На официальном сайте Российской государственной пробирной палаты опубликована памятка с разъяснениями требований действующего законодательства в области противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения (далее – «ПОД/ФТ/ФРОМУ»), а также рекомендациями Росфинмониторинга РФ для магазинов ювелирных изделий.
В своей памятке Пробирная палата сообщает, что организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, необходимо в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы их осуществления. При этом, все это необходимо применять постоянно. Данная деятельность включает следующие этапы:
#Оценка и присвоение клиенту степени (уровня) риска
#Составление и направление внутренних сообщений
#Принятие решения о приеме на обслуживание
#Применение мер по замораживанию (блокированию)
#Приостановление операций (сделок)
#Отказ от выполнения распоряжения клиента о совершении операции
#Замораживание (блокирование) денежных средств и иного имущества клиента
#Информирование Росфинмониторинга РФ
Идентификация клиента, включает:
- установление до приема на обслуживание сведений в отношении клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя, определенных ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон);
- принятие обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по идентификации бенефициарных владельцев, в том числе мер по установлению в отношении указанных владельцев сведений, предусмотренных пп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона - например, анкетирование, использование данных в сети Интернет, применение сведений из коммерческих баз данных;
- проверка наличия или отсутствия в отношении клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца сведений об их причастности к экстремистской деятельности, терроризму или распространению оружия массового уничтожения, получаемых в соответствии с п. 2 ст. 6, п. 2 ст. 7.4 и ст. 7.5 Федерального закона - например, анкетирование, использование данных в сети Интернет, применение сведений из коммерческих баз данных.
Сведения о лицах, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремисткой деятельности или терроризму, и лицах, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, публикуются в Личном кабинете на сайте Росфинмониторинга.
- определение принадлежности физического лица, находящегося на обслуживании или принимаемого на обслуживание, к числу иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, или должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации;
- выявление юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории) .
Учитывая, что ювелирный магазин обязан предпринимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации клиента (представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев), работа с клиентом также должна включать в себя:
- снятие копий с документов, представленных клиентом, и сохранение этих копий в течение не менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом:
- анкетирование клиента;
- устный опрос клиента с занесением установленной информации в анкету клиента;
- использование внешних источников информации, доступных организации на законных основаниях;
- иные меры, предусмотренные законодательством РФ.
Организация обязана идентифицировать лицо на основании действительных на дату предъявления документов, содержащих сведения, позволяющие идентифицировать клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца. Документы должны быть представлены в подлиннике либо в форме надлежащим образом заверенной копии (за исключением документов, удостоверяющих личность физических лиц). В случае если для идентификации предъявляются документы, составленные полностью или в какой-либо их части на иностранном языке, то такие документы должны представляться организации с надлежащим образом заверенным переводом на русский язык. В случае если организация осуществляет идентификацию на основании документов, исходящих от государственных органов иностранных государств, то такие документы должны быть легализованы в установленном порядке, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации. В случае представления клиентом копий документов организация вправе потребовать представления подлинников документов для ознакомления.
Изучение клиента - анализ сведений, полученных в результате идентификации клиента, с точки зрения выполнения законодательства в области ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Вам также может быть интересно:
Изучение клиента предполагает принятие обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества клиентов в соответствии с Федеральным законом (анкетирование, устный опрос, проверка по доступным базам данных и т.д.).
В случае, если эта сделка не была первой, заключенной с этим клиентом, также необходимо проанализировать в совокупности всю имеющуюся информацию о клиенте, его сделках и т.д., для выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю в соответствии со статьей 6 Федерального закона, операций (сделок), подлежащих документальному фиксированию в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона по указанным в нем основаниям, необычных операций (сделок), в том числе подпадающих под критерии выявления и признаки необычных сделок, осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения. Критерии выявления и признаки необычных сделок утверждены приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 №103 и Правилами внутреннего контроля организации.
Основаниями документального фиксирования информации являются:
- запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
- несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;
- выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом;
- совершение операции, сделки клиентом, в отношении которого уполномоченным органом в организацию направлен либо ранее направлялся соответствующий запрос;
- отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников организации возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
- иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Оценка и присвоение клиенту степени (уровня) риска производится в соответствии с программой оценки риска, содержащихся в Правилах внутреннего контроля организации (далее – «ПВК»), с учетом Национальной оценки рисков легализации (отмывания) преступных доходов и Секторальной оценки рисков ОД/ФТ.
Составление и направление внутренних сообщений специальному должностному лицу организации в случае выявления признаков совершения клиентом операции (сделки), подлежащей обязательному контролю, или необычной операции (сделки), а также в иных случаях в соответствии с ПВК.
Принятие решения о приеме на обслуживание. Иностранные публичные должностные лица принимаются на обслуживание только на основании письменного решения руководителя организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, либо его заместителя, а также руководителя обособленного подразделения организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которому руководителем указанной организации либо его заместителем делегированы соответствующие полномочия.
Кроме того, в целях усиления контроля за соблюдением законодательства организация имеет право предусмотреть в ПВК, что лицо принимается на обслуживание в аналогичном порядке (на основании письменного решения) в случае направления любого внутреннего сообщения.
Применение мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента, в отношении которого имеются сведения о его причастности к экстремистской деятельности или терроризму (пп. 6 п. 1 ст. 7 Федерального закона).
Сведения о лицах, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремисткой деятельности или терроризму, и лицах, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, публикуются в Личном кабинете на сайте Росфинмониторинга.
Приостановление операций (сделок) в случае, если хотя бы одной из сторон являются:
- физическое лицо, действующие от имени или по указанию юридического лица, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с п.п.6 п. 1 ст. 7 Федерального закона.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны: применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, за исключением случаев, установленных пунктами 2.4 и 2.5 статьи 6 Федерального закона, незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень, незамедлительно проинформировав о принятых мерах уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховых брокеров, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов, ломбардов в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.
- физическое лицо, осуществляющее операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с п.п. 3 п. 2.4 ст. 6 Федерального закона.
Физическое лицо, включенное в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, по основаниям, предусмотренным под-пунктами 2, 4 и 5 пункта 2.1 настоящей статьи, в целях обеспечения своей жизнедеятельности, а также жизнедеятельности совместно проживающих с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода, вправе: осуществлять в порядке, установленном пунктом 10 статьи 7 Федерального закона, операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование заработной платы в размере, превышающем сумму, указанную в подпункте 1 настоящего пункта, а также на осуществление выплаты по обязательствам, возникшим у него до включения его в указанный перечень;
- физическое лицо, действующие от имени или по указанию организации или физического лица, прямо или косвенно находящегося в собственности или под контролем организации или физического лица, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо физическим или юридическим лицом.
Отказ от выполнения распоряжения клиента о совершении операции, если
- по операции не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона;
- в результате реализации правил внутреннего контроля у работников организации возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения.
Замораживание (блокирование) денежных средств и иного имущества клиента в случае размещения на официальном сайте Росфинмониторинга информации о включении физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму либо в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень.
Информирование Росфинмониторинга РФ в установленном порядке в следующих случаях:
- если у работников организации на основании реализации ПВК возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
- если совершена операция с денежными средствами или иным имуществом, подлежащая обязательному контролю в силу требований Федерального закона;
- если имел место случай приостановления операций (сделок);
- если имел место случай отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операций;
- если имел место случай замораживания (блокирования) денежных средств или иного имущества клиента.
Направление в Росфинмониторинг РФ в установленном порядке отчета о наличии/отсутствии среди своих клиентов лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремисткой деятельности или терроризму, и лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения.
Составитель: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель компании Ю-ПИТЕР КОНСАЛТИНГ, e-mail: e-mail: info@law115.ru
Комментариев пока нет