Обратный звонок
Главная \ Новости \ Кредитная кооперация \ Правила обслуживания получателей финансовых услуг в кредитном кооперативе

Правила обслуживания пайщиков в кредитном кооперативе

В этой статье предлагаю рассмотреть стандарты обслуживания получателей финансовых услуг, касающиеся доступности, технического и материального обеспечения обособленных подразделений кредитных кооперативов в соответствии с требованиями базового стандарта защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих кредитные потребительские кооперативы, утвержденный Банком России 14 декабря 2017 г. (далее – Базовый стандарт).

В обособленных подразделениях кредитный кооператив обязан обеспечить соблюдение минимальных условий обслуживания получателей финансовых услуг, в том числе:

информация, предусмотренная статьей 3 Базового стандарта, подлежащая раскрытию кредитным кооперативом в местах оказания услуг, должна быть доступна всем получателям финансовых услуг в течение всего рабочего времени обособленного подразделения кредитного кооператива. Информация должна располагаться в доступном для получателей финансовых услуг месте и оформляться таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с размещенной информацией;

  • кредитный кооператив обязан обеспечить соответствие обособленного подразделения установленным санитарным и техническим правилам и нормам, а также оборудование обособленного подразделения инвентарём и мебелью, необходимыми для заключения договоров об оказании финансовых услуг с получателями финансовых услуг и приема обращений от получателей финансовых услуг;
  • работники кредитного кооператива, непосредственно взаимодействующие с получателями финансовых услуг, должны обладать доступными для обозрения получателям финансовых услуг средствами визуальной идентификации, содержащими фамилию, имя и должность работника;
  • кредитному кооперативу рекомендуется обеспечить возможность заключения договоров об оказании финансовых услуг с получателями финансовых услуг с ограниченными возможностями с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов, включая допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика, возможность увеличения и звукового воспроизведения текста договора об оказании финансовой услуги и иных документов, подписываемых получателей финансовых услуг, возможность печати документов, содержащих информацию, указанную в статье 3 Базового стандарта, с использованием увеличенного размера шрифта, оказание иной помощи в преодолении барьеров, препятствующих получению лицами с ограниченными возможностями информации о кредитном кооперативе и финансовых услугах наравне с другими лицами.

С 1 января 2019 года Базовый стандарт предъявляет требования к работникам кредитного кооператива, осуществляющим непосредственное взаимодействие с получателями финансовых услуг, а также порядку проверки соответствия данных работников требованиям

Так, работник кредитного кооператива, осуществляющий непосредственное взаимодействие с получателями финансовых услуг, должен владеть информацией, определённой в статье 3 Базового стандарта, а также уметь в доступной форме предоставить получателю финансовой услуги эту информацию, в том числе посредством предоставления возможности получателю финансовой услуги ознакомиться с документами кредитного кооператива, в которых содержится такая информация.

Кредитный кооператив обязан обеспечить работнику, осуществляющему непосредственное взаимодействие с получателями финансовых услуг, возможность получения, изучения и обновления информации, указанной в статье 3 Базового стандарта, посредством предоставления такому работнику доступа к актуальной информации о решениях органов кредитного кооператива, а также к информации, содержащейся во внутренних нормативных документах кредитного кооператива, нормативных актах Российской Федерации в сфере кредитной кооперации, в том числе нормативных актах Банка России, а также предпринимать иные меры, способствующие обеспечению высокого уровня профессионализма работников, осуществляющих непосредственное взаимодействие с получателями финансовых услуг.

Кредитный кооператив с числом работников, превышающем пять, а также кредитный кооператив, имеющий обособленные подразделения, в целях обеспечения непрерывности получения, изучения и обновления информации, указанной в статье 3 Базового стандарта, обязан проводить обучение работников, осуществляющих непосредственное взаимодействие с получателями финансовых услуг.

Обучение проводится при приеме и при переводе (временном переводе) работников на работу для исполнения обязанностей, предусмотренных в главах 3 и 4 Базового стандарта и далее в процессе трудовой деятельности по мере необходимости обновления знаний и информации в соответствии внутренним документом кредитного кооператива, предусматривающим порядок проведения обучения

Обучение проводится в соответствии с внутренним документом кредитного кооператива, разработанным кредитным кооперативом с учетом Базового стандарта и предусматривающим, в том числе:

  • требования к срокам проведения (или периодичность) обучающих мероприятий работников;
  • перечень работников и (или) должностей, проходящих обучение;
  • перечень лиц и (или) должностей, ответственных за проведение обучения;
  • тематика обучения;
  • способ оценки знаний работников по результатам проведенного обучения;
  • способ фиксации результатов проведения обучения работников и проверке соответствия требованиям, установленным Базовым стандартом.

Обучение работников кредитного кооператива, осуществляемое в процессе трудовой деятельности, проводится в следующих случаях:

  • при переводе (временном переводе) работника на другую должность в данном кредитном кооперативе, в случае, когда имеющихся у него знаний недостаточно для исполнения обязанностей, предусмотренных в главах 3 и 4 Базового стандарта;
  • при возложении на работника кредитного кооператива работы, связанной с исполнением обязанностей, предусмотренных положениями глав 3 и 4 Базового стандарта, и не обусловленной заключенным с ним трудовым договором.

Обучение работников, осуществляющих непосредственное взаимодействие с получателями финансовых услуг, может проводиться кредитным кооперативом самостоятельно или с привлечением третьих лиц.

Работники кредитного кооператива, осуществляющие непосредственное взаимодействие с получателями финансовых услуг, допускаются к работе с получателями финансовых услуг только после прохождения обучения, предусмотренного настоящей статьей. Работники, не прошедшие обучение, допускаются к работе с получателями финансовых услуг совместно с работником, прошедшим обучение, и под его контролем.

В качестве методической помощи мы разработали методическое пособие для кредитных кооперативов, которое мы подготовили в соответствии с требованиями Базового стандарта и состоящее из следующих шаблонов документов:

  1. Дополнительное соглашение к трудовому договору с сотрудниками КПК.
  2. Правила фиксации и хранения информации о взаимодействии с пайщиками.
  3. Программа подготовки и обучения сотрудников, осуществляющих непосредственное взаимодействие с пайщиками в области защиты прав пайщиков.
  4. Ежегодный план проведения обучения сотрудников, осуществляющих непосредственное взаимодействие с пайщиками.
  5. Ежегодный план проверки квалификации сотрудников, осуществляющих непосредственное взаимодействие с пайщиками.
  6. Тесты для проверки знаний сотрудников в области защиты прав пайщиков (5 штук).
  7. Аттестационный лист.
  8. Свидетельство о прохождении сотрудников КПК вводного (первичного) инструктажа, целевого (внепланового) инструктажа и повышения квалификации (планового инструктажа).
  9. Приказ об утверждении перечня сотрудников, обязанных проходить обучение в области защиты прав пайщиков.
  10. Положение об обучении персонала.
  11. Положение о подборе персонала.
  12. Карта оценки персонала.
  13. Приказ о назначении ответственного работника (подразделения) по рассмотрению обращений пайщиков.
  14. Журнал регистрации обращений получателей финансовых услуг.
  15. Запрос ответственного сотрудника дополнительных документов и сведений у пайщиков (форма).
  16. Запрос ответственного сотрудника информации и объяснений у работников КПК (форма).
  17. Заявление пайщика о реструктуризации задолженности.
  18. Соглашение о реструктуризации задолженности.
  19. Уведомление о просроченной задолженности.
  20. Информация для размещения на Интернет-сайте КПК и в местах оказания финансовых услуг (минимальный набор информации).
  21. Порядок разъяснения условий договоров и иных документов в отношении финансовой услуги, которую получатель финансовой услуги намерен получить, а также о лице, ответственном за предоставление соответствующих разъяснений.
  22. Способы защиты прав получателя финансовой услуги, включая информацию о наличии возможности и способах досудебного урегулирования спора.
  23. Анкета пайщика.
  24. Оговорка по базовому стандарту в договор с третьими лицами, действующими по поручению, от имени и за счет КПК.
  25. Изменения и дополнения в Положение о порядке предоставления займов членам КПК.
  26. Изменения и дополнения в Положение «О порядке и условиях привлечения денежных средств от юридических и физических лиц».

Подробнее о стоимости методического пособия Вы можете узнать по электронной почте info@law115.ru  или по телефонам 8(843)209-05-31, 8(843)265-52-32

Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель Центра финансового мониторинга компании Ю-Питер Консалтинг.

Комментарии

Комментариев пока нет

Адрес:
420087, Россия, Республика Татарстан, город Казань, улица Даурская, дом 44в, помещение 1009
Пн.-Пт.: с 09:00 до 18:00:
Яндекс.Метрика ;
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить