В этой статье предлагаю рассмотреть резонансный (на мой взгляд) ответ Федеральной налоговой службы на вопрос о применении контрольно-кассовой техники (далее ККТ) ломбардами при выдаче займов под залог движимого имущества, изложенный в письме ФНС от 19 февраля 2019 г. №ЕД-4-20/2826. Но в начале (так как статью пишет юрист по духу и по призванию) процитируем положения отдельных нормативных документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон №54-ФЗ)ККТ, включенная в реестр ККТ, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом 54-ФЗ. Под расчетами, согласно абзацу 21 статьи 1.1 Федерального закона №54-ФЗ в том числе понимается предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.07.2007 №196-ФЗ "О ломбардах" данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей.
Учитывая вышеуказанные взаимосвязанные положения законодательства Российской Федерации ФНС в своем письме от 19 февраля 2019 г. №ЕД-4-20/2826 приходит к выводу, что при предоставлении (погашении) ломбардом займов, обеспеченных залогом, такой ломбард обязан применять ККТ. При этом целевая (нецелевая) природа таких займов не имеет значения для возникновения обязанности применения ККТ.
Далее ФНС напоминает, ломбарды при оказании услуг населению вправе не применять ККТ до 01.07.2019 при условии выдачи БСО - залогового билета. С 01.07.2019 ввиду завершения переходного периода, предусмотренного Федеральным законом №290-ФЗ, под бланком строгой отчетности будет пониматься первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники. Таким образом, с указанного периода ломбард при осуществлении своей деятельности обязан оформлять залоговый билет на ККТ в виде БСО. В соответствии с пунктом 7 статьи 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ кассовый чек и БСО могут содержать реквизиты с учетом особенностей сферы деятельности, в которой осуществляются расчеты. Для указанной цели форматами фискальных документов, утвержденных приказом ФНС России от 21.03.2017 N ММВ-7-20/229@, предусмотрены дополнительный реквизит чека (БСО) (тег 1192) и дополнительный реквизит предмета расчета (тег 1191). Кроме этого, кассовый чек (БСО) может содержать любое количество дополнительной информации, не подтвержденной фискальным признаком.
Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель Центра финансового мониторинга компании Ю-Питер Консалтинг, e-mail: info@law115.ru
Комментариев пока нет