиссии основных инсайдеров, управляющих организаций;
- лица, имеющие доступ к информации о подготовке и (или) направлении добровольного, обязательного или конкурирующего предложения о приобретении ценных бумаг, уведомления о праве требовать выкупа ценных бумаг или требования о выкупе ценных бумаг в соответствии с главой XI.1 Федерального закона от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ "Об акционерных обществах", в том числе лица, направившие в акционерное общество добровольное, обязательное или конкурирующее предложение, уведомление о праве требовать выкупа ценных бумаг или требование о выкупе ценных бумаг, банк или иная кредитная организация, предоставившие банковскую гарантию, оценщики (юридические лица, с которыми оценщики заключили трудовые договоры);
- информационные агентства, осуществляющие раскрытие информации основных инсайдеров;
- лица, осуществляющие присвоение рейтингов основным инсайдерам, а также ценным бумагам (рейтинговые агентства).
Как должны быть утверждены правила внутреннего контроля по противодействию НИИИМР
Указанием Банка России от 1 августа 2019 г. №5222-У утверждены требованиях к правилам внутреннего контроля по предотвращению, выявлению и пресечению неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком юридических лиц, указанных в пунктах 1, 3 - 8, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года №224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Правила внутреннего контроля утверждаются единоличным исполнительным органом и должны включать в себя следующие положения (разделы или главы):
- Цели, задачи и методы осуществления контроля.
- Функции структурного подразделения (должностного лица) юридического лица, в обязанности которого входит осуществление контроля.
- Права и обязанности руководителя ответственного структурного подразделения (ответственного должностного лица).
- Указание на подотчетность ответственного структурного подразделения (ответственного должностного лица) единоличному исполнительному органу юридического лица, а также указание на орган управления юридического лица, которому подчинено ответственное структурное подразделение (ответственное должностное лицо).
- Положения о порядке составления и предоставления ответственным структурным подразделением (ответственным должностным лицом) единоличному исполнительному органу юридического лица отчетов ответственного структурного подразделения (ответственного должностного лица), содержащие перечень информации, которая подлежит включению в указанные отчеты, а также периодичность и сроки их предоставления.
- Положения о порядке составления и предоставления ответственным структурным подразделением (ответственным должностным лицом) единоличному исполнительному органу юридического лица предложений, направленных на совершенствование проводимых юридическим лицом мероприятий по соблюдению требований в области противодействия НИИИМР.
- Положения о порядке оценки органами управления (работниками юридического лица, не являющимися работниками ответственного структурного подразделения или ответственным должностным лицом) действий лиц, входящих в состав указанных органов управления юридического лица (действий указанных работников и подчиненных им работников (при наличии), на предмет соответствия требованиям в области противодействия НИИИМР и документам юридического лица.
- Положения о порядке возложения по решению юридического лица функций руководителя ответственного структурного подразделения (ответственного должностного лица) на иного работника (иное должностное лицо), содержащие указание на невозможность возложения указанных функций на работника (должностное лицо), не являющегося (не являющееся) контролером.
- Положения о порядке передачи третьим лицам отдельных функций по осуществлению контроля за соблюдением юридическим лицом требований в области противодействия НИИИМР и положений документов юридического лица, содержащие указание на невозможность передачи указанных функций третьим лицам.
- Перечень мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения требований в области противодействия НИИИМР и положений документов
- Перечень проводимых мероприятий, направленных на обеспечение условий для беспрепятственного и эффективного осуществления ответственным структурным подразделением (ответственным должностным лицом) своих функций
- Перечень проводимых мероприятий, направленных на обеспечение независимости ответственного структурного подразделения (ответственного должностного лица) от иных структурных подразделений (должностных лиц) юридического лица, в том числе посредством установления системы оплаты труда и структуры вознаграждения работников ответственного структурного подразделения (ответственного должностного лица)
- Перечень проводимых юридическим лицом мероприятий, направленных на обеспечение непрерывности деятельности ответственного структурного подразделения (ответственного должностного лица)
- Перечень проводимых юридическим лицом мероприятий, направленных на исключение конфликта интересов у работников ответственного структурного подразделения (ответственного должностного лица)
- Положения о порядке осуществления ответственным структурным подразделением (ответственным должностным лицом) контроля
- Положения о пересмотре правил внутреннего контроля в области противодействия НИИИМР, содержащие периодичность указанного пересмотра (не реже одного раза в год) и описание событий, наступление которых влечет необходимость внесения изменений в правила внутреннего контроля в области противодействия НИИИМР.
- Перечень документов, составляющих правила внутреннего контроля в области противодействия НИИИМР, в случае если указанные правила состоят из нескольких документов.
Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель компании Ю-ПИТЕР КОНСАЛТИНГ. Телефон +7(952) 045-74-83 Почта info@law115.ru
Комментариев пока нет