В мае 2021 года опубликован проект постановления Правительства «О внесении изменений в Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. № 667». Рассматриваемые изменения вступают в силу с 1 сентября 2021 года.
Сравнение требований к правилам внутреннего контроля до и после внесения изменений*
В первую очередь изменяется название программы по отказу. Ее новое название «Программа, регламентирующая порядок действий в случае отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции, а также отказа в приеме клиента на обслуживание».
До 01.09.2021 |
После 01.09.2021 |
Программа, регламентирующая порядок действий в случае отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции. |
Программа, регламентирующая порядок действий в случае отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции, а также отказа в приеме клиента на обслуживание. |
Кроме смены названия программы по отказу изменился ее состав. Так, с 1 сентября 2021 года в программу по отказу включаются следующие подпрограммы:
- основание для отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции, установленное с учетом требований пункта 11 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ;
- порядок принятия решения об отказе от выполнения распоряжения клиента о совершении операции с учетом требований абзаца 2 пункта 11 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ, а также документального фиксирования информации о случаях отказов от выполнения распоряжения клиента о совершении операции;
- порядок действий в случае отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции, включающий информирование клиента о дате и причинах принятого решения, мероприятия, связанные с обжалованием клиентом принятого решения, действия в случае самостоятельного устранения основания принятого решения или на основании решения суда;
- порядок представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации о случаях отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции, а также информации об устранении основания ранее принятого решения или о его отмене судом.
Теперь сравним, как изменилось содержание программы отказа до и после 1 сентября 2021 года.
До 01.09.2021 |
После 01.09.2021 |
Перечень оснований для такого отказа, установленный организацией и индивидуальным предпринимателем с учетом требований пункта 11 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ. Порядок принятия решения об отказе от выполнения распоряжения клиента о совершении операции, а также документального фиксирования информации о случаях отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции.
Порядок дальнейших действий в отношении клиента в случае отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции.
Порядок представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации о случаях отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции. |
Основание для отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции, установленное с учетом требований пункта 11 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ. Порядок принятия решения об отказе от выполнения распоряжения клиента о совершении операции с учетом требований абзаца 2 пункта 11 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ, а также документального фиксирования информации о случаях отказов от выполнения распоряжения клиента о совершении операции. Порядок действий в случае отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции, включающий информирование клиента о дате и причинах принятого решения, мероприятия, связанные с обжалованием клиентом принятого решения, действия в случае самостоятельного устранения основания принятого решения или на основании решения суда. Порядок представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации о случаях отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции, а также информации об устранении основания ранее принятого решения или о его отмене судом. |
Кроме вышеперечисленного Требования к правилам внутреннего контроля, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. № 667 дополняются пунктом 282. Согласно которому «В программу по отказу включаются основания и порядок действий при отказе в приеме клиента на обслуживание с учетом требований пункта 22 статьи 7 Федерального закона».
После проведенного сравнительного анализа рассмотрим причины внесения изменений в требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. №667.
Причины внесения изменений в требования к правилам внутреннего контроля
Изменения подготовлены в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2020 № 536-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Вышеуказанным федеральным законом внесены изменения в Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в частности статья 7 Федерального закона № 115-ФЗ дополнена пунктом 2.2, которым на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность отказать клиенту в приеме на обслуживание в случае непроведения идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, неустановления информации, указанной в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.
Также, измененная редакция пунктов 11 и 13 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ предусматривает нормы о лицах, которые вправе принимать решение об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, и об информировании Федеральной службы по финансовому мониторингу об отмене судом ранее принятого решения об отказе от проведения операции.
Рассматриваемыми изменениями требования к правилам внутреннего контроля приводятся в соответствие с измененной редакцией Федерального закона № 115-ФЗ.
Кроме того, проект постановления раскрывая элементы программы, регламентирующей порядок действий в случае отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции, уточняет содержание требований учитывая редакцию статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ в части возможного «обжалования» клиентом принятого решения об отказе от проведения операции и устранения оснований принятого названного решения.
Срок вступления в силу предлагаемых изменений обусловлен сроком вступления в силу соответствующего положения Федерального закона от 30.12.2020 № 536-ФЗ.
Сроки внесения изменений в правила внутреннего контроля
После вступления в силу сентябрьских изменений в требования к правилам внутреннего контроля, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. № 667 предприниматели, перечисленные в статье 5 Федерального закона №115-ФЗ обязаны утвердить новую редакцию правил внутреннего контроля до 30 сентября 2021 года, т.е. в течение месяца.
Образец приказа об утверждении новой редакции правил внутреннего контроля в связи с вступлением в силу постановления Правительства «О внесении изменений в Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. № 667»:
* Рассматриваемые в этой статье изменения в требованиях к правилам внутреннего контроля распространяются на следующих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, перечисленных в статье 5 Федерального закона №115-ФЗ:
- Организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
- Организаторы азартных игр.
- Организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
- Операторы по приему платежей;
- Коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
- Операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи.
- Операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных
- Операторы лотерей в части осуществления деятельности по выплате, передаче или предоставлению выигрыша по договору об участии в лотерее;
- Индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
- Индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель компании Ю-ПИТЕР КОНСАЛТИНГ. Телефон +7(952) 045-74-83 WhatsApp, Telegram, Viber. Почта info@law115.ru
Комментариев пока нет