Обратный звонок
Главная \ Новости \ ПОД/ФТ/ФРОМУ \ К вопросу о порядке реабилитации клиента

О документальном оформлении процедуры отказа клиенту в совершении операции

Статья обновлена по состоянию на 14.04.2020 года.

19 сентября 2018 года в Вестнике Банка России было опубликовано письмо Банка России от 12 сентября 2018 г. №ИН-014-12/61 «Информационное письмо по вопросам применения Федерального закона от 07.08.2001 г. №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части функционирования механизма реабилитации клиентов".

В указанном письме Банк России разъясняет порядок применения Федерального закона от 29 декабря 2017 г. №470-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который вступил в силу 30 марта 2018 года и ввел новый порядок отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, в том числе порядок рассмотрения документов, представленных клиентом, в отношении которого было вынесено решение об отказе. Рассмотрим более подробнее на какие вопросы отвечает Банк России в своем письме применительно к некредитным финансовым организациям.

1. О периоде времени, на который распространяется механизм реабилитации в случае отказа от проведения операции.

Нормы Федерального закона от 07 августа 2001 года №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон №115-ФЗ), регламентирующие функционирование механизма реабилитации клиентов, вступили в силу 30 марта 2018 год.

При этом Федеральный закон №115-ФЗ не устанавливает временных ограничений по обжалованию клиентами принятых в отношении них решений об отказе от проведения операции. Таким образом, клиенты, в отношении которых некредитными финансовыми организациями  были реализованы предусмотренные Федеральным законом №115-ФЗ полномочия по отказу от совершения операции, вправе осуществить действия, предусмотренные пунктами 13.4 и 13.5 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ, в отношении решения об отказе, принятого финансовой организацией начиная с 30 июня 2013 года (с даты вступления в силу Федерального закона от 28.06.2013 г. №134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям").

2. О порядке информирования финансовыми организациями своих клиентов о причинах отказа.

Абзацем четвертым статьи 4 Федерального закона №115-ФЗ установлен запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Однако рассматриваемая статья Федерального закона №115-ФЗ содержит также и перечень случаев, допускающих раскрытие клиенту информации о таких мерах. К числу таких случаев относится информирование о причинах отказа.

В соответствии с изменениями, внесенными в нормативные акты Банка России, устанавливающие требования к правилам внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ финансовых организаций, финансовая организация в случае обращения к ней клиента за соответствующими разъяснениями информирует его о причинах отказа в установленном такой организацией порядке.

contract_v5-lin У нас на сайте Вы можете приобрести в один клик бланк заявления об обжаловании решения (об отказе от проведения операции/об отказе от заключения договора банковского счета (вклада)) в межведомственную комиссию Банка России.

  • Форма заявления от юридического лица об обжаловании решения (об отказе от проведения операции/об отказе от заключения договора банковского счета (вклада)).
  • Форма заявления от индивидуального предпринимателя или физического лица, занимающегося в установленном законодательством РФ порядке частной практикой об обжаловании решения (об отказе от проведения операции/об отказе от заключения договора банковского счета (вклада)).
  • Форма заявления от физического лица об обжаловании решения (об отказе от проведения операции/об отказе от заключения договора банковского счета (вклада)).

3. Об объеме информирования финансовыми организациями своих клиентов о причинах отказа.

В целях соблюдения прав клиента, предоставленных ему пунктом 13.4 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ, при обращении клиента в финансовую организацию за разъяснением причин отказа финансовая организация с учетом положений статьи 4 Федерального закона №115-ФЗ предоставляет клиенту соответствующую информацию в объеме, достаточном для обеспечения такому клиенту возможности ее использования при реализации механизма реабилитации клиентов.

Следует отметить, что анализ ответов ЦБ на второй и третий вопросы указывает на то, что некредитная финансовая организация обязана составить и утвердить формы первичных документов для оформления процедуры отказа клиенту, в первую очередь форму уведомления клиента об отказе от проведения операции.

4. О порядке исполнения финансовой организацией решения межведомственной комиссии, созданной при Центральном банке Российской Федерации, об отсутствии оснований, в соответствии с которыми финансовой организацией ранее было принято решение об отказе.

Решение межведомственной комиссии об отсутствии оснований, в соответствии с которыми финансовой организацией ранее было принято решение об отказе от проведения операции, распространяется именно на ту операцию, в проведении которой ранее был получен отказ организации.

Таким образом, в случае обращения клиента с повторным распоряжением о проведении операции, по которой межведомственной комиссией было принято решение об отсутствии оснований для отказа от ее проведения, финансовая организация не вправе отказать клиенту в проведении операции.

С текстом информационного письма о по вопросам применения Федерального закона от 07.08.2001 г. №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части функционирования механизма реабилитации клиентов некредитной финансовой организации следует ознакомить своих сотрудников под роспись.

Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель Центра финансового мониторинга компании Ю-Питер Консалтинг.

Теги блокировка счета ПОДФТ блокировка карты Реабилитация клиента
Комментарии

Комментариев пока нет

Адрес:
420087, Россия, Республика Татарстан, город Казань, улица Даурская, дом 44в, помещение 1009
Пн.-Пт.: с 09:00 до 18:00:
Яндекс.Метрика ;
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить