Вчера один из наших клиентов поделился с нами текстом запроса, который он получил из одного из межрегиональных управлений Федеральной службы по финансовому мониторингу.
В запросе Росфинмониторинг сообщает, что в правилах внутреннего контроля «должны быть актуализированы процедуры по идентификации клиентов и их надлежащей проверке» в связи с опубликованием двух информационных писем на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторинга:
- 5 декабря 2018 года на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторинга информационного письма Федеральной службы по финансовому мониторингу от 04.12.2018 г. №57 «О методических рекомендациях по установлению сведений о бенефициарных владельцах клиентов»;
- 12 декабря 2017 года Информационного письма Федеральной службы по финансовому мониторингу от 12 декабря 2017 г. №53 "О Методических рекомендациях по выявлению иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также российских публичных должностных лиц при идентификации клиентов, принятию их на обслуживание и управлению рисками при работе с указанными лицами".
Из двух писем заслуживает внимание письмо №57, опубликованное перед новым 2019 годом. Содержание письма №53 мы рассматривали в прошлых наших статьях. В письме №57 Росфинмониторинг на шести страницах разъясняет порядок установления сведений о бенефициарных владельцах: выявление бенефициарных владельцев, их идентификация и обновление сведений о бенефициарных владельцах. Рассматриваемое письмо не является нормативным правовым актом. А, следовательно, носит информационный характер, не влечет изменений правового регулирования отношений в сфере ПОД/ФТ и не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц.
Министерство юстиции РФ поясняет, что нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение. Издание нормативных правовых актов в виде писем не допускается (пункт 3 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. приказом Минюста РФ от 4 мая 2007 г. №88).
Между тем, учитывая специфику правового регулирования в сфере ПОД/ФТ, субъектам ФЗ-115 следует принять во внимание методические рекомендации Росфинмониторинга по установлению сведений о бенефициарных владельцах клиентов, изложенные в письме №57 и отразить их в правилах внутреннего контроля.
Если Вы затрудняетесь самостоятельно внести дополнения в текст ПВК наши специалисты готовы оказать правовую помощь в разработке новой редакции правил.
Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель Центра финансового мониторинга компании Ю-Питер Консалтинг, e-mail: info@law115.ru