Обратный звонок
Главная \ Новости \ ПОД/ФТ/ФРОМУ \ Справочник ювелира по ПОД/ФТ и ФРОМУ при розничной продаже ювелирных изделий на 2020 год

Справочник ювелирной компании по ПОД/ФТ и ФРОМУ

На официальном сайте Российской государственной пробирной палаты опубликована памятка с разъяснениями требований действующего законодательства в области противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения (далее – «ПОД/ФТ/ФРОМУ»), а также рекомендациями Росфинмониторинга РФ для магазинов ювелирных изделий. 

В своей памятке Пробирная палата сообщает, что организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, необходимо в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы их осуществления. При этом, все это необходимо применять постоянно. Данная деятельность включает следующие этапы:

#Идентификация клиента

#Изучение клиента

#Оценка и присвоение клиенту степени (уровня) риска

#Составление и направление внутренних сообщений

#Принятие решения о приеме на обслуживание

#Применение мер по замораживанию (блокированию)

#Приостановление операций (сделок)

#Отказ от выполнения распоряжения клиента о совершении операции

#Замораживание (блокирование) денежных средств и иного имущества клиента

#Информирование Росфинмониторинга РФ

#Направление в Росфинмониторинг РФ в установленном порядке отчета о наличии/отсутствии среди своих клиентов лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремисткой деятельности или терроризму, и лиц,  включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения

Идентификация клиента, включает:

  • установление до приема на обслуживание сведений в отношении клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя, определенных ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон);
  • принятие обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по идентификации бенефициарных владельцев, в том числе мер по установлению в отношении указанных владельцев сведений, предусмотренных пп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона - например, анкетирование, использование данных в сети Интернет, применение сведений из коммерческих баз данных;
  • проверка наличия или отсутствия в отношении клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца сведений об их причастности к экстремистской деятельности, терроризму или распространению оружия массового уничтожения, получаемых в соответствии с п. 2 ст. 6, п. 2 ст. 7.4 и ст. 7.5 Федерального закона - например, анкетирование, использование данных в сети Интернет, применение сведений из коммерческих баз данных.

check_v2-lin Сведения о  лицах,  включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремисткой деятельности или терроризму, и лицах,  включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, публикуются в Личном кабинете на сайте Росфинмониторинга. 

  • определение принадлежности физического лица, находящегося на обслуживании или принимаемого на обслуживание, к числу иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, или должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации;
  • выявление юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории) .

Учитывая, что ювелирный магазин обязан предпринимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации клиента (представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев), работа с клиентом также должна включать в себя:

  • снятие копий с документов, представленных клиентом, и сохранение этих копий в течение не менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом:
  • анкетирование клиента;
  • устный опрос клиента с занесением установленной информации в анкету клиента;
  • использование внешних источников информации, доступных организации на законных основаниях;
  • иные меры, предусмотренные законодательством РФ.

Организация обязана идентифицировать лицо на основании действительных на дату предъявления документов, содержащих сведения, позволяющие идентифицировать клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца. Документы должны быть представлены в подлиннике либо в форме надлежащим образом заверенной копии (за исключением документов, удостоверяющих личность физических лиц). В случае если для идентификации предъявляются документы, составленные полностью или в какой-либо их части на иностранном языке, то такие документы должны представляться организации с надлежащим образом заверенным переводом на русский язык. В случае если организация осуществляет идентификацию на основании документов, исходящих от государственных органов иностранных государств, то такие документы должны быть легализованы в установленном порядке, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации. В случае представления клиентом копий документов организация вправе потребовать представления подлинников документов для ознакомления.

Изучение клиента - анализ сведений, полученных в результате идентификации клиента, с точки зрения выполнения законодательства в области ПОД/ФТ/ФРОМУ. 

professional_v1-lin Вам также может быть интересно:

Курс повышения квалификации «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, оценка ценностей (изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий). Скупка» с выдачей удостоверения установленного образца

Изучение клиента предполагает принятие обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества клиентов в соответствии с Федеральным законом (анкетирование, устный опрос, проверка по доступным базам данных и т.д.).

В случае, если эта сделка не была первой, заключенной с этим клиентом, также необходимо проанализировать в совокупности всю имеющуюся информацию о клиенте, его сделках и т.д., для выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю в соответствии со статьей 6 Федерального закона, операций (сделок), подлежащих документальному фиксированию в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона по указанным в нем основаниям, необычных операций (сделок), в том числе подпадающих под критерии выявления и признаки необычных сделок, осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения. Критерии выявления и признаки необычных сделок утверждены приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 №103 и Правилами внутреннего контроля организации. 

Основаниями документального фиксирования информации являются:

  • запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
  • несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;
  • выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом;
  • совершение операции, сделки клиентом, в отношении которого уполномоченным органом в организацию направлен либо ранее направлялся соответствующий запрос;
  • отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников организации возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
  • иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Оценка и присвоение клиенту степени (уровня) риска производится  в соответствии с программой оценки риска, содержащихся в Правилах внутреннего контроля организации (далее – «ПВК»), с учетом Национальной оценки рисков легализации (отмывания) преступных доходов и Секторальной оценки рисков ОД/ФТ.

Составление и направление внутренних сообщений специальному должностному лицу организации в случае выявления признаков совершения клиентом операции (сделки), подлежащей обязательному контролю, или необычной операции (сделки), а также в иных случаях в соответствии с ПВК.

Принятие решения о приеме на обслуживание. Иностранные публичные должностные лица принимаются на обслуживание только на основании письменного решения руководителя организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, либо его заместителя, а также руководителя обособленного подразделения организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которому руководителем указанной организации либо его заместителем делегированы соответствующие полномочия.

Кроме того, в целях усиления контроля за соблюдением законодательства организация имеет право предусмотреть в ПВК, что лицо принимается на обслуживание в аналогичном порядке (на основании письменного решения) в случае направления любого внутреннего сообщения. 

Применение мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента, в отношении которого имеются сведения о его причастности к экстремистской деятельности или терроризму (пп. 6 п. 1 ст. 7 Федерального закона).

check_v2-lin Сведения о  лицах,  включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремисткой деятельности или терроризму, и лицах,  включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, публикуются в Личном кабинете на сайте Росфинмониторинга. 

Приостановление операций (сделок) в случае, если хотя бы одной из сторон являются:

  • физическое лицо, действующие от имени или по указанию юридического лица, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с п.п.6 п. 1 ст. 7 Федерального закона.

check_v2-lin Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны: применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, за исключением случаев, установленных пунктами 2.4 и 2.5 статьи 6 Федерального закона, незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень, незамедлительно проинформировав о принятых мерах уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховых брокеров, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов, ломбардов в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.

  • физическое лицо, осуществляющее операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с п.п. 3 п. 2.4 ст. 6 Федерального закона.

check_v2-lin Физическое лицо, включенное в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, по основаниям, предусмотренным под-пунктами 2, 4 и 5 пункта 2.1 настоящей статьи, в целях обеспечения своей жизнедеятельности, а также жизнедеятельности совместно проживающих с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода, вправе: осуществлять в порядке, установленном пунктом 10 статьи 7  Федерального закона, операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование заработной платы в размере, превышающем сумму, указанную в подпункте 1 настоящего пункта, а также на осуществление выплаты по обязательствам, возникшим у него до включения его в указанный перечень;

  • физическое лицо, действующие от имени или по указанию организации или физического лица, прямо или косвенно находящегося в собственности или под контролем организации или физического лица, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо физическим или юридическим лицом.

Отказ от выполнения распоряжения клиента о совершении операции, если

  • по операции не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона;
  • в результате реализации правил внутреннего контроля у работников организации возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения.

Замораживание (блокирование) денежных средств и иного имущества клиента в случае размещения на официальном сайте Росфинмониторинга информации о включении физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму либо в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень.

Информирование Росфинмониторинга РФ в установленном порядке в следующих случаях:

  • если у работников организации на основании реализации ПВК возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
  • если совершена операция с денежными средствами или иным имуществом, подлежащая обязательному контролю в силу требований Федерального закона;
  • если имел место случай приостановления операций (сделок);
  • если имел место случай отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операций;
  • если имел место случай замораживания (блокирования) денежных средств или иного имущества клиента.

Направление в Росфинмониторинг РФ в установленном порядке отчета о наличии/отсутствии среди своих клиентов лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремисткой деятельности или терроризму, и лиц,  включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения.

Составитель: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель компании Ю-ПИТЕР КОНСАЛТИНГ, e-mail: e-mail: info@law115.ru

Теги ФРОМУ Интернет-магазин ювелирных изделий ювелирный магазин ПОДФТ
Комментарии

Комментариев пока нет

Адрес:
420087, Россия, Республика Татарстан, город Казань, улица Даурская, дом 44в, помещение 1009
Пн.-Пт.: с 09:00 до 18:00:
Яндекс.Метрика ;
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить