В статью внесены изменения и дополнения с учетом положений законодательства Российской Федерации по состоянию на 2021 год.
5 июля 2017 года в Вестнике Банка России были опубликованы очередные разъяснения Банка России о применении некредитными финансовыми организациями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ):
- Методические рекомендации по идентификации кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями бенефициарных владельцев клиентов - юридических лиц, утв. Банком России 27.06.2017 №12-МР.
- Методические рекомендации об исполнении кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями требований в отношении выявления и обслуживания иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций и российских публичных должностных лиц, утв. Банком России 27.06.2017 №13-МР.
Рассмотрим первый документ – Методические рекомендации по идентификации кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями бенефициарных владельцев клиентов - юридических лиц, утв. Банком России 27.06.2017 №12-МР.
В преамбуле рассматриваемого документа ЦБ РФ пишет, что в ходе контрольных мероприятий, проводимых территориальными подразделениями Банка России в субъектах России, были выявлены формальные подходы к процедуре выявления и идентификации бенефициарных владельцев клиентов - юридических лиц:
«нередки случаи, когда указанные меры не принимаются, а в качестве бенефициарного владельца клиента - юридического лица признается его единоличный исполнительный орган».
В связи с указанными фактами, Банк России перечисляет в рассматриваемых рекомендациях комплекс мероприятий по выявлению бенефициарных владельцев, которые нужно проводить в ходе анализа имеющихся у НФО документов и (или) информации о клиенте и о физическом лице до признания такого физического лица бенефициарным владельцем клиента. Рассмотрим их подробнее.
Во-первых, использование информации о бенефициарных владельцах клиентов - юридических лиц, получаемую клиентами в результате реализации требований статьи 6.1 Федерального закона №115-ФЗ, наряду со сведениями, которые некредитные финансовые организации получают самостоятельно, обращаясь к доступным им на законных основаниях источникам информации (например, данные ЕГРЮЛ, доступные на официальном сайте ФНС России). То есть, ЦБ РФ предлагает некредитным финансовым организациям при обращении к клиентам с просьбой о предоставлении информации о бенефициарных владельцах ссылаться на статью 6.1 Федерального закона №115-ФЗ. Вместе с тем, пункт 6 статьи 6.1 Закона 115-ФЗ прямо указывает, что юридическое лицо обязано представлять имеющуюся документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах исключительно по запросу уполномоченного органа или налоговых органов. Некредитные финансовые организации к указанным органам не относятся.
Следовательно, можно предположить, что Банк России, по-видимому, имел ввиду, что НФО имеют право в своем запросе к клиенту в вежливой и корректной форме напомнить о статье 6.1 Федерального закона № 115 ФЗ, которая содержит обязанность для всех юридических лиц располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и, соответственно, у клиента – юридического лица не может не быть указанных сведений.
Во-вторых, в случае непредставления клиентом - юридическим лицом сведений о своем бенефициарном владельце не допускать признания бенефициарным владельцем клиента его единоличного исполнительного органа в "автоматическом" порядке, то есть без проведения соответствующих мероприятий и анализа полученных от клиента документов и сведений. При этом Банк России подчеркивает, что на практике не исключены случаи, когда единоличный исполнительный орган может быть обоснованно признан бенефициарным владельцем юридического лица, если будет установлено, что единоличный исполнительный орган соответствует критериям, перечисленным в нормативном определении бенефициарного владельца в ст. 3 Федерального закона №115-ФЗ:
«Бенефициарный владелец - физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом - юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента».
В-третьих, некредитная финансовая организация обязана реализовывать полный комплекс мер, предусмотренный правилами внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, по выявлению и идентификации бенефициарного владельца клиента, в случае, когда у НФО имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем такого клиента является физическое лицо, отличное от физического лица, информация о котором представлена клиентом, либо в случае, когда клиентом не представлена информация о его бенефициарном владельце.
В-четвертых, фиксировать сведения о принятых организацией мерах по идентификации физического лица в качестве бенефициарного владельца клиента и их результатах в анкете (досье) клиента.
В-пятых, фиксировать в анкете (досье) клиента как сведения о бенефициарном владельце, представленные клиентом - юридическим лицом, так и сведения о бенефициарном владельце клиента - юридического лица, установленные организацией.
Второй документ, методические рекомендации об исполнении кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями требований в отношении выявления и обслуживания иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций и российских публичных должностных лиц, утв. Банком России 27.06.2017 №13-МР. Причиной опубликования указанного документа послужила, как отмечает ЦБ РФ, недостаточная эффективность осуществляемых кредитными организациями и поднадзорными Банку России некредитными финансовыми организациями мероприятий по выполнению требований, установленных статьей 7.3 Федерального закона 115-ФЗ, при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов, являющихся иностранными публичными должностными лицами (далее - ИПДЛ), должностными лицами публичных международных организаций (далее - ДЛПМО) и российскими публичными должностными лицами (далее - РПДЛ, при совместном упоминании - ПДЛ).
Видеоролик о публичных должностных лицах: определение ПДЛ и их виды
В целях повышения эффективности мер по выявлению ПДЛ и выполнению требований Федерального закона №115-ФЗ при их приеме на обслуживание и обслуживании Банк России обращает внимание на необходимость реализации комплекса обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер, определенных в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, направленных на выявление среди физических лиц, принимаемых на обслуживание или находящихся на обслуживании, лиц, указанных в статье 7.3 Федерального закона № 115-ФЗ, использования при этом информации, размещаемой органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти иностранных государств на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и отражения информации о предпринятых мерах в анкете (досье) клиента и рекомендует организациям осуществлять следующие мероприятия
1. В отношении определения понятий ИПДЛ и ДЛПМО принимать во внимание информацию, содержащуюся в письме Банка России от 18.01.2008 N 8-Т.
Напомним, что в письме от 18.01.2008 №8-Т «О применении пункта 1.3 статьи 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Банк России сообщает, что определения "публичных должностных лиц" содержатся документах, изданных такими международными организациями, как Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Вольфсбергская группа, Европейский союз.
2. В целях выявления при приеме на обслуживание РПДЛ использовать следующие источники информации:
- в отношении государственных должностей Российской Федерации - Указ Президента Российской Федерации от 11.01.1995 N 32 "О государственных должностях Российской Федерации";
- в отношении должностей членов Совета директоров Банка России - информацию, размещенную на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. В отношении должностей федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должностей в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных в Российской Федерации на основании федеральных законов, включенных в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации - самостоятельно осуществлять мониторинг соответствующего законодательства Российской Федерации.
4. Анализировать информацию, размещаемую органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти иностранных государств на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", использовать информацию российских и иностранных компаний, предлагающих информационные продукты, которые заинтересованные лица, в том числе организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, могут использовать в своей деятельности, в том числе в рамках исполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом N 115-ФЗ, таких, как, например, Dow Jones Risk and Compliance (Factiva), информационное агентство ЗАО "Интерфакс" (система СПАРК, "Центр раскрытия корпоративной информации"), ООО "Интерфакс - Ди энд Би" (система DBAI, GRS, отчеты "Знай своего клиента"), ЗАО "СКРИН", а также иные источники информации, доступные организациям на законных основаниях.
Напомним, что к некредитным финансовым организациям относятся профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые организации, страховые брокеры, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (управляющие компании ПИФами), кредитные потребительские кооперативы (КПК), сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, (СКПК) микрофинансовые организации (МКК, МФК), общества взаимного страхования, негосударственные пенсионные фонды (НПФ), ломбарды.
Специалисты компании Ю-ПИТЕР КОНСАЛТИНГ подготовили новые редакции Правил внутреннего контроля для каждого вида финансовой организации. Подробнее о стоимости и сроках подготовки документации для Вашего вида деятельности можно узнать по электронной почте info@law115.ru или по телефону 8(843) 265-52-32.
Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель компании Ю-ПИТЕР КОНСАЛТИНГ. Телефон +7(952) 045-74-83 (WhatsApp, Telegram, Viber). Почта info@law115.ru
Комментариев пока нет