Типовые ошибки в правилах внутреннего контроля по ПОД/ФТ страховой компании
Данная статья будет интересна в первую очередь страховым компаниям, негосударственным пенсионным фондам, страховым брокерам и обществам взаимного страхования. Мы познакомим Вас с историей одной проверки ЦБ по ПОД/ФТ в страховой организации. В ходе юридического сопровождения данной проверки нашими специалистами нам стал доступен протокол об административном правонарушении с описанием нарушений, допущенных страховой компанией при разработке правил внутреннего контроля.
Итак, в ходе оценки программ осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, регламентированных Положением Банка России «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма» (далее – Положение №445-П) инспектором территориального подразделения Банка России были выявлены следующие замечания и недостатки:
1. В программе организации системы ПОД/ФТ:
1.1. Формулировки относительно функций и полномочий сотрудников подразделения по ПОД/ФТ не в полной мере учитывают соответствующие требований п.1.6 Положения №445-П, согласно которому процедуры, необходимые для реализации ПВК по ПОД/ФТ, если ПВК по ПОД/ФТ являются комплектом документов. Ссылки на должностные инструкции, в соответствии с которыми сотрудники подразделения по ПОД/ФТ «могут быть наделены» определенными функциями или «могут быть полностью или частично наделены правами и обязанностями ответственного сотрудника», противоречат определению «комплектности» ПВК по ПОД/ФТ;
1.2. ПВК по ПОД/ФТ содержит некорректную формулировку относительно подразделения по ПВК по ПОД/ФТ.
2. В программе идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца (далее – программа идентификации):
2.1. не определена процедура подтверждения достоверности сведений, получаемых страховой компанией в процессе идентификации без их документального подтверждения, в том числе со слов (устно). В соответствии с требованиями п.2.4 Положения №445-П достоверность таких сведений подтверждается клиентом в порядке, установленном некредитной финансовой организацией в ПВК по ПОД/ФТ.
2.2. Программой идентификации не в полном объеме учтены квалифицирующие признаки определения понятия «бенефициарный владелец», данного Законом №115-ФЗ, а именно не предусмотрено фиксирование факта признания бенефициарным владельцем клиента-физического лица это же физическое лицо;
2.3. Сроки обновления сведений о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не учитывают специфики процедур внутреннего контроля к клиентским операциям с повышенной степенью (уровнем) риска, при этом:
- пп.1.1 п.1 ст.7 Закона №115-ФЗ предусмотрено, что требования к идентификации могут различаться в зависимости от степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступных путем, или финансирования терроризма;
- не предусмотрена обязанность по обновлению сведений, полученных в результате идентификации клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя, не реже одного раза в шесть месяцев при повышенной степени (уровня) риска.
Указанные требования не учтены в ПВК по ПОД/ФТ, в которых не конкретизированы сроки «постоянной основы обновления» информации, имеющейся в распоряжении страховой компании, о находящихся на обслуживании иностранных публичных должностных лиц (исходя из условий ПВК по ПОД/ФТ данная категория клиентов отнесена к повышенному уровню риска);
3. Программа выявления операций ПВК по ПОД/ФТ содержит некорректную формулировку относительно действий уполномоченного сотрудника филиала. Описание общей структуры системы ПОД/ФТ страховой компании, ее элементов (уровней) не содержит информации о наличии обособленных структурных подразделений (филиалов).
4. Программа по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества ПВК по ПОД/ФТ носит обобщенный характер изложения и не раскрывает порядка работы с формализованными электронными сообщениями при информировании уполномоченного органа о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества клиента, а также результатах проверки. Необходимо, чтобы данное изложение было изложено с учетом требований п.п.8-17 Указания Банка России от 15.12.2014 N 3484-У "О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
5. Программа, определяющая порядок приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом ПВК по ПОД/ФТ, цитирует абз.5 п.10 ст.7 Закона №115-ФЗ, не раскрывая содержательной части абз. 3 ст.8 Закона №115-ФЗ относительно условий приостановления соответствующих операций на дополнительный срок (до 30 суток);
6. В программе организации работы по отказу в выполнении распоряжения клиента о совершении операции:
6.1. ПВК по ПОД/ФТ разработаны с учетом требований п.13.3 ст.7 Закона №115-ФЗ относительно использования информации ЦБ, доводимой до сведения некредитных финансовых организаций в порядке, определенном Положением Банка России от 20.07.2016 №550-П "Положение о порядке доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом", но не учитывают процедуры работы в Личном кабинете, изложенные в пункте 2.3 названного Положения.
6.2. Устная форма информирования клиента о принятом решении об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции с денежными средствами или иным имуществом несет повышенные юридические риски;
7. В программе подготовки и обучения кадров в сфере ПОД/ФТ положения о включении руководителя филиала в перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ, некорректны ввиду отсутствия в структуре страховой компании филиалов.
Следует обратить внимание, что Банк России требует, чтобы правила внутреннего контроля содержали формы первичных документов для оформления отказа клиенту, применения мер по замораживанию и приостановления операции. Наши специалисты составили три комплекта первичных документов, которые Вы можете приобрести.
1. Комплект документов для документального оформления процедуры приостановления операции.
- Служебная записка специального должностного лица о приостановлении операции
- Распоряжение руководителя о приостановлении операции
- Уведомление клиента о приостановлении операции
- Журнал регистрации распоряжений клиентов, операции которых приостановлены
2. Комплект документов для оформления процедуры отказа клиенту в совершении операции в соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
- Служебная записка специального должностного лица об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции
- Распоряжение руководителя об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции
- Уведомление клиента об отказе в выполнении распоряжения о совершении операции
- Журнал учета случаев отказа от выполнения распоряжения клиентов
3. Комплект документов для оформления процедуры замораживания (блокирования) денежных средств или имущества в соответствии с требованиями подпункта 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма":
- Служебная записка о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
- Распоряжение руководителя о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
- Уведомление клиента о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
- Журнал учета фактов применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
- Акт о результатах проверки клиентов по спискам лиц, имущество которых заморожено (заблокировано) решением Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма.
- Отчет о результатах проверки среди клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
Подробнее о стоимости и сроках подготовки документации для Вашего вида деятельности можно узнать по электронной почте info@law115.ru или по телефону 8(843) 265-52-32, 209-05-31.
Комментариев пока нет