Комплекс юридических и образовательных услуг по организации и правовому сопровождению скупки изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней по Федеральному закону от 7 августа 2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
По любому вопросу звоните по телефону +7(952) 045-74-83 (WhatsApp, Telegram) или пишите на электронную почту info@law115.ru
Обучение сотрудников пункта скупки с выдачей свидетельства установленного образца по программе "Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Разработка правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 30.06.2012 №667 и особенностей скупочной деятельности изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней. Правила включают в себя следующие формы документов:
А. Документы для идентификации клиентов, в том числе сдатчиков, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев клиентов.
- Анкета клиента физического лица (сдатчика).
- Анкета клиента индивидуального предпринимателя.
- Анкета клиента юридического лица.
- Анкета клиента физического лица, занимающегося в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
- Анкета клиента – иностранной структуры без образования юридического лица.
- Анкета бенефициарного владельца.
- Мотивированное суждение о бенефициарном владельце клиента.
- Анкета представителя физического лица.
- Анкета представителя юридического лица.
- Анкета выгодоприобретателя физического лица.
- Анкета выгодоприобретателя – индивидуального предпринимателя.
- Анкета выгодоприобретателя – юридического лица.
- Анкета выгодоприобретателя иностранной структуры без образования юридического лица.
- Опросный лист клиента для анализа финансового положения и деловой репутации.
- Опросный лист клиента физического лица для выявления публичного должностного лица.
- Служебная записка сотрудника в случае выявления публичного должностного лица.
Б. Документы для оформления отказа в выполнении распоряжения клиента в совершении операции:
- Служебная записка об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
- Распоряжение об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
- Журнал учета случаев отказа от выполнения распоряжения клиентов.
- Уведомление об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
- Журнал учета документов и (или) сведений об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, предоставляемых клиентам.
- Распоряжение об устранении оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
- Распоряжение об невозможности устранения оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
- Уведомление о невозможности устранения оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
- Уведомление об устранении оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
В. Документы для оформления приостановления операции клиента:
- Служебная записка о приостановлении операции клиента.
- Распоряжение о приостановлении операции клиента.
- Журнал регистрации распоряжений клиентов, операции которых приостановлены.
- Уведомление о приостановлении операции клиента.
Г. Документы для оформления применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества:
- Служебная записка о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
- Распоряжение о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
- Журнал учета фактов применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
- Уведомление о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
Д. Документы для оформления результатов проверки по перечням:
- Внутреннее сообщение об операции (сделке).
- Журнал учета и фиксирования информации о выданных денежных средствах физическим лицам, включенным в перечни.
Разработка документов в соответствии с требованиями Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утв. приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 №203:
- Программа подготовки и обучения сотрудников в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
- Программа обучения сотрудников в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения для проведения вводного инструктажа с вновь принятыми на работу сотрудниками.
- План реализации программы обучения сотрудников в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения на календарный год.
- Приказ об утверждении перечня сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
- Свидетельство о прохождении работниками обучения в форме дополнительного инструктажа в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
- Свидетельство о прохождении работниками обучения в форме вводного инструктажа в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Подготовка документов для оформления процедуры назначения на должность специального должностного лица пункта скупки, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения:
- Должностная инструкция специального должностного лица.
- Приказ о назначении специального должностного лица.
- Приказ о передаче ключей электронной подписи и кодов идентификации и аутентификации пользователя Личного кабинета Федеральный службы по финансовому мониторингу.
- Трудовой договор со специальным должностным лицом.
- Согласие на обработку персональных данных.
- Соглашение о неразглашении информации содержащей персональные данные.
- Соглашение о конфиденциальности и неразглашении информации.
- Памятка для работника об ответственности за разглашение информации.
- Приказ о приеме на работу специального должностного лица.
Подготовка документов в соответствии с требованиями приказа Росфинмониторинга от 22.04.2015 №110 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и постановления Правительства РФ от 19.03.2014 №209 "Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям":
- Акт о результатах проверки по спискам лиц, имущество которых заморожено (заблокировано) решением Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма.
- Акт о результатах проверки по перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения.
- Акт о результатах проверки по перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
- Журнал регистрации входящей информации в Личном кабинете на портале Федеральной службы по финансовому мониторингу.
- Журнал регистрации исходящей информации в Личном кабинете на портале Федеральной службы по финансовому мониторингу.
- Приказ об утверждении графика проверки клиентов по перечням.
- Отчет о результатах проверки среди клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
Подключение и настройка Личного кабинета на портале Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинга), в том числе настройка усиленной квалифицированной электронной подписи, лицензионного ключа КРИПТО ПРО CSP, браузера Internet Explorer, Яндекс.браузера, установка программного обеспечения.
Особенности применения антиотмывочного законодательства пунктами скупки
Вопрос: Какие организации и индивидуальные предпринимателя ювелирной отрасли являются субъектами Федерального закона от 07.08.2001 г. №115-ФЗ?
Ответ: До 31 июля 2013 год согласно абзацу 7 статьи 5 Федерального закона от 07.08.2001г. №115-ФЗ (далее – Федеральный закон-115-ФЗ) к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относились организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий. С 31 июля 2013 года, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 28.06.2013г. №134-ФЗ абзац 7 статьи 5 был дополнен следующими словами «за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения». Таким образом, с 31 июля 2013 года организации, использующие драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения не являются субъектами Федерального закона №115-ФЗ. Следует отметить, что в Рекомендациях ФАТФ (в редакции февраль 2012 г.) к лицам обязанным применять меры по ПОД/ФТ относятся «дилеры по драгоценным металлам и дилеры по драгоценным камням – когда они осуществляют с клиентом любую операцию с наличными средствами на сумму, равную или превышающую применимое установленное пороговое значение» (пп. «с» п. 22, пп. «б» п. 23 Международные стандарты по ПОД/ФТ/ФРОМУ - Рекомендации ФАТФ (февраль 2012).
12 февраля 2016 года на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее – Росфинмониторинг) было опубликовано информационное письмо №50 от 10 февраля 2016 г. «О применении отдельных норм законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями и индивидуальными предпринимателями ювелирной отрасли». В данном письме Росфинмониторинг отвечает на популярные вопросы организаций и индивидуальных предпринимателей ювелирной отрасли. Следует обратить внимание, что текст данного письма был согласован с Федеральным казенным учреждением «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации», поэтому государственные инспекции пробирного надзора обязаны руководствоваться данным документом в своей надзорной деятельности. В указанном письме на вышеуказанный вопрос ответ сформулирован следующим образом. Обязанности, предусмотренные Федеральным законом №115-ФЗ от 07.08.2001 г. в полном объеме распространяются на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения. Кроме этого, требования Федерального закона №115-ФЗ распространяются на организации, осуществляющие обработку отходов и лома драгоценных металлов.
Если организация осуществляет куплю-продажу драгоценных металлов, их химических соединений, драгоценных камней в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе готовых инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения, то она не признается организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом и на нее, соответственно, не распространяются требования Федерального закона 115-ФЗ. Вместе с тем, если организация осуществляет куплю-продажу драгоценных металлов, которые в последующем используются для изготовления приборов и оборудования, то она признается субъектом Федерального закона №115-ФЗ.
Вопрос: Должна ли организация и индивидуальный предприниматель, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий встать на учет в Росфинмониторинг?
Данный вопрос является очень актуальным для субъектов ювелирной отрасли. Перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, которые подлежат постановке на учет в Росфинмониторинге, установлен Положением о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденным постановлением Правительства РФ №58 от 27.01.2014 г. В указанном перечне организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по торговле ювелирными изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также ювелирными изделиями, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни не указаны. Таким образом, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, являющихся субъектами статьи 5 Федерального закона №115-ФЗ, постановка на учет в Росфинмониторинге не требуется.
Между тем, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями подлежат постановке на специальный учет в реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями федеральным казенным учреждением "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации" в соответствии постановлением Правительства РФ №1052 от 01.10.2015 "О ведении специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями".
Вопрос: Обязаны ли субъекты ювелирной отрасли регистрироваться в Личном кабинете на портале Росфинмонитринга?
Ответ: Наличие личного кабинета для субъекта Федерального закона №115-ФЗ является обязательным дляорганизаций и индивидуальных предпринимателей осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий. Поэтому организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий обязаны руководствоваться временным порядком регистрации в личном кабинете изложенным в Информационном письме Росфинмониторинга №47 от 10 сентября 2015 г. Для регистрации в личном кабинете на официальном сайте Росфинмониторинга необходимо следующее. Во-первых, заполнить и отправить соответствующую заявку на подключение к личному кабинету на официальном сайте;
Во-вторых, направить заявку на подключение к личному кабинету на бумажном носителе, полученную на указанный при заполнении электронной заявки адрес электронной почты, с подписью руководителя организации и печатью (при наличии) (индивидуального предпринимателя) с приложением копий документов, подтверждающих осуществление видов деятельности, позволяющих отнести заявителя к субъектам Федерального закона по адресу: 107450, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 39, стр. 1. В качестве подтверждающих документов может быть представлено свидетельство о постановке на специальный учет в Пробирной палате и иные подтверждающие документы по усмотрению заявителя.
При этом, следует подчеркнуть, что перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму доводится до сведения организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами Федерального закона №115-ФЗ путем обеспечения доступа к такой информации только через их личные кабинеты на официальном сайте Росфинмониторинга.
Вопрос: Какая операция подлежит обязательному контролю в соответствии с абз. 6 пп. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ: с денежными средствами или с имуществом?
Ответ: В соответствии с абзацем 6 подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ обязательному контролю подлежит, если сумма, на которую она совершается равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее (далее – пороговое значение). При этом из содержания вышеуказанной статьи следует, что предусмотренный в ней режим обязательного контроля в равной мере распространяется на операции как с денежными средствами, так и с имуществом. Статьей 3 Федерального закона №115-ФЗ установлено, что операциями с денежными средствами или иным имуществом признаются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей. В соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в рамках одной сделки по купле-продаже (договора купли-продажи и его разновидности, договора поставки) стороны совершают операции с денежными средствами и имуществом (передача товара единовременно либо партиями и оплата товара в рамках договора за каждую партию), и каждое совершаемое стороной действие в рамках сделки направлено на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей. Таким образом, обязательному контролю в рамках одной сделки (договора) подлежат с одной стороны - передача товара (операции с имуществом), с другой стороны - платежи за товар (операции с денежными средствами), при условии, что сумма платежа или стоимость товара равна или превышает пороговое значение, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной пороговому значению, или превышает его. Сведения о таких операциях, совершаемых клиентом организации или ИП, подлежат документальному фиксированию и представлению в Росфинмониторинг в срок не позднее трех рабочих дней, следующих за днем их совершения в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ.
Вопрос: Что является датой совершения операции скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, подлежащей обязательному контролю.
Операция с денежными средствами или иным имуществом, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей, а по своему характеру данная операция относится к скупке, купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (абз. 6 пп. 4 п. 1 ст.6 Федерального закона №115-ФЗ). Для определения даты совершения операции с имуществом в рамках договоров скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий в размере равном или превышающем пороговое значение (600 000 руб.), в целях представления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю в соответствии с абзацем 6 подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ необходимо учесть следующее.
Согласно общим положениям ГК РФ обязанность передать товар покупателю определяется договором купли-продажи, а если договор не позволяет определить этот срок - в соответствии с правилами, предусмотренными ГК РФ, если договором купли-продажи предусмотрена обязанность продавца по доставке товара, то указанная обязанность считается исполненной в момент вручения товара покупателю или указанному им лицу.
В случаях, когда из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное. Вместе с тем, для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей (далее - ТМЦ) сторонней организации, в том числе, и по договорам купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, применяется товарная накладная. Товарная накладная является основанием, как для списания, так и для оприходования товарно-материальных ценностей, следовательно, товарная накладная является документом, подтверждающим передачу товара. Следовательно, дата совершения операции с имуществом в рамках договоров скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий будет определяться исходя из даты в товарной накладной с учетом особенностей заключенного договора купли-продажи и его разновидности, договора поставки. В тоже время, статьей 410 части 1 ГК РФ допускается прекращение обязательства полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. В случае если в рамках договора скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, обязательства сторон исполняются путем зачета встречных однородных требований, то соответствующие операции по взаимозачету в целях Федерального закона № 115-ФЗ будут подлежать обязательному контролю, в случае если сумма требований превышает пороговое значение. При этом при определении даты совершения операции, следует руководствоваться вышеизложенным принципом.
Одновременно, датой совершения операции с денежными средствами в рамках договоров скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий в размере равном или превышающем пороговое значение, в целях представления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю в соответствии с абзацем 6 подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ признается дата документа, подтверждающего оплату за поставленные (реализованные) драгоценные металлы и драгоценные камни, ювелирные изделия из них и лом таких изделий (платежное поручение, приходно-кассовый ордер, кассовый чек и т.д.).
Вопрос: Кто должен представлять в Росфинмониторинг сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю в соответствии с абз. 6 пп. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ: продавец или покупатель?
Ответ: В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ организация и индивидуальный предприниматель обязаны документально фиксировать и представлять в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами. Вместе с тем, приобретение организацией и индивидуальным предпринимателем драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, не влечет для них обязанности в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ по представлению сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, поскольку выступая в качестве покупателя в рамках купли-продажи ювелирных изделий они являются клиентом по отношению к продавцу. Поэтому, сведения об операциях как с имуществом, переданным покупателю, так и с денежными средствами, полученными от покупателя, в рамках купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, в Росфинмониторинг представляет продавец (поставщик) драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
Вопрос: Какой порядок формирования сообщения об операции скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий?
Ответ: Порядок представления в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих контролю, установлен Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 г. 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержденной приказом Росфинмониторинга №110 от 22 апреля 2015 г. (далее – Инструкция). В целях представления сведений об операциях скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий организация и индивидуальный предприниматель формирует формализованное электронное сообщение (далее – ФЭС, сообщение) 1-ФМ в порядке, предусмотренном указанной Инструкцией. При этом при формировании ФЭС 1-ФМ об операции с денежными средствами в показателе «Код признака операции» следует указывать значение «0», при представлении сведений о лице, которое получает денежные средства в рамках данной операции, в показателе «Код роли участника операции (сделки)» следует указать значение «02-Получатель», а в сведениях о лице, которое осуществляет оплату, в показателе «Код роли участника операции (сделки)» следует указать значение «01-Плательщик».
Кроме этого, при формировании ФЭС 1-ФМ об операции с имуществом в показателе «Код признака операции» следует указывать значение «1», при представлении сведений о лице, которое получает имущество в рамках данной операции, в показателе «Код роли участника операции (сделки)» следует указать значение «02-Получатель», а в сведениях о лице, которое осуществляет передачу (отгрузку) имущества, в показателе «Код роли участника операции (сделки)» следует указать значение «01-Плательщик».
Вопрос: Как представлять сведения об операциях скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий информация, если стоимость отдельной партии или отдельного платежа меньше порогового значения (600 000 рублей)?
Ответ: Росфинмониторинг ответил на данный вопрос следующее. В случае, если стоимость отдельной партии товара либо сумма отдельного платежа по договору (сделке) меньше порогового значения, каждый раз, когда сумма платежей и/или стоимость нескольких партий товара достигнет порогового значения, организация и индивидуальный предприниматель представляет сведения о них, как об операциях, подлежащих обязательному контролю.
При этом ФЭС 1-ФМ формируется следующим образом:
- в показателе «Назначение платежа» указываются реквизиты всех обосновывающих и подтверждающих документов, на основании которых осуществлялись операции с денежными средствами или иным имуществом, по которым сумма платежей и/или стоимость нескольких партий товара составили или превысили пороговое значение, с детализацией по сумме;
- в показателе «Характеристика операции» дополнительно указывается общая сумма договора (при наличии);
- в показателе «Сумма операции» - указывается общая стоимость переданного имущества или перечисленных платежей;
- в показателе «Дополнительная информация» - сведения о сообщениях, ранее представленных по указанному договору.
Последующее сообщение в рамках договора (сделки) направляется, когда по следующим операциям суммы платежей и/или стоимость партий товара достигнут порогового значения.
Вопрос: Возможно ли представление в рамках одного сообщения сведений о нескольких партиях товара, отгруженных в один день, если стоимость передаваемого имущества по отдельным товарным накладным как меньше, так и больше порогового значения?
Ответ: В случае, если в один день в рамках одного договора скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий осуществляется отгрузка несколькими партиями, а стоимость имущества по каждой из товарных накладных меньше и/или превышает пороговое значение, сведения о таких операциях с имуществом допустимо представить в рамках одного ФЭС 1-ФМ. Также допустимо представление в рамках одного ФЭС 1-ФМ сведений о нескольких платежах, осуществленных в один день в рамках одного договора скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, если сумма каждого из которых меньше и/или превышает пороговое значение, осуществленных с использованием одного банковского счета.
Вопрос: Требуется ли идентификация покупателя ювелирных изделий, стоимость которых менее 15 000 рублей?
Ответ: Согласно п. 1.4-2 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ (в ред. Федерального закона №424-ФЗ от 30.12.2015 г.) при покупке физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней на сумму, не превышающую 40 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 40000 рублей, а также при использовании персонифицированного электронного средства платежа для совершения покупки физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в розницу на сумму, не превышающую 100 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 000 рублей, идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится (за исключением случая, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).
До 10 января 2016 года применялся пункт 1.1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ. Согласно которому идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся при осуществлении организациями (индивидуальными предпринимателями), операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, страховых премий, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма). Следовательно, при проведении государственными инспекциями пробирного надзора проверок организаций и индивидуальных предпринимателей на предмет соблюдения законодательства о ПОД/ФТ за прошлые пять лет (2015, 2014, 2013, 2012 и 2011 гг.) они будут руководствоваться положениями пп. 1 п. 1 и п. 1.1 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ. Однако, в информационном письме №50 от 10 февраля 2016 г. «О применении отдельных норм законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями и индивидуальными предпринимателями ювелирной отрасли» Росфинмониторинг неожиданно для всей ювелирной отрасли высказал интересную позицию. Так, Росфинмониторинг указал, что "получение денежных средств в виде оплаты за приобретённые клиентом ювелирные изделия не является платежом в целях реализации положений пункта 1.1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ". Из буквального толкования данного высказывания следует вывод о том, что до 10 января 2016 года все ювелирные магазины обязаны были проводить идентификацию всех клиентов при покупке ювелирных изделий на сумму до 15 000 рублей. Это при том, что арбитражные суды занимали иную точку зрения по применению пункта 1.1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ до 10 января 2016 года. Поэтому высказывание Росфинмониторинга о применении п. 1.1 ст. 7 является достаточно спорным.
Вопрос: Что делать, если клиент в ювелирном магазине отказывается предоставить свои паспортные данные?
Ответ: Покупатели ювелирных магазинов обязаны предоставлять ювелирному магазину, необходимую информацию, включая информацию о своих выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах на основании пункта 14 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ. При этом в соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ ювелирный магазин вправе отказать покупателю в продаже ювелирного изделия в случае непредставления необходимых документов. Кроме этого, в соответствии с пунктом 13 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ (в ред. Федерального закона №424-ФЗ от 30.12.2015 г.), в случае отказа покупателю в продаже ювелирного изделия, ювелирный магазин обязан документально фиксировать и представлять в Росфинмониторинг сведения о данном отказе, в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об отказе от проведения операции, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В заключение Росфинмониторинг отметил, что согласно пункту 12 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ, отказ от выполнения операций не является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, за нарушение условий соответствующих договоров.
Вопрос: Следует ли представлять в Росфинмониторинг сведения о возврате ранее отгруженных в рамках договора купли – продажи ювелирных изделий?
Ответ: В случае возврата ранее переданных на реализацию ювелирных изделий в рамках договора скупки, купли – продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий на сумму равную или превышающую пороговое значение, организации (индивидуальному предпринимателю), которым возвращено ранее поставленное имущество, следует представлять сведения о данной операции, как об операции, подлежащей обязательному контролю, с указанием в показателе «Тип записи в ФЭС» - значения «1» - первичное представление информации.
ФЭС 1-ФМ о такой операции с имуществом формируется следующим образом:
- в показателе «Назначение платежа» указываются реквизиты обосновывающих и подтверждающих документов, на основании которых осуществляется возврат имущества;
- в показателе «Характеристика операции» указывается «Возврат ранее поставленных (отгруженных) драгоценных металлов (драгоценных камней, ювелирных изделий, лома таких изделий)»;
- в показателе «Сумма операции» - указывается стоимость возвращаемого имущества;
- в показателе «Дополнительная информация» следует указать сумму по каждой отдельной товарной накладной или платежному документу, о которых представляются сведения, а также сведения о сообщениях, ранее представленных по указанному договору;
- в показателе «Код признака операции» значение «1»;
- в сведениях о лице, которое осуществляет возврат имущества, в показателе «Код роли участника операции (сделки)» следует указать значение «01-Плательщик», в показателе «Код вида участника операции (сделки)» указывается значение «02»-Покупатель»;
- в сведениях о лице, которое получает возвращенное имущество, в показателе «Код роли участника операции (сделки)» следует указать значение «02-Получатель», в показателе «Код вида участника операции (сделки)» указывается значение «01»-Продавец».
В случае, если стоимость одной партии возвращаемых ювелирных изделий менее установленного порогового значения, то сведения о такой операции следует представлять в Росфинмониторинг, когда стоимость имущества по нескольким осуществленным возвратам ювелирных изделий достигнет или превысит установленное пороговое значение.
Вопрос: Подлежат ли обязательному контролю операции, связанные с реализацией икон, покрытых серебром, также иных изделий, выполненных с применением технологии плакирования и гальванопластики? Такие изделия часто не имеют пробирного клейма.
Ответ: Иконы, сувениры и посуда, покрытые серебром, выполненные с применением технологии плакирования и гальванопластики относятся к ювелирным и другим изделиям из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней. Следовательно, операция по скупке, купле-продаже таких изделий подлежит обязательному контролю в соответствии с абзацем 6 подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона №115-ФЗ, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает пороговое значение (600 000 рублей). При этом, наличие или отсутствие пробирного клейма не является фактором, определяющим необходимость представления сведений об операциях с данными изделиями в Росфинмониторинг. Это следует из определения термина "ювилерные изделия" в статье 1 Федерального закона от 26 марта 1998 г. №41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней - изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов и имеющие пробы не ниже минимальных проб, установленных Правительством РФ, в том числе изготовленные с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней, других материалов природного или искусственного происхождения или без них, за исключением монет, прошедших эмиссию, и государственных наград, статус которых определен в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо изделия, изготовленные из материалов природного или искусственного происхождения с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней.
Вопрос: Подлежат ли обязательному контролю сделки по реализации драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий в рамках договоров комиссии?
Ответ: Согласно положениям статьи 3 Федеральным законом № 115-ФЗ операции с денежными средствами или иным имуществом – действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей. При этом указанные операции могут осуществляться сторонами как непосредственно, так и через посредников.
Согласно статье 990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. При этом действия комиссионера в рамках договора комиссии направлены исключительно на совершение сделок купли-продажи драгоценных металлов или драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий. В этой связи, операции, как с денежными средствами, так и с имуществом скупки, купли – продажи драгоценных металлов или драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий в совершаемые в рамках договора комиссии будут подлежать обязательному контролю в соответствии с абзацем 6 подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ, если сумма на которую они совершаются равна или превышает пороговое значение.
Вопрос: На кого возложена обязанность по представлению сведений об операции с денежными средствами и имуществом скупки, купли – продажи драгоценных металлов или драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий в совершаемые в рамках договора комиссии: на комитента или на комиссионера?
Ответ: Согласно положениям статьи 3 Федерального закона № 115-ФЗ клиент - физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом. Таким образом, комиссионер оказывает услугу как комитенту по реализации имущества, так и покупателю по приобретению такого имущества. В этой связи в целях Федерального закона №115-ФЗ клиентами по отношению к комиссионеру являются как комитент, так и покупатель. Учитывая положения статьи 3 Федерального закона №115-ФЗ в части определения понятия «клиента», подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, статьи 990 ГК РФ сведения в Росфинмониторинг по операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым в рамках договора комиссии, представляются комиссионером.
При этом комиссионер предоставляет в Росфинмониторинг сведения:
- по факту поставки (отгрузки) товара от комитента комиссионеру;
- по факту реализации (продажи) товара комиссионером покупателю;
- по факту поставки (отгрузки) товара от комитента покупателю (при наличии сведений);
- по факту перечисления денежных средств комиссионером комитенту за реализованный в рамках договора комиссии товар;
- по факту получения денежных средств комиссионером от покупателя;
- по факту перечисления денежных средств покупателем комитенту за реализованный в рамках договора комиссии товар (при наличии сведений).
При этом при формировании ФЭС 1-ФМ по фактам, указанным в пунктах 2 и 5, в качестве выгодоприобретателя указывается комитент.
Вопрос: Подлежат ли обязательному контролю сделки по реализации драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий в рамках агентского договора?
Ответ: Согласно статье 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (Агент) обязуется по поручению другой стороны (Принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. При этом действия Агента в рамках агентского договора направлены на совершение сделок купли-продажи драгоценных металлов или драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
Следовательно, операции как с денежными средствами, так и с имуществом при скупке, купле – продаже драгоценных металлов или драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий в совершаемые в рамках агентского договора будут подлежать обязательному контролю в соответствии с абзацем 6 подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ, если сумма на которую они совершаются равна или превышает пороговое значение.
Вопрос: На кого возложена обязанность по представлению сведений об операции с денежными средствами и имуществом совершаемые в рамках агентского договора купли – продажи драгоценных металлов или драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий: на агента или принципала?
Ответ: Согласно положениям статьи 3 Федерального закона № 115-ФЗ клиент - физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом. На основании указанного определения «клиента» модно сделать следующие выводы. Агент оказывает услугу как принципалу по реализации/приобретению имущества, так и покупателю/продавцу по приобретению/реализации такого имущества. В этой связи в целях Федерального закона №115-ФЗ клиентами по отношению к агенту являются как принципал, так и покупатель/продавец имущества. Руководствуясь положениями статьи 3 Федерального закона №115-ФЗ в части определения понятия «клиента», подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ, статьи 1005 ГК РФ сведения в Росфинмониторинг по операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым в рамках агентского договора, представляются агентом.
Агентские договоры направлены на совершение агентом сделок в интересах принципала (в рассматриваемом случае - сделок купли-продажи драгоценных металлов или драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, принадлежащих принципалу) или на обеспечение заключения таких сделок между принципалом и третьим лицом (потребителем).
При этом агент, в зависимости от условий договора с принципалом, может предоставлять в Росфинмониторинг следующие сведения:
Агентский договор на реализацию товара принципала:
- по факту поставки (отгрузки) товара от принципала агенту;
- по факту реализации (продажи) товара агентом покупателю;
- по факту поставки (отгрузки) товара от принципала покупателю (при наличии сведений);
- по факту перечисления денежных средств агентом принципалу за реализованный в рамках агентского договора товар;
- по факту получения денежных средств агентом от покупателя;
- по факту перечисления денежных средств покупателя принципалу за реализованный в рамках агентского договора товар (при наличии сведений).
При этом при формировании ФЭС 1-ФМ по фактам, указанным в пп. 2 и 5, в качестве выгодоприобретателя указывается принципал.
Агентский договор на приобретение товара принципалом:
- по факту поставки (отгрузки) товара от продавца агенту;
- по факту поставки (отгрузки) товара агентом принципалу;
- по факту поставки (отгрузки) товара от продавца принципалу (при наличии сведений);
- по факту получения денежных средств агентом от принципала для приобретения товара;
- по факту перечисления денежных средств агентом продавцу;
- по факту перечисления денежных средств принципаломпродавцу (при наличии сведений).
При этом при формировании ФЭС 1-ФМ по фактам, указанным в пп. 1 и 5, в качестве выгодоприобретателя указывается принципал.
Вопрос: Подлежит ли обязательному контролю в соответствии с абзацем 6 подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона №115-ФЗ операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, ювелирными изделиями из них и лома таких изделий в рамках договора подряда на давальческой основе?
Ответ: Согласно статье 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Согласно статье 703 ГК РФ договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику.
Таким образом, операции, совершаемые в рамках договора подряда (отгрузка материалов подрядчику для изготовления ювелирных изделий, отгрузка готовых ювелирных изделий заказчику, оплата подрядных работ) не относятся к операциям, подлежащим обязательному контролю, в соответствии с абзацем 6 подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона №115-ФЗ.
Вместе с тем, в случае, если при производстве ювелирных изделий по договору подряда на давальческой основе подрядчик помимо материала заказчика использует собственное сырье (например, драгоценные камни), то операции, связанные с отгрузкой готовых изделий и перечислением платежей за них, будут подлежать обязательному контролю в случае, если стоимость материалов заказчика равна или превышает пороговое значение.
Кроме того, если расчеты за предоставленные подрядчиком услуги по изготовлению ювелирных изделий из давальческого сырья производятся в натуральной форме, т.е. путём передачи части изготовленных изделий (материала заказчика) подрядчику в качестве оплаты, то такие операции будут подлежать обязательному контролю при равенстве или превышении стоимости такого передаваемого подрядчику имущества установленного порогового значения. При этом сведения в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ должны быть представлены подрядчиком.
При этом, как заказчику (за исключением заказчиков – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), так и подрядчику следует рассматривать такие операции с точки зрения принадлежности их к операциям, подлежащим контролю в соответствии с подпунктом 2 статьи 6 и пункта 3 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ. В данном случае Росфинмониторинг имел в виду следующие операции:
- Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица (п. 2 ст. 6)
- В случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 Федерального закона №115-ФЗ (п. 3 ст. 7).
Вопрос: Следует ли сообщать в Росфинмониторинг о возвратах комитенту драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, если стоимость возвращаемого товара составляет более 600 000 рублей? Если нужно, какой порядок информирования о возвратах через личный кабинет Росфинмониторинга?
К сожалению, официальными разъяснениями Росфинмониторинга и Пробирной палаты по указанному вопросу наши специалисты не располагают. Однако следует отметить, что в пункте 12 информационного письма №50 от 10 февраля 2016 г. «О применении отдельных норм законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями и индивидуальными предпринимателями ювелирной отрасли» Росфинмониторинг отвечал на похожий вопрос о возвратах товара по договору купли-продажи, что «в случае возврата ранее переданных на реализацию ювелирных изделий в рамках договора скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий на сумму, равную или превышающую пороговое значение, организации (индивидуальному предпринимателю), которым возвращено ранее поставленное имущество, следует представлять сведения о данной операции как об операции, подлежащей обязательному контролю. Также Росфинмониторинг описывает в данном пункте порядок заполнения формы 1-ФМ в отношении возврата товара.
Представляется, что следует руководствоваться данным ответом Росфинмониторинга. Вместе с тем, в связи с отсутствием прямого ответа на указанный вопрос целесообразно направить данный вопрос непосредственно в Пробирную палату России.
Вопрос: Ювелирный магазин собирает анкеты по физическим лицам – покупателям, приобретающим часы на 40 000р. (наличным расчетом) и 100 000(безналичным расчетом). В случае покупки физическим лицом более, чем на 600 000 р. Ювеилрный магазин информирует Росфинмониторинг об указанной сделке. Нет ли здесь нарушения требований Федерального закона "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ?
Согласно пункту 8 статьи 7 представление в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющим скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, их руководителями и работниками сведений и документов в отношении операций клиентов, не является нарушением служебной, банковской, налоговой, коммерческой тайны и тайны связи. Таким образом, если специальное должностное лицо ювелирного магазина, представило в Росфинмониторинг сведения, составляющие служебную или коммерческую тайну, и это представление преследовало цель противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, такое представление не будет являться нарушением служебной или коммерческой тайны, поэтому ответственность за данные действия также не наступит. Кроме этого, нужно отметить, что в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» запрещено информировать клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. То есть, покупатель ювелирного изделия не должен знать о том, что ювелирный магазин сообщает о сделках клиента в Росфинмониторинг.
Однако, что в ходе идентификации клиентов – физических лиц ювелирный магазин собирает определенный перечень информации, предусмотренный пп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ: фамилию, имя, а также отчество, гражданство, дату рождения, реквизиты документа удостоверяющего личность, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» перечисленная информация подпадает под определение «персональные данные» так как прямо относятся к физическому лицу. В связи с этим, ювелирный магазин обязан разработать и утвердить внутренний локальный акт о правилах обработки указанных данных в организации.