Обратный звонок
Главная \ Новости \ ПОД/ФТ/ФРОМУ \ Обзор январских изменений в законодательстве о ПОД/ФТ, вступивших в силу 01.01.2021 года (Часть 2)

Обзор январских изменений в законодательстве о ПОД/ФТ, вступивших в силу 01.01.2021 года

Обзор изменений в Федеральном законе от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», вступивших в силу 01.01.2021 г.

1. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе обновлять информацию о клиенте - физическом лице, а также о физическом лице, являющемся представителем клиента, выгодоприобретателем или бенефициарным владельцем, с использованием единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) с их согласия (абз. 5 п. 5.4 ст. 7 ФЗ-115). В прошлой редакции указанное право принадлежало исключительно банкам и операторам финансовых платформ.

2. С 1 января 2021 года согласно п. 5.8 ст. 7 ФЗ-115 некредитные финансовые организации, при приеме на обслуживание клиентов для совершения операций (сделок) вправе идентифицировать клиента - физическое лицо, представителя клиента - юридического лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица и являющегося физическим лицом, без личного присутствия путем установления и подтверждения достоверности сведений о них, определенных Федеральным законом №115-ФЗ, с использованием единой системы идентификации и аутентификации и единой биометрической системы в порядке, установленном статьей 14.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», при соблюдении следующих условий:

  1. клиент - физическое лицо, клиент - юридическое лицо, представитель клиента - юридического лица, имеющий право без доверенности действовать от имени юридического лица, бенефициарный владелец такого клиента не являются лицами, включенными в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
  2. клиент - физическое лицо, клиент - юридическое лицо, представитель клиента - юридического лица, имеющий право без доверенности действовать от имени юридического лица, бенефициарный владелец такого клиента не являются лицами, включенными в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения;
  3. клиент - физическое лицо, клиент - юридическое лицо, представитель клиента - юридического лица, имеющий право без доверенности действовать от имени юридического лица, бенефициарный владелец такого клиента не являются лицами, в отношении которых межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества;
  4. клиент - физическое лицо, клиент - юридическое лицо не являются лицами, в отношении которых в соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона №115-ФЗ вступившим в законную силу решением суда приостановлены операции с денежными средствами или иным имуществом;
  5. у некредитной финансовой организации, в отношении клиента - физического лица, клиента - юридического лица или операции этого клиента отсутствуют подозрения в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
  6. у некредитной финансовой организации отсутствуют основания полагать, что бенефициарным владельцем клиента - физического лица является иное физическое лицо;
  7. в отношении клиента - юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц отсутствует запись о недостоверности сведений о юридическом лице;
  8. клиент - физическое лицо, клиент - юридическое лицо не являются лицами, в отношении которых имеется информация о применении к ним мер, предусмотренных пунктами 5.2 и (или) 11 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ.

3. Банк России по согласованию с Федеральной службой по финансовому мониторингу вправе установить в отношении некредитной финансовой организации, ограничения по операциям и сделкам, совершаемым такой организацией с клиентами, в отношении которых проведена идентификация в порядке, предусмотренном п. 5.8 ст. 7 ФЗ-115. ЦБ РФ вправе устанавливать дифференцированные ограничения в зависимости от видов организаций, в том числе от видов их лицензий. Информация об установленных ограничениях публикуется на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации в сети Интернет.

В случае, если клиентом - физическим лицом, идентифицированным в порядке, предусмотренном п. 5.8 ст. 7 ФЗ-115, в некредитной финансовой организации , впоследствии совершена операция с денежными средствами или иным имуществом при его личном присутствии, операции и сделки, совершенные этим клиентом в указанной организации, не учитываются для ограничений, применяемых ЦБ РФ.

Операции и сделки, совершенные клиентом - юридическим лицом в некредитной финансовой организации, не учитываются для ограничений, если представитель клиента - юридического лица, имеющий право без доверенности действовать от имени юридического лица и идентифицированный в порядке, предусмотренном п. 5.8 ст. 7 ФЗ-115, совершил операцию с денежными средствами или иным имуществом при личном присутствии в этой некредитной финансовой организации (п. 5.10 ст. 7 ФЗ-115).

4. Росфинмониторингу и ЦБ РФ в рамках возложенных на них законодательством Российской Федерации полномочий оператором единой системы идентификации и аутентификации обеспечивается предоставление содержащейся в единой системе идентификации и аутентификации информации о физических лицах, идентифицированных в порядке, предусмотренном п. 5.8 ст. 7 ФЗ-115, а также информации о некредитных финансовых организациях, которым она была предоставлена (абз. 6 ст. 9 ФЗ-115).

5. Для целей Федерального закона №115-ФЗ цифровая валюта признается имуществом (ст. 3 ФЗ-115).

Цифровыми финансовыми активами признаются цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 31 июля 2020 г. №259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

6. К организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом с 1 января 2021 года относятся операторы информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и операторы обмена цифровых финансовых активов (ст. 5 ФЗ-115).

7. К операциям подлежащим обязательному контролю относится операция с цифровыми финансовыми активами, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей (пп. 5 п. 1 ст. 7).

8. Операторы информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и операторы обмена цифровых финансовых активов обязаны применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган (пп. 6,7 п. 1 ст. 7 и п. 5, 6 ст. 7.5 ФЗ-115).

9. Операторы информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и операторы обмена цифровых финансовых активов получили право на основании договора поручать кредитной организации проведение идентификации или упрощенной идентификации клиента - физического лица, а также идентификации представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца (п. 1.5-1 ст. 7, п. 1.7-1.10 ст. 7 ФЗ-115)

10. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, вправе поручать на основании договора оператору иной информационной системы (при условии, если он относится к лицам, имеющим право осуществлять депозитарную деятельность или деятельность организатора торговли), в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, а также оператору обмена цифровых финансовых активов проведение идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца при осуществлении деятельности, предусмотренной Федеральным законом «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в случае, если данные операторы относятся к кредитным организациям и (или) профессиональным участникам рынка ценных бумаг.

Оператор обмена цифровых финансовых активов вправе поручать на основании договора оператору информационной системы (при условии, если он относится к лицам, имеющим право осуществлять депозитарную деятельность или деятельность организатора торговли), в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, а также иному оператору обмена цифровых финансовых активов проведение идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца при осуществлении деятельности, предусмотренной Федеральным законом «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в случае, если данные операторы относятся к кредитным организациям и (или) профессиональным участникам рынка ценных бумаг (п. 1.5-2 ст. 7 ФЗ-115).

11. Операторы информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, операторы обмена цифровых финансовых активов вправе не проводить идентификацию выгодоприобретателя, если клиент является:

  • кредитной организацией;
  • профессиональным участником рынка ценных бумаг;
  • оператором финансовой платформы;
  • управляющей компанией инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда.

document_y1-lin Вам также может быть интересно:

Обзор январских изменений в законодательстве о ПОД/ФТ, вступивших в силу 10.01.2021 года (Часть 3)

Это правило не применяется в случае, если у оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, оператора обмена цифровых финансовых активов в отношении клиента, указанного в настоящем пункте, или в отношении операции с денежными средствами или иным имуществом этого клиента возникают подозрения в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма (п. 1.14 ст. 7 ФЗ-115).

Whatsapp    Viber

Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель компании Ю-ПИТЕР КОНСАЛТИНГ.  Телефон  +7(952) 045-74-83 (WhatsApp, Telegram, Viber). Почта info@law115.ru

Теги ФРОМУ ПОДФТ
Комментарии

Комментариев пока нет

Адрес:
420087, Россия, Республика Татарстан, город Казань, улица Даурская, дом 44в, помещение 1009
Пн.-Пт.: с 09:00 до 18:00:
Яндекс.Метрика ;
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить