Наступил 2018 года и по этой причине целесообразно актуализировать программу подготовки и обучения сотрудников в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ). Этого требует пункт 4.3 Указания Банка России от 5 декабря 2014 г. №3471-У "О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях" (далее – Указание №3471-У) согласно которому программа подготовки и обучения по ПОД/ФТ должна на периодической основе (не реже одного раз в год) подвергаться анализу ответственным сотрудником. Иначе говоря, каждый год ответственный сотрудник должен разрабатывать проект новой редакции программы подготовки и обучения сотрудников по ПОД/ФТ и представлять его на утверждение руководителю некредитной финансовой организации (ломбарды, МФО, КПК, страховые брокеры, страховые компании, НПФ, УК и т.д.).
Образец программы подготовки и обучения сотрудников по ПОД/ФТ, составленная нашими специалистами (программа имеется в продаже)
Но, главный вопрос, как правильно вести учет прохождения сотрудниками организации обучения по ПОД/ФТ. Указание №3471-У не дает ответа на этот вопрос, а лишь содержит предписание о том, что в некредитной финансовой организации должен осуществляться учет прохождения ее сотрудниками обучения (пункт 4.5 Указания №3471-У). Таким образом, ответственный сотрудник должен самостоятельно разработать порядок документального оформления учета фактов прохождения сотрудниками обучения по программе ПОД/ФТ. И на этом этапе главное не допустить распространенной ошибки, которую допускают финансовые организации.
Среди некредитных финансовых организаций распространен миф о том, что для учета обучения сотрудников достаточно вести журнал.
Пример некорректного ведения учета прохождения обучения сотрудниками в форме журнала
Однако, это неправильно. Так как, согласно пункту 4.6 Указания №3471-У документы (либо их копии), свидетельствующие о прохождении сотрудником некредитной финансовой организации обучения по ПОД/ФТ, хранятся в личном деле сотрудника в течение всего времени его работы в некредитной финансовой организации.
Журнал, который представляет собой листы, на которых проставляют подписи все сотрудники организации «в одну колонку» физически нельзя вложить в личное дело сотрудника. По этой причине, если Вы продолжаете вести журнал учета прохождения обучения сотрудниками, то нужно отказаться от ведения журналов и оперативно перейти на именные свидетельства (удостоверения), которые будут оформляться на каждого сотрудника.
В помощь некредитным финансовым организациям наши специалисты разработали методическое пособие для некредитных финансовых организаций по обучению сотрудников, которое включает в себя следующие шаблоны документов:
- Программа подготовки и обучения сотрудников в сфере ПОД/ФТ.
- Программа обучения сотрудников по ПОД/ФТ для проведения вводного (первичного) инструктажа.
- Свидетельство о прохождении сотрудником обучения по ПОД/ФТ.
- Аттестационный лист.
- Тесты для проверки знаний сотрудников по ПОД/ФТ (25 штук), в том числе ответы на тесты.
- Ежегодный план проверки знаний сотрудников по ПОД/ФТ.
- Ежегодный план реализации программы обучения сотрудников по ПОД/ФТ.
- Приказ об утверждении перечня сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение по ПОД/ФТ.
Стоимость методического пособия уточняйте по электронной почте info@law115.ru При обращении, пожалуйста, указывайте Ваш вид деятельности.
Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель Центра финансового мониторинга компании Ю-Питер Консалтинг.
Комментариев пока нет