Одной из разновидностью контролируемых сделок являются сделки, приравненные с сделкам между взаимозависимыми лицами. Предлагаем Вам вместе с нашими специалистами подробно рассмотреть данный вид сделки.
К сделкам, приравненным к сделкам между взаимозависимыми лицами относятся следующие сделки:
Во-первых, совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми (пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Условия при которых совокупность сделок приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами, не принимая во внимание наличие третьих лиц:
- организации–«посредники» не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;
- не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом.
Следует отметить, что формулировка пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ не позволяет однозначно установить, должны ли выполняться одновременно оба критерия либо достаточно одного, чтобы сделки с третьими лицами, при посредничестве которых они совершаются, приравнивались к контролируемым. Представляется, что установление налоговым органом только одного из перечисленных двух критериев все-таки недостаточно и необходимо установить наличие обоих.
Пример.
Компания 1 и Компания 5 являются взаимозависимыми лицами. Компания 2, 3, и 4 не является взаимозависимым лицом с Компанией 1 и Компанией 5.
Компания «1» производит бытовую технику и реализует ее в том числе зависимому лицу Компании «5» через независимых посредников «2», «3» и «4».
Компания «2» перепродает технику потребителям и организует рекламные акции, проводит иные маркетинговые мероприятия, направленные на увеличение объемов продаж продукции компании «1», а также принимает на себя риски по ремонту техники.
Компания «3» имеет в собственности склады, на которых хранится бытовая техника.
С компанией «4» заключен агентский договор, согласно которому компания «1» передает компании «4» товары на реализацию, но покупатель компания «5» – взаимозависимые с «1» забирают технику непосредственно со складов «1». Компания «1» самостоятельно организует рекламные акции и отвечает за ремонт своей бытовой техники, то есть «4» не выполняет в сделке никаких дополнительных функций, кроме продажи, не принимает на себя никаких рисков и фактически не использует никаких активов для организации реализации.
Таким образом, сделки Компании «1» по продаже техники взаимозависимым лицам, совершенные с привлечением независимого посредника «4», должны признаваться контролируемыми, а сделки с «2» и «3» – неконтролируемыми.
Следует отметить, что в тексте пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ содержатся такие формулировки как «...с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми…» и «…принимая во внимание наличие третьих лиц…». Следовательно, исходя из текста данной нормы количество третьих лиц, не признаваемых взаимозависимыми, Налоговым кодексом РФ не ограничивается.
На схеме Компания 1 и Компания 5 являются взаимозависимыми лицами, между которыми существует цепочка посредников, которые не являются взаимозависимыми лицами с Компанией 1 и Компанией 5.
Пример.
Для сделок между взаимозависимыми лицами по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми НК РФ не установлена сумма дохода, при превышении которой данные сделки становятся контролируемыми. В частности, об этом информирует налогоплательщиков Минфин России в письмах от 25.03.2013 №03-01-18/9309, от 09.04.2012 №03-01-18/3-46, от 29.06.2012 №03-01-18/5-83, от 29.08.2012 №03-01-18/6-115, от 14.11.2012 №03-01-18/9-169.
Между тем, в соответствии с п. 7 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 №227-ФЗ положения статей 105.15 – 105.17 (документация, уведомление, проверка) НК РФ до 1 января 2014 года применяются в случаях, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает соответственно: в 2012 году – 100 млн. рублей и в 2013 году – 80 млн. рублей. Таким образом, с 1 января 2014 года налогоплательщики обязаны будут сообщать обо всех сделках, в которых задействованы промежуточные участники без ограничений по сумме дохода.
Однако, это не единственно возможный вариант трактовки положений пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ. Поскольку в пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ указано, что сделки между взаимозависимыми лицами, совершенные через цепочку посредников, приравниваются к сделкам между взаимозависимыми лицами, то на них также должны распространяться положения НК РФ, касающиеся сделок между взаимозависимыми лицами, и в частности, условие о величине доходов. Представляется, что это будет правомерно при условии, что все стороны и выгодоприобретатели такой цепочки сделок зарегистрированы в России, проживают в России или являются налоговыми резидентами РФ.
Однако, критерии, касающиеся величины дохода, установлены для сделок между взаимозависимыми лицами, а сделки с участием посредников таковыми не являются, а лишь приравнены к ним. Поэтому налоговые органы вероятнее всего не будут придерживаться указанной трактовки пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ
Во-вторых, сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (пп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Внешняя торговля товарами – импорт и (или) экспорт товаров (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»). К товарам мировой биржевой торговли относятся: нефть и товары, выработанные из нефти; черные металлы; цветные металлы; минеральные удобрения; драгоценные металлы и драгоценные камни.
Коды указанных товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней торговли (Минпромторг России). Так, перечень кодов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, сделки в отношении которых признаются контролируемыми в соответствии со ст. 105.14 НК РФ, утвержден Приказом Минпромторга России от 30.10.2012 №1598.
Группа товаров |
Коды ТН ВЭД |
Нефть и товары, вырабатываемые из нефти |
2709 00 900 1, 2709 00 900 2, |
Цветные металлы |
7403 11 000 0, 7502 10 000 0, |
Драгоценные металлы |
7106 91 000 1, 7108 12 000 1, |
Иные внешнеторговые сделки, связанные с торговлей иными видами товаров (работ, услуг), не являются контролируемыми. Так, об этом сообщает Минфин в письмах от 09.07.2013 №03-01-18/26633, от 09.07.2013 №03-01-18/26631, от 09.07.2013 №03-01-18/26632, от 29.05.2013 №03-01-18/19585).
Следует отметить, что внешнеторговые сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми независимо от величины суммы доходов, полученных по этим сделкам, в соответствующем календарном году и независимо от того, какие товары являются их предметом (п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Аналогичного мнения придерживается Минфин России в письме от 24.04.2012 №03-01-18/3-57.
Между тем, в соответствии с п. 7 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 №227-ФЗ сообщать об указанных сделках в 2012 году следует, если сумма доходов по сделкам превышает 100 млн. руб., в 2013 году – 80 млн. руб.
В-третьих, сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резиденства которого являются государство или территория, включенные в перечень оффшоров (пп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), утв. Приказом Минфина России от 13.11.2007 №108н. Следует отметить, что с 1 января 2013 г. Республика Кипр исключена из Перечня офшорных зон. Об этом в частности сообщает Минфин в письме от 28.12.2012 №03-08-05/1. Условием исключения Кипра из Перечня, является ратификация Протокола от 07.10.2010 о внесении изменений в российско-кипрское Соглашение об избежании двойного налогообложения от 05.12.1998.Данный Протокол вступил в силу 02.04.2012 и применяется с 01.01.2013, т.е. с той же даты, когда вступил в силу Приказ Минфина России от 21.08.2012 №115н об исключении Кипра из Перечня.
Сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резиденства которого являются государство или территория, включенные в перечень офшоров, признаются контролируемыми в соответствии с п. 7 ст. 105.14 НК РФ, если сумма доходов по сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 млн. руб.
Минфин обращает внимание налогоплательщиков, что сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми, одно из которых образовано в соответствии с законодательством иностранного государства (территории), включенного в Перечень офшорных зон, но действует через постоянное представительство в Российской Федерации, приравниваются к сделкам между взаимозависимыми лицами. Об этом Минфин сообщает в письмах от 17.01.2013 №03-01-18/1-4, №03-01-18/1-8, от 29.12.2012 303-01-18/10-202.
Между тем, если сделка совершена между взаимозависимыми лицами, одно из которых образовано в соответствии с законодательством иностранного государства (территории), включенного в Перечень офшорных зон, сделка признается контролируемой вне зависимости от величины суммы доходов, полученных по этим сделкам, в соответствующем календарном году. Аналогичного мнения придерживаются контролирующие органы. Так, в частности Минфин пишет об этом в письмах от 01.07.2013 №03-01-18/25064, 17.01.2013 №03-01-18/1-8, 13.11.2012 №03-01-18/9-168.
Пример 1.
Российская организация А реализует находящееся на территории России недвижимое имущество организации Б – налоговому резиденту Княжества Лихтенштейн. Организации А и Б невзаимозависимые лица. Княжество Лихтенштейн включено в Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) (п. 19 Перечня). Следовательно, данная сделка является разновидностью сделки приравненной к сделкам между взаимозависимыми лицами (пп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Сделки, предусмотренные пп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ, признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 млн. руб. (п. 7 ст. 105.14 НК РФ)
Пример 2.
Российская организация А реализует находящееся на территории России недвижимое имущество организации Б – налоговому резиденту Княжества Лихтенштейн, которая прямо участвует в данной российской организации (доля участия составляет более 25 процентов). Организации А и Б – взаимозависимые лица в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 105.1 НК РФ. Сделка между взаимозависимыми лицами, в которых одна из сторон является резидентом оффшоров признаются контролируемыми независимо от величины полученных доходов.
Если у Вас возникли дополнительные вопросы Вы можете обратится за консультацией к нашим специалистам по телефону 8(843)209-05-31 8(843)265-52-32 или на электронную почту info@law115.ru
Комментариев пока нет