Обратный звонок
Главная \ Новости \ ПОД/ФТ/ФРОМУ \ Типовые нарушения законодательства о ПОД/ФТ кредитными потребительскими кооперативами

Типовые нарушения законодательства о ПОД/ФТ

К нам в компанию «Ю-Питер Консалтинг» обратился руководитель кредитного потребительского кооператива с просьбой подготовить новую редакцию правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ (далее – ПВК) в связи с тем, что разработанные им самостоятельно ПВК в ходе камеральной проверки Банк России «забраковал». Протокол об административном правонарушении на десяти страницах был нам предоставлен на изучение. Согласно протоколу по результатам камеральной проверки ЦБ выявил 22 нарушения в ПВК по ПОД/ФТ. После ознакомления с указанными нарушениями мы решили написать обзорную статью с подробным описанием допущенных нарушений.

3 ПОДФТ

Напомним, что в силу части 2 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон №115-ФЗ) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать ПВК по ПОД/ФТ.

В соответствии со ст. 5 Закона №115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся кредитные потребительские кооперативы (далее – КПК). Как правило, устав КПК предусматривает, что КПК предоставляет займы своим членам на основании договора займа, заключаемых между кредитным кооперативом и заемщиком – членом кредитного кооператива (пайщиком).

ПВК по ПОД/ФТ для некредитных  финансовых организаций, в т.ч. для КПК, разрабатываются с учетом требований, утверждаемых ЦБ России (абз.11 ч.2 ст.7 Закона №115-ФЗ).

С 01.03.2015 – даты вступления в силу Положения Банка России от 15.12.2014 №445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» (далее – Положение №445-П) некредитные финансовые организации на основании п.1.4 Положения №445-П разрабатывают ПВК по ПОД/ФТ в соответствии с Законом №115-ФЗ, Положением №445-П и иными нормативными актами Банка России, с учетом особенностей вида и масштаба ее деятельности, организационной структуры, характера продуктов (услуг), предоставляемых некредитной финансовой организацией клиентам, а также уровня легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

К иным нормативным актам Банка России, предъявляющим требования к программам, которые должны быть включены в ПВК по ПОД/ФТ в соответствии с пунктом 1.7 Положения №445-П, относятся Указание Банка России от 05.12.2014№3470-У «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в некредитных финансовых организациях» (далее – Указание №3470-У), Указание Банка России от 05.12.2014 №3471-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях» (далее – Указание Банка России №3471-У), Указание Банка России от 15.12.2004 №3484-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Указание №3484-У), Положение Банка России от 12.12.2014 №444-П "Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее – Положение №444-П).

Итак, при анализе должностным лицом ЦБ России в протоколе об административном правонарушении были установлены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, выразившегося в нарушении законодательства о ПОД/ФТ в части организации внутреннего контроля при разработке ПВК по ПОД/ФТ, несоответствующих требованиям, установленным Законом №115-ФЗ, Положением №445-П, Положением №444-П, а именно:

А. Раздел ПВК «Определения, сокращения и аббревиатуры»

1. Согласно тексту ПВК кооператива термин «легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем» означает придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными преступным путем, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193,194,198,199,199.1и 199.2 Уголовного кодекса (далее – УК РФ), что не соответствует определению, предусмотренному в абз.3 ст.3 Закона №115-ФЗ.

2. Термин «блокирование (замораживание) безналичных денежных средств» означает адресованный кооперативу либо осуществленный им самим запрет осуществлять финансовую взаимопомощь с использованием денежных средств, принадлежащих организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций или физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремисткой деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень, что не соответствует определению, предусмотренному в абз.16 ст.3 Закона №115-ФЗ.

Б. Программы внутреннего контроля

3. Внутренний контроль в кооперативе осуществляется в соответствии с ПВК по ПОД/ФТ при согласованном взаимодействии следующих должностных лиц и подразделений в соответствии с их компетенцией, установленной уставом, внутренними нормативными и организационно-распорядительными документами:

  • Председатель Правления;
  • Ревизионная комиссия (ревизор, наблюдательный совет);
  • Комитет по займам;
  • Ответственный сотрудник (сотрудники подразделения по ПОД/ФТ);
  • Главный бухгалтер;
  • Руководитель юридического подразделения (юрист) – при наличии;
  • Руководитель филиала (при наличии);
  • Главный бухгалтер (бухгалтер) филиала (при наличии).

Сотрудники (представители кооператива, действующие в статусе индивидуальных предпринимателей), непосредственно взаимодействующие с пайщиками в процессе приема, рассмотрения заявок на участие в финансовой взаимопомощи и впоследствии – в период такого участия.

Таким образом, в деятельности кооператива предусмотрена возможность взаимодействия лиц, не входящих в штат кооператива, с клиентами кооператива по сбору сведений и документов клиентов при проведении идентификации. При этом если в ПВК не предусмотрен порядок взаимодействия с такими представителями общества, то это является нарушением абз.3 п.2.8 Положения №445-П.

В. Программа идентификации клиента, его представителя, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца.

4. В ПВК установлено, что по срокам проведения различаются первичная и последующая идентификация, что не соответствует п.1 ст.7 Закона №115-ФЗ, которым установлены обязанность по идентификации и обязанность по обновлению информации. Понятие последующей идентификации Законом №115-ФЗ не предусмотрено.

5. В ПВК установлено, что идентификация бенефициарных владельцев проводится при наличии таковых у пайщиков – юридических и физических лиц, а выгодоприобретателей, представителей и контрагентов (получателей) в случае если операция деятельности заявлена к осуществлению с участием и в пользу указанных лиц, что противоречит пп.2 п.1 ст.7 Закона №115-ФЗ, в соответствии с которым НФО обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев, в том числе по установлению в отношении их сведений, предусмотренных пп.1 п.1 ст.7 Закона №115-ФЗ.

6. Установлено, что в период членства пайщика в кооперативе, при рассмотрении каждого поданного им заявления на участие в деятельности, взаимодействующий с пайщиком сотрудник:

  • Предпринимает обоснованные и доступные меры по выявлению и идентификации выгодоприобретателя, в интересах которого пайщик намерен осуществить заявленную операцию.
  • Идентифицирует данные представителя и фиксирует реквизиты выданной ему доверенности в случае, если пайщик уполномочил своего представителя участвовать в операции деятельности.
  • Идентифицирует данные контрагента пайщика, выступающего стороной по заявленной операции финансовой взаимопомощи и фиксирует реквизиты его договора с пайщиком.

Данные положения не соответствуют пп.1п.1 ст.7 Закона №115-ФЗ и п.1.1 Положения №444-П, в соответствии с которым НФО обязана до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя.

Кроме того обязанность по идентификации контрагента Законом №115-ФЗ не установлены.

7. Определено, что программы идентификации включают в себя следующие мероприятия:

Базовая идентификация, в ходе которой кооператив получает сведения об идентифицируемых лицах и систематизирует для дальнейшего учета в реестре пайщиков – осуществляется при приеме в кооператив и при рассмотрении каждого заявления об оказании финансовой взаимопомощи, что противоречит пп.1п.1ст.7 Закона №115-ФЗ, которым установлена обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, идентифицировать клиента, представителя клиента и(или) выгодоприобретателя до приема на обслуживание.

Специальная идентификация, в целях отсечения от участия в деятельности и сопряженных сделках лиц, причастных к экстремисткой деятельности или к терроризму. Проводится путем проверки идентифицируемых лиц к принадлежности к фигурантам Перечня и к лицам, в отношении которых были решения о замораживании (блокировании) денежных средств и иного имущества – при приеме в общество и, при каждом обновлении перечня и при рассмотрении каждого заявления об оказании финансовой взаимопомощи.

Риск ориентированная идентификация, проводимая в целях ранжирования уровней риска по:

  • Типу пайщиков и связанных с ними лиц – определение их принадлежности в ИПДЛ, МПДЛ, РПДЛ, выявление источников происхождения денежных средств, которыми они намереваются участвовать в деятельности;
  • Страновому риску – выявление среди представителей и(или) выгодоприобретателей по операциям деятельности Клиентов, а также среди их бенефициарных владельцев, юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которые (которая) не выполняет рекомендации ФАТФ, либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории).
  • Видам деятельности пайщика и заявленных им целей участия в финансовой взаимопомощи – по квалификации намеченных операций.

Данные положения противоречат требованиям Положения №444-П, которым не предусмотрена подобная идентификация.

8. Установлено, что базовая идентификация осуществляется сотрудником, осуществляющим прием и обработку документов соискателей и сотрудником, взаимодействующим с пайщиком в период его обращения в обществе. В случае, если такие сотрудники выявят основания для проведения специальной и риск ориентированной идентификации, они ставят в известность об этом ответственного сотрудника. Ответственный сотрудник, руководит и координирует мероприятия специальной и риск ориентированной идентификации пайщика и связанных с ним лиц и выносит заключения по результатам такой идентификации.

Подобные положения не соответствуют абз.3 п.3 Положения №445-П, в соответствии с которым в программу идентификации включается порядок проверки наличия или отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца сведений, получаемых в соответствии с п.2 ст.6 и п.2 ст.7.4 Закона №115-ФЗ.

Таким образом, проверка клиента на причастность к Перечню должна проводиться при процедуре идентификации в любом случае, а не только при выявлении сотрудниками оснований для проведения такой проверки.

9. Состав и формат сведений, учитываемых в анкете (досье) для каждой категории пайщиков и связанных с ними лиц приведен в приложении, однако такое приложение к ПВК отсутствует.

10. Установлено, что первоначально сведения о соискателе,  его представителе и бенефициарном владельце вносятся в анкету (досье) пайщика, сотрудником, осуществляющим прием и обработку документов от соискателей.

При этом определено наличие в обществе сотрудников (представителей кооператива, действующих в статусе индивидуальных предпринимателей), непосредственно взаимодействующих с пайщиками в процессе приема, рассмотрения заявок на участие в деятельности и впоследствии в период такого участия. Из этого следует, что указанные лица осуществляют не только прием документов, но и процедуру идентификации, что противоречит норме п.1 ст.7 Закона №115-ФЗ, в соответствии с которым обязанность по идентификации клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца должна быть исполнена непосредственно самой НФО и не может быть поручена третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных п.1.5-1 ст.7 Закона №115-ФЗ.

11. Установлено, что в процессе первичной идентификации обращающихся в кооператив юридических лиц, принимаются обоснованные и доступные по выявлению и идентификации их бенифициарных владельцев, при этом в указанной фразе пропущено слово «меры».

Такое положение не соответствует пп.2 п.1 ст.7 Закона №115-ФЗ и п.1.5 Положения №444-П, поскольку обоснованные и доступные меры по идентификации бенефициарных владельцев должны приниматься НФО в отношении и иных категорий клиентов, в том числе физических лиц.

12. Установлено, что сведения о выявленных основаниях для признания физического лица бенефициарным владельцем юридического лица оформляются докладной запиской сотрудника, осуществляющего прием и обработку документов соискателей ответственному сотруднику, который принимает окончательное решение о признании физического лица бенефициарным владельцем – юридического лица.

При этом в нарушении п.3.5 Положения №445-П в ПВК не установлено, что в решении НФО о признании лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа клиента, бенефициарным владельцем должны быть зафиксированы обстоятельства, обусловившие невозможность выявления бенефициарного владельца, а в анкете (досье) такого клиента должны быть зафиксированы сведения, указывающие на то, что лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа клиента, признано бенефициарным владельцем по причине невозможности выявления некредитной финансовой организацией бенифициарного владельца.

В нарушении п.3.6 Положения №445-П в ПВК не установлено, что сведения о результате принятых НФО мер по идентификации бенефициарного владельца клиента – физического лица, а в случае выявления бенефициарного владельца клиента – физического лица также решение НФО о признании физического лица бенефициарным владельцем такого клиента – физического лица с обоснованием принятого решения должны быть зафиксированы в анкете (досье) такого клиента.

13. Установлено, что если пайщик не может предоставить идентификационные данные о выгодоприобретателе в полном объеме, сотрудник вносит в его анкету (досье) часть сведений и предлагает пайщику в течение семи рабочих дней предоставить недостающую информацию, что не соответствует требованиями пп.1 п.1ст.7 Закона №115-ФЗ, в соответствии с которым выгодоприобретатель должен быть идентифицирован НФО до приема на обслуживание.

14. Установлено, что в случае непредставления пайщиком в течение семи рабочих дней со дня обращения взаимодействующего с ним сотрудника, сведений о выгодоприобретателя по операции, подлежащей обязательному контролю, либо операции, характеризующейся признаками, указывающими на ее необычный характер, информацию о которой решено направить в Росфинмониторинг, взаимодействующий с пайщиком сотрудник составляет внутреннее сообщение ответственному сотруднику о невозможности идентифицировать выгодоприобретателя по заявленной пайщиком операции, что является нарушением пп.1 п.1ст.7 Закона №115-ФЗ, в соответствии с которым кооператив обязан до приёма на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и(или) выгодоприобретателя.

15. Положение: «В период членства пайщика в кооперативе, полученные в результате первичной идентификации сведения и информация о нем, его представителе, выгодоприобретателе и бенефициарном владельце актуализируются и проверяются один раз в двенадцать месяцев и (или) при каждом заявлении пайщика на оказании финансовой взаимопомощи» не соответствует пп.3 п.1 ст.7 Закона №115-ФЗ, в части отсутствия срока обновления информации в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации.

16. В Программе управления риском ПВК отсутствуют:

Описание организации системы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в зависимости от оценки риска использования финансовой взаимопомощи кооператива в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

Методика выявления и оценки риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в отношении риска использования финансовой взаимопомощи кооператива в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

Порядок присвоения, порядок и срок пересмотра степени (уровня) риска использования услуг кооператива в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

Порядок проведения мероприятий по мониторингу, анализу и контролю за риском использования услуг кооператива в целях (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в связи с предоставлением клиентам определенных продуктов (услуг) или осуществлением Обществом операций (сделок) в интересах клиента с указанием периодичности проведения указанных мероприятий;

Отсутствие указанных порядков является нарушением требований п.4.4 Положения №445-П.

17. Формулировка «к повышенному уровню риска по становому критерию относятся заявленные или осуществляемые операции финансовой взаимопомощи, так или иначе связанные с иностранным государством (территорией), в отношении которого применяются, установленные ПВК санкции или меры» является некорректной, поскольку в соответствии с абз.3 п.4.1 Положения №445-П степень (уровень) риска присваивается клиенту, а не операции.

Программа выявления в деятельности клиентов операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

18. Установлены признаки, указывающие на необычный характер операции деятельности или сопряженной сделки, в которые включены признаки, не характерные для вида деятельности кооператива, в том числе признаки с кодом 45 (признаки группы 4 используются МФО), что противоречит абз.1 п.5.2 Положения №445-П.

19. Определено, что ответственный сотрудник вправе устанавливать дополнительные признаки и параметры осуществления операции деятельности (суммовые пороги, сроки участия, характер обеспечения исполнения обязательств и т.д.), что не соответствует п.5.2 Положения №445-П: перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки, должен быть конкретно определен в ПВК.

20. Установлено, что в соответствии со ст.6 Закона №115-ФЗ, обязательному контролю подлежать следующие операции, осуществляемые в рамках обществом деятельности:

Предоставление Клиенту займа (возврат личных сбережений) на полную или частичную оплату по договору купли-продажи недвижимого имущества, стоимостью 3 миллиона рублей и выше.

Данные положения не соответствуют ст.6 Закона №115-ФЗ, в которой приводится закрытый перечень операций, подлежащих обязательному контролю.

Г. Программа по приостановлению операций деятельности

21. Установлено, что кооператив приостанавливает финансовую взаимопомощь и совершаемые в рамках таких операций сделки, за исключением операций по зачислению денежных средств, в счет пополнения переданных пайщику кооператива личных сбережений или погашения его обязательств перед кооперативом в следующих случаях:

  • на пять рабочих дней, если хотя бы одним из участников такой операции или сделки (пайщиком или его контрагентом) являются: юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с п.п. 6 п.1 ст.7 Закона №115-ФЗ, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица; пайщик-физическое лицо, ставший фигурантом Перечня, продолжающий получать на счет своих личных сбережений и расходовать полученную заработанную плату, в размере, превышающем 1000 руб. в календарный месяц, включая расходы в обслуживание обязательств, возникших до включения пайщика-физического лица в Перечень.
  • на срок до 30 суток по постановлению Росфинмониторинга, если по результатам предварительной проверки полученная им от общества информация о приостановке операции деятельности и сопряженной сделки по основаниям, указанным в пункте ПВК, будет признана обоснованной.
  • по решению суда на основании заявления Росфинмониторинга в отношении заявленных или совершаемых пайщиком и связанных с ними лицами операциях деятельности и сопряженным сделок, по которым получены сведения о причастности этих пайщиков и связанных с ними лиц к экстремальной деятельности или терроризму, либо, что они прямо или косвенно находящихся в собственности или под контролем или действуют в интересах таких лиц.

Такие положения ПВК не соответствуют п.10 ст.7 Закона №115-ФЗ, которой установлено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают соответствующую операцию, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на пять рабочих дней со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено в случае, если хотя бы одной из сторон является: юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с пп.6 п.1 настоящей статьи, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организаций или лица; физическое лицо, осуществляющее операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с пп.3 п.2.4 ст.6 Закона №115-ФЗ.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, незамедлительно представляют информацию о приостановленных операциях в уполномоченный орган.

При неполучении в течение срока, на которой была приостановлена операция, постановления уполномоченного органа о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок на основании ч.3 ст.8 Закона №115-ФЗ организации, указанные в абз.1 настоящего пункта, осуществляют операцию с денежными средствами или иным имуществом по распоряжению клиента, если в соответствии с законодательством РФ не принято иное решение, ограничивающее осуществление такой операции.

Д. Программа, организации работы по отказу в выполнении распоряжения клиента о совершении операции

22. Формулировка «кооператив (по основанию п.11 ст.7 Закона №115-ФЗ) вправе отказать пайщику в удовлетворении его заявления об участии в финансовой взаимопомощи, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет кооператива в счет предоставленного ему займа пайщиком – юридическим лицом или переданных личных сбережений пайщиком – физическим лицом» не соответствует п.11 Закона №115-ФЗ.

Обязанность, возложенная на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, нормами п.2 ст.7 Закона №115-ФЗ, п.1.4 Положения Банка России №445-П, не содержит каких-либо исключений, и требует разработки ПВК по ПОД/ФТ в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами Банка России.

Таким образом, КПК нарушены требования ст.7 Закона №115-ФЗ в части организации и осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Исходя из изложенного, в протоколе об административном правонарушении было отмечено, что КПК было совершено административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, а именно неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель Центра финансового мониторинга компании Ю-Питер Консалтинг, E-mail: kharisov.i@law115.ru

Комментарии

Комментариев пока нет

Адрес:
420087, Россия, Республика Татарстан, город Казань, улица Даурская, дом 44в, помещение 1009
Пн.-Пт.: с 09:00 до 18:00:
Яндекс.Метрика ;
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить