Помощь специальному должностному лицу в подготовке формализованного электронного сообщения по форме 110 1-ФМ 01 о сделках с драгоценными металлами и драгоценными камнями, ювелирными изделиями из них и лома таких изделий на сумму более 1 000 000 рублей (код 5005):
- Сообщение об операциях с драгоценными металлами и драгоценными камнями, ювелирными изделиями из них и лома таких изделий, подлежащих обязательному контролю (110 1-ФМ 01).
- Внутреннее сообщение* об операциях с драгоценными металлами и драгоценными камнями, ювелирными изделиями из них и лома таких изделий, подлежащих обязательному контролю.
Если Вы затрудняетесь самостоятельно составить сообщение в Личном кабинете или Вам нужна техническая помощь по настройке рабочего места обращайтесь к нашим специалистам по электронной почте info@law115.ru
О каких операциях с драгоценными металлами и драгоценными камнями нужно сообщать в Росфинмониторинг?
Скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделии подлежит обязательному контролю, если сумма указанных сделок равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее. В справочнике Росфинмониторинга указанные операции относятся к коду 5005.
Чтобы понять, с практической точки зрения, какие сведения следует представлять в Росфинмониторинг нужно изучить терминологию, используемую в ФЗ-115.
Федеральный закон от 26.03.1998 г. №41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее Федеральный закон №41-ФЗ) содержит легальное определение драгоценных камней и драгоценных металлов:
драгоценные металлы – это золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и других изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления;
драгоценные камни – это природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Не являются драгоценными камнями материалы искусственного происхождения, обладающие характеристиками (свойствами) драгоценных камней;
ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней – это изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов и имеющие пробы не ниже минимальных проб, установленных Правительством Российской Федерации, в том числе изготовленные с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней, других материалов природного или искусственного происхождения или без них, за исключением монет, прошедших эмиссию, и государственных наград, статут которых определен в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо изделия, изготовленные из материалов природного или искусственного происхождения с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней;
лом и отходы драгоценных металлов - это изделия (продукция), используемые для извлечения драгоценных металлов и утратившие свои потребительские и (или) функциональные свойства, брак, возникший в процессе производства изделий (продукции), содержащих драгоценный металл, а также остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, других изделий (продукции), используемые для извлечения драгоценных металлов и образовавшиеся в процессе производства.
Интересно упоминание о ювелирных изделиях и ломе таких изделий в легальном определении «драгоценных металлов». Можно прийти к умозаключению, что определение, используемое для драгоценных металлов, предполагает, что таковыми являются и металлы в естественном виде, и ювелирные изделия из них, и лом таких изделий. Но, оставим этот вопрос для научных исследований в ювелирной отрасли.
С терминологий вроде бы разобрались, теперь рассмотрим, что собой представляют такие гражданско-правовые операции как скупка и купля-продажа. Федеральный закон №41-ФЗ термин «скупка» подразумевает приобретение ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий, исключительно у физических лиц (населения).
Гражданский кодекс РФ выделяет несколько видов купли-продажи приобретение ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий. Наиболее распространенной сделкой является розничная купля-продажа ювелирных изделий в магазинах, в т.ч. комиссионных магазинах и Интернет-магазинах. Другой вид сделки поставка драгоценных камней и драгоценных металлов организациями, осуществляющими их добычу и производство.
Подробно вышеуказанные сделки рассматриваются в информационном письме Федеральной службы по финансовому мониторингу от 10.02.2016 г. №50 "О применении отдельных норм законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями и индивидуальными предпринимателями ювелирной отрасли"
В сети Интернет или в средствах массовой информации можно найти точку зрения, что организации, осуществляющие добычу драгоценных металлов и драгоценных камней, не являются субъектами Федерального закона №115-ФЗ, например, лица, занимающиеся добычей россыпного золота. Это ошибка. В соответствии с абз. 7 ст. 5 Федерального закона от №115-ФЗ к субъектам указанного закона, на которых в полной мере распространяются все требования по ПОД/ФТ/ФРОМУ, относятся организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения. Среди исключений, организаций осуществляющих добычу драгоценных металлов и драгоценных камней, нет. Следовательно, они должны выполнять все требования Федерального закона №115-ФЗ.
Какая сторона договора купли-продажи должна подготовить сообщение в Росфинмониторинг?
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организация (индивидуальный предприниматель) обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.
Вместе с тем, приобретение организацией (индивидуальным предпринимателем) драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, не влечет для них обязанности по представлению сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, поскольку выступая в качестве покупателя в рамках купли - продажи ювелирных изделий они являются клиентом по отношению к продавцу.
Таким образом, сведения об операциях как с имуществом, переданным покупателю, так и с денежными средствами, полученными от покупателя, в рамках купли - продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, в Росфинмониторинг представляет продавец (поставщик).
С какого дня начинается отчет трех рабочих дней?
По общему правилу для оформления продажи (отпуска) драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, применяется товарная накладная.
Товарная накладная является основанием, как для списания, так и для оприходования товарно-материальных ценностей, следовательно, товарная накладная является документом, подтверждающим передачу товара.
Таким образом, дата совершения операции с имуществом в рамках договоров скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий будет определяться исходя из даты в товарной накладной с учетом особенностей заключенного договора купли-продажи и его разновидности, договора поставки.
Одновременно, датой совершения операции с денежными средствами в рамках договоров скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий в размере равном или превышающем пороговое значение, в целях представления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю признается дата документа, подтверждающего оплату за поставленные (реализованные) драгоценные металлы и драгоценные камни, ювелирные изделия из них и лом таких изделий (платежное поручение, приходно-кассовый ордер, кассовый чек и т.д.).