Бесплатная консультация:
Главная \ Новости \ ПОД/ФТ/ФРОМУ \ Порядок прекращения действия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента

Порядок прекращения действия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента

Ошибки в правилах внутреннего контроля по ПОД/ФТ некредитной финансовой организации: порядок прекращения действия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента

Данная статья представляет собой начало цикла статей от специалистов компании Ю-Питер Консалтинг об основных ошибках, которые допускают НФО при разработке своих Правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ.

Одна из распространённых ошибок, допускаемых НФО при разработке Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПВК по ПОД/ФТ) заключается в том, что ПВК по ПОД/ФТ НФО не содержат порядка прекращения действия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента при наличии у НФО информации об исключении сведений о таком клиенте из Перечня организаций и физических лиц либо о прекращении действия вынесенного ранее в отношении такого клиента решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества клиента.

Однако, в соответствии с пунктом 6.3 Положения о требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утв. Банком России 15.12.2014 №445-П (далее - Положение №445) НФО  обязан определить в ПВК по ПОД/ФТ порядок прекращения действия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента при наличии у НФО информации об исключении сведений о таком клиенте из Перечня организаций и физических лиц либо о прекращении действия вынесенного ранее в отношении такого клиента решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества клиента.

Вместе с тем момент прекращения  мер по замораживанию (блокированию) Федеральным законом №115-ФЗ не установлен, также отсутствуют официальные разъяснения Банка России по данному вопросу. Следовательно, представляется, что это является пробелом в законодательстве о ПОД/ФТ и НФО, при отсутствии официальных разъяснений Банка России (их непосредственного надзорного органа), не могут самостоятельно устанавливать указанный момент прекращения мер, и не имеют на это право, иначе это противоречило бы общим положениям законодательства о ПОД/ФТ. так как, если каждый НФО будет самостоятельно устанавливать момент прекращения мер по замораживанию (блокированию), то это приведет к нарушению прав граждан, в отношении которых указанные меры принимались ранее.

Аналогичная ситуация в части, касающейся размораживания (разблокирования) денежных средств и иного имущества организаций или физических лиц, в отношении которых решение о замораживании (блокировании) было принято межведомственным координационным органом. Так, ни Федеральным законом №115-ФЗ, ни Указом Президента РФ от 18.11.2015 №562 «О Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма» не установлен момент прекращения указанных мер.

Единственным документом, в котором можно получить ответ о моменте прекращения мер замораживания (блокирования) является информационное сообщение Росфинмониторинга "Типовые вопросы применения отдельных норм Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", которое было опубликовано на официальном сайте Росфинмониторинга 19 февраля 2014 года.

В указанном сообщении Росфинмониторинг разъясняет, что момент прекращения мер по замораживанию Федеральным законом №115-ФЗ не установлен, но в части срока считает необходимым исходить от обратного применительно к обязанности принятия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества. Таким образом, применение мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества должно прекращаться незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу информации об исключении организации или физического лица из перечня.

Чтобы избежать этих и других ошибок при составлении ПВК по ПОД/ФТ обращайтесь к нашим специалистам, которые разработают для Вас Правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ.

пвк 2017

Чтобы заказать новую редакцию Правил внутреннего контроля с учетом последних изменений в законодательстве о ПОД/ФТ Вам нужно оставить заявку.

Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель Центра финансового мониторинга компании Ю-Питер Консалтинг.

Комментарии
Наталья
Добрый день! Подскажите пожалуйста как проверять наличие среди своих клиентов в отношении которых применены или должны применяться меры по замораживанию денежных средств?
Ю-Питер Консалтинг
Добрый день, Наталья!
Федеральная служба по финансовому мониторингу в своем информационном письме от 13.05.2016 г. №52 подробно объясняет порядок предоставления сведений о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
Так, например, Росфинмониторинг поясняет в отношении кого должна проводиться проверка в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальные предприниматели обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон N 115-ФЗ определяет клиента как физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом.
При этом проверке подлежат клиенты, с которыми заключались как разовые сделки, так и устанавливались деловые отношения, предполагающие осуществление более чем одной операции (сделки).
Яндекс.Метрика ;