Бесплатная консультация:
Главная \ Новости \ ПОД/ФТ/ФРОМУ \ О правилах внутреннего контроля в редакции июль-август 2018 года

Правила внутреннего контроля по Федеральному закону от 23.04.2018 №90-ФЗ

Начнем данную статью с напоминания о том, что 23 июля 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 23 апреля 2018 года №90-ФЗ, который внес серьезные изменения и дополнения во всем известный Федеральный закон от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон №115-ФЗ).

По масштабности указанные изменения можно сравнить с изменениями, которые произошли в июне 2013 года (почти пять лет назад). Тогда, а именно 30 июня 2013 года, Федеральным законом от 28 июня 2013 г. №134-ФЗ были внесены изменения Федеральный закон №115-ФЗ. В частности был введен термин «бенефициарный владелец», добавлены новые субъекты в статью 5 Федерального закона №115-ФЗ, введена новая квартальная отчетность в Федеральную службу финансового мониторинга (далее – Росфинмониторинг), введена новая процедура «замораживание (блокирование) денежных средств и иного имущества клиента» и другие изменения, о которых Вы наверняка уже много читали в средствах массовой информации.

В чем же заключаются июльские изменения? В первую очередь изменилась аббревиатура ПОД/ФТ, которая вошла в повседневный оборот субъектов Федерального закона №115-ФЗ, на ПОД/ФТ/ФРОМУ, которая расшифровывается как противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Также изменились определения термина «замораживание (блокирование)»:

  • замораживание (блокирование) безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг - адресованный владельцу, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, другим физическим и юридическим лицам запрет осуществлять операции с денежными средствами или ценными бумагами, принадлежащими организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, или в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень;
  • замораживание (блокирование) имущества - адресованный собственнику или владельцу имущества, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, другим физическим и юридическим лицам запрет осуществлять операции с имуществом, принадлежащим организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, или в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения,либо организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень.

Кроме изменений в терминологическом аппарате был веден новый перечень или так называемый санкционный список - перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения. Теперь субъекты Федерального закона №115-ФЗ обязаны вести идентификацию своих клиентов по трем перечнем:

  • перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
  • перечень лиц, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (решения Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу);
  • перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения.

РисПер

В связи с появлением нового перечня Федеральный закон №115-ФЗ «обзавелся» новой статьей 7.5, которая раскрывает меры противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Согласно указанной статье организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом обязаны исполнять следующие дополнительные обязанности:

1. Применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физического лица в новый перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, проинформировав незамедлительно о принятых мерах Росфинмтниторинг.

2. Не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, и информировать о результатах такой проверки Росфинмониторинг.

3. Приостанавливать операцию с денежными средствами или иным имуществом, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на пять рабочих дней со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, в случае, если хотя бы одна из сторон является юридическим лицом, прямо или косвенно находящимся в собственности или под контролем организации или физического лица, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо физическим или юридическим лицом, действующими от имени или по указанию таких организации или физического лица.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, незамедлительно представляют информацию о приостановленных операциях в уполномоченный орган.

При неполучении в течение срока, на который была приостановлена операция, постановления уполномоченного органа о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок организации, указанные в абзаце первом настоящего пункта, осуществляют операцию с денежными средствами или иным имуществом по распоряжению клиента, если в соответствии с законодательством Российской Федерации не принято иное решение, ограничивающее осуществление такой операции.

Таким образом, основные изменения и дополнения в правилах внутреннего контроля связаны с тем, что в ближайшее время нужно будет начать работу с Перечнем лиц причастных к распространению оружию массового уничтожения, который по-видимому будет размещаться в личном кабинете на портале Росфинмониторинга.

Наши специалисты подготовили новую редакцию правил внутреннего контроля на основании Федерального закона от 23 апреля 2018 г. №90-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения". В новой редакции Вы сразу можете заметить по тексту правил внутреннего контроля, что объем наших правил внутреннего контроля увеличился до 140 страниц. Это в частности объясняется тем, что в правила внутреннего контроля были добавлены новые положения по работе с лицами из перечня организаций и физических лиц, причастных к распространению оружию массового уничтожения при приостановлении операций и замораживании (блокировании) денежных средств.

Также потребовалось внести дополнения в первичные документы, которые применяются при реализации таких процедур, как идентификация клиента, приостановление операции клиента, замораживание (блокирование) денежных средств и иного имущества клиента, отказ в выполнении распоряжение клиента о совершении операции. В частности, в анкетах  мы добавили дополнительную строку: «Сведения о результатах проверки наличия (отсутствия) в отношении клиента информации о его причастности к распространению оружия массового уничтожения: дата проверки, дата проверки, результаты проверки, при наличии информации о причастности клиента к распространению оружия массового уничтожения указываются также номер и дата перечня».

Таким образом, проверку клиентов, как мы уже отметили в начале статьи нужно будет проводить по трем перечням:

1. Перечень лиц причастных к экстремистской и террористической деятельности.

2. Перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (решения Межведомственной комиссии)

3. Перечень лиц причастных к распространению оружию массового уничтожения (на дату публикации настоящей статьи еще не появился в личных кабинетах Росфинмониторинга).

Напомним, что новую редакцию правил внутреннего контроля нужно было утвердить до 23 августа 2018 года. Заказать новую редакцию правил внутреннего контроля можно по электронной почте info@law115.ru

Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель Центра финансового мониторинга компании Ю-Питер Консалтинг.

Комментарии

Комментариев пока нет

Яндекс.Метрика ;