Видеоролик о публичных должностных лицах
Документы для оформления процедуры приема на обслуживание публичных должностных лиц, которые можно приобрести в один клик.
- Служебная записка о выявлении публичного должностного лица.
- Опросный лист публичного должностного лица.
Обновления документации доступны в рамках абонентского обслуживания. Абонентское обслуживание - это ежемесячное юридическое сопровождение деятельности организации, которое включает в себя наиболее востребованные услуги, позволяющие организации не только находиться в курсе всех изменений в законодательстве, но и вести работу по актуальной документации.
Документ будет направлен в день оплаты в формате .doc (MS Word). По любому вопросу звоните по телефону +7(952) 045-74-83 (WhatsApp, Telegram, Viber) или пишите на электронную почту info@law115.ru
Публичное должностное лицо: определение и виды
Субъекты Федерального закона от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон №115-ФЗ) обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению, среди физических лиц (это могут быть клиенты, представители клиентов, выгодоприобретатели или бенефициарные владельцы клиентов), находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание:
- иностранных публичных должностных лиц (далее - ИПДЛ);
- должностных лиц публичных международных организаций (далее - ДЛПМО);
- лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального Банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном Банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации (далее - РДПЛ).
Иностранное публичное должностное лицо - любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе, для публичного ведомства или государственного предприятия.
К данной категории могут быть отнесены следующие граждане иностранных государств:
- Лица, на которые возложено или было возложено ранее (с момента сложения полномочий прошло менее 1 года) исполнение важных государственных функций, а именно:
- Главы государств (в том числе правящие королевские династии) или правительств;
- Министры, их заместители и помощники;
- Высшие правительственные чиновники;
- Должностные лица судебных органов власти «последней инстанции» (Верховный, Конституционный суд), на решение которых не подается апелляция;
- Государственный прокурор и его заместители;
- Высшие военные чиновники;
- Руководители и члены Советов директоров Национальных Банков;
- Послы;
- Руководители государственных корпораций;
- Члены Парламента или иного законодательного органа.
- Лица, облеченные общественным доверием, в частности:
- Руководители, заместители руководителей международных организаций (ООН, ОЭСР, ОПЕК, Олимпийский комитет, Всемирный Банк и т.д.), Члены Европарламента;
- Руководители и члены международных судебных организаций (Суд по правам человека, Гаагский трибунал и др.)
Необходимо учитывать, что вышеприведенный перечень должностей, по которым определяется принадлежность к ИПДЛ, не является исчерпывающим и может варьироваться в зависимости от государственного устройства той или иной страны. Принадлежность лица к категории ИПДЛ определяется в соответствии с рекомендациями ФАТФ.
Должностное лицо публичной международной организации - означает международного гражданского служащего или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени:
1. Руководители, заместители руководителей международных и наднациональных организаций:
- Организация Объединенных Наций (ООН),
- Организация экономического развития и сотрудничества (ОЭСР)
- Экономический и Социальный Совет ООН
- Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК)
- Международный олимпийский комитет (МОК)
- Всемирный банк (ВБ)
- Международный валютный фонд (МВФ)
- Европейская комиссия
- Европейский центральный банк (ЕЦБ)
- Европарламент;
- и другие.
2. Руководители и члены международных и наднациональных судебных организаций:
- Международный суд ООН
- Европейский суд по правам человека
- Суд Европейского союза
- и другие.
Принадлежность лица к категории должностного лица публичной международной организации определяется в соответствии с рекомендациями ФАТФ.
Российское публичное должностное лицо – физическое лицо, находящееся или принимаемое на обслуживание и замещающее (занимающее) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального Банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном Банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации:
- Президент Российской Федерации
- Председатель Правительства Российской Федерации
- Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
- Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе
- Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
- Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации
- Министр Российской Федерации - полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе
- Министр Российской Федерации - Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации
- Федеральный министр
- Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации (в иностранном государстве)
- Постоянный представитель (представитель, постоянный наблюдатель) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве)
- Председатель Совета Федерации Федерального Собрания
- Первый заместитель, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания
- Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания
- Член комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания
- Председатель Государственной Думы Федерального Собрания
- Первый заместитель, заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания
- Руководитель фракции в Государственной Думе Федерального Собрания
- Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания
- Член комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания
- Председатель Конституционного Суда Российской Федерации
- Заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации
- Судья Конституционного Суда Российской Федерации
- Председатель Верховного Суда Российской Федерации
- Первый заместитель, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации
- Судья Верховного Суда Российской Федерации
- Генеральный прокурор Российской Федерации
- Председатель Следственного комитета Российской Федерации
- Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации
- Заместитель Председателя Совета Безопасности Российской Федерации
- Уполномоченный по правам человека
- Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей
- Руководитель высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации
- Председатель Счетной палаты
- Заместитель Председателя Счетной палаты
- Аудитор Счетной палаты
- Председатель Центрального банка Российской Федерации
- Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
- Заместитель Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
- Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
- Член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (замещающий должность на постоянной основе)
- Председатель федерального суда
- Заместитель председателя федерального суда
- Судья федерального суда
- Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации
При выявлении РПДЛ, ДЛПМО и ИПДЛ используются следующие источники информации:
- документы и сведения, полученные при идентификации клиента; в частности, информация о статусе клиента может быть получена из документа, удостоверяющего личность (например, дипломатический паспорт), из документа, подтверждающего право пребывания на территории РФ (например, въездная виза). Если информация о занимаемой должности будет указана самим клиентом, у него рекомендуется получить документы, подтверждающие его статус «иностранного публичного должностного лица».
- сведения, полученные в результате собственного изучения общедоступных источников, таких как поисковые сервисы в Интернете, периодические издания и т.п.;
- официальные списки (если подобные списки будут разработаны и доведены до некредитных финансовых организаций Росфинмониторингом, Министерством иностранных дел РФ, Банком России или иным государственным органом Российской Федерации или некоммерческой организацией, которой будет предоставлено право на создание таких списков);
- коммерческие списки, разрабатываемые третьими лицами.
Кроме этого согласно методическим рекомендациям об исполнении кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями требований в отношении выявления и обслуживания иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций и российских публичных должностных лиц, утв. Банком России 27.06.2017 г. №13-МР в целях повышения эффективности мер по выявлению ПДЛ и выполнению требований Федерального закона №115-ФЗ при их приеме на обслуживание и обслуживании сотрудникам Общества, взаимодействующим с клиентами, необходимо реализовывать комплекс обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер, определенных в правилах внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, направленных на выявление среди физических лиц, принимаемых на обслуживание или находящихся на обслуживании, лиц, указанных в статье 7.3 Федерального закона №115-ФЗ, использования при этом информации, размещаемой органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти иностранных государств на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и отражения информации о предпринятых мерах в анкете (досье) клиента и рекомендует организациям осуществлять следующие мероприятия:
В отношении определения понятий ИПДЛ и ДЛПМО принимать во внимание информацию, содержащуюся в письме Банка России от 18.01.2008 г. №8-Т.
В целях выявления при приеме на обслуживание РПДЛ использовать следующие источники информации:
- в отношении государственных должностей Российской Федерации - Указ Президента Российской Федерации от 11.01.1995 г. №32 "О государственных должностях Российской Федерации";
- в отношении должностей членов Совета директоров Банка России - информацию, размещенную на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В отношении должностей федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должностей в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных в Российской Федерации на основании федеральных законов, включенных в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации - самостоятельно осуществлять мониторинг соответствующего законодательства Российской Федерации.
Анализировать информацию, размещаемую органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти иностранных государств на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", использовать информацию российских и иностранных компаний, предлагающих информационные продукты, которые заинтересованные лица, в том числе организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, могут использовать в своей деятельности, в том числе в рамках исполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом N 115-ФЗ, таких, как, например, Dow Jones Risk and Compliance (Factiva), информационное агентство ЗАО "Интерфакс" (система СПАРК, "Центр раскрытия корпоративной информации"), ООО "Интерфакс - Ди энд Би" (система DBAI, GRS, отчеты "Знай своего клиента"), ЗАО "СКРИН", а также иные источники информации, доступные организациям на законных основаниях.
Принимать на обслуживание ИПДЛ допускается исключительно на основании письменного решения руководителя или его заместителя, которому руководителем организации либо его заместителем делегированы соответствующие полномочия.
Для фиксирования информации по РПДЛ, ДЛПМО и ИПДЛ в анкетах (досье) клиентов должны быть предусмотрены специальные разделы (пункты), в которых отражается информация о принадлежности клиента к категории РПДЛ, ДЛПМО и ИПДЛ.
Обновление информации по клиентам, относящимся к категории РПДЛ, ДЛМПО и ИПДЛ, производится не реже одного раза в год, а также при получении любой информации, как от клиента, так и из внешних источников, влияющей на публичный статус иностранного должностного лица.
В соответствии с требованиями Федерального закона № 115-ФЗ сотрудники организации, взаимодействующие с клиентами обязаны:
- принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества иностранных публичных должностных лиц (ИПДЛ);
- регулярно обновлять имеющуюся в распоряжении организации информацию о находящихся у них на обслуживании иностранных публичных должностных лиц (ИПДЛ), должностных лиц публичной международной организации (ДЛМПО) и российских публичных должностных лиц (РПДЛ);
- уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым находящимися на обслуживании у Общества иностранными публичными должностными лицами, их супругами, близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными) или от имени указанных лиц в случае, если они находятся на обслуживании в Общества.
В случае, если операциям клиента - должностного лица публичной международной организации либо лица, замещающего (занимающего) государственную должность Российской Федерации, должность члена Совета директоров Центрального Банка Российской Федерации, должность федеральной государственной службы, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должность в Центральном Банке Российской Федерации, государственной корпорации или иной организации, созданной Российской Федерацией на основании федерального закона, включенную в соответствующий перечень должностей, определяемый Президентом Российской Федерации, Обществом, присвоена высокая степень (уровень) риска совершения таких операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, к операциям такого клиента применяются следующие требования:
- принимать на обслуживание РПДЛ и ДЛПМО только на основании письменного решения руководителя Общества либо его заместителя, которому руководителем указанной организации либо его заместителем делегированы соответствующие полномочия;
- принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества данной категории лиц;
- на регулярной основе обновлять имеющуюся в распоряжении организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию о находящихся у них на обслуживании РПДЛ и уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым находящимися на обслуживании данной категории лиц.
При осуществлении специальных мер контроля сотрудникам следует обращать внимание на следующие особенности обслуживания ПДЛ и связанных с ними лиц:
- отказ ПДЛ в представлении разъяснений в отношении источников происхождения поступающих в его пользу денежных средств либо наличие сомнений в достоверности его объяснений;
- предоставление иностранным гражданином противоречивой информации о родственных связях с ПДЛ;
- получение из официальных источников информации, позволяющей квалифицировать иностранного гражданина как ПДЛ или его родственника в случаях, когда при заключении договора с клиентом не была представлена (была скрыта) подобная информация.